Ознакомление с жизнью и деятельностью отечественного музыканта
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Акимова Алла Львовна

Конспект интегрированного комбинированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект849.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного комбинированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Ознакомление с жизнью и деятельностью отечественного музыканта»

Тема: «Ознакомление с жизнью и деятельностью отечественного музыканта»

Программное содержание: Развитие музыкального восприятия, формирование представлений детей о творчестве композитора Петра Ильича Чайковского, о жанрах музыки, развитие умения анализировать музыкальные произведения.

Цель занятия: Знакомить детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского. Приобщать детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре.

Задачи:

- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;

- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;

- вовлекать дошкольников в разные виды художественно эстетической деятельности.

Словарная работа: Фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса, балет, композитор, слушатель, исполнитель, вальс, жанр.

Музыкальный материал:

«Старинная французская песня» из «Детского альбома»;

«Песня жаворонка» из «Детского альбома»;

«Нянина сказка» из «Детского альбома»;

«Игра в лошадки» из «Детского альбома»;

«Марш» из балета «Щелкунчик»;

«Вальс» из балета «Спящая красавица»;

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;

«Старинная французская песенка» из «Детского альбома»;

«Полька» из «Детского альбома»;

«Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».

Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, портрет композитора, DVD проигрыватель, телевизор, парты (по количеству детей), музыкальные инструменты, альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки для рисования, искусственные цветы для вальса.

Ход занятия: На центральной стене большой портрет П. И. Чайковского.

Муз. рук.: Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычное занятие. На протяжении всего занятия вы будете слышать сказочную музыку.

Скажите, дети, а вы знаете кто такой композитор? Ответы детей. Нет.

Композитор — это тот кто пишет музыку

Сегодня мы с вами познакомимся с автором этой красивой музыки, русским композитором П. И. Чайковским (показ портрета композитора).

Муз. рук.: (рассказывает детям о П. И. Чайковском)

- Чайковский рос в многодетной семье. Его папа не был музыкантом, а мама, была простой домохозяйкой и занималась своими детьми. Семья не была богатой, но в детях с детства воспитали любовь к музыке: мать каждый вечер играла на фортепиано и пела. Когда композитору Петру Ильичу, было 10 лет, его семья переехала жить в Санкт-Петербург.

В 12 лет Чайковский поступил в Санкт-Петербургское училище правоведения. Там и начались серьёзные занятия музыкой.

Музыка не давала ему спать спокойно, и в 21 год Пётр Ильич поступил в Петербургскую консерваторию. Это такое учебное заведение, где учат играть на различных музыкальных инструментах и сочинять музыку.

Чайковский считается одним из самых известных композиторов во всей истории музыки. Очень много красивых произведений было написано им.

Петр Ильич сочинил более 80 музыкальных произведений, в том числе десять опер и три балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Муз. рук.: Итак, сегодня мы с вами поближе познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Звучит аудиозапись «Старинная французская песня» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Тихо – тихо рядом сядем-

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тройки,

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит и ведёт нас за собой.

Ребята, я вам предлагаю послушать музыкальное произведение.

Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Муз. рук.: Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор? К какому жанру относится?

Дети: Это «Песня жаворонка» Чайковского.

Муз. рук.: Правильно. Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

Ребёнок 1:

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней-

Не спугнуть бы нам его.

Муз. рук.: Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом».

В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Ребёнок 2:

Льётся музыка рекой,

Вьётся нотною строкой.

Снова звуков полноводье

Захлестнуло всё вокруг.

И кораблики мелодий

Выплывают из –под рук.

Ребёнок 3:

Их волна крутая кружит ,

Но сдержать не может, нет.

В царство кукол, в мир игрушек

Мы плывём за ними вслед.

Муз. рук.: Послушайте фрагмент пьесы.

Звучит аудиозапись пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Муз. рук.: Как называется эта пьеса, в каком жанре она написана?

Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное няня рассказывает сказку ребёнку перед сном.

Муз. рук.: А теперь прозвучит следующая пьеса из «Детского альбома». Вспомните её название и жанр.

Звучит пьеса «Игра в лошадки» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Дети: Это «Игра в лошадки», а написана она в жанре марша.

Давайте поиграем в наездников, выходите на круг и покажите, как нужно ездить верхом на лошади под музыку.

Муз. рук.: А сейчас мы проведем музыкальную викторину «Узнай музыку» ( берет три иллюстрации)

Сейчас вы услышите произведение. Послушайте внимательно и найдите иллюстрацию, которая подходит к данной музыке.

1. «Марш деревянных солдатиков».

2. «Песня жаворонка».

- А теперь послушайте и назовите название произведения.

1. Определяют иллюстрацию.

2. Называют его.

Петр Ильич много путешествовал, он бывал во Франции и Италии, в Америке и Германии, слушал там народные песни, запоминал их и записывал.

- Послушайте «Немецкую песенку» .

Это песенка – танец. Она напоминает вальс. Его танцевали парами, кружась.

На сильную долю танцору сильно ударяли ногой об землю.

(исполняется «Немецкая песенка»)

1. Сколько в этой пьесе частей? (две) .

2. А какие они? (громкая и тихая) .

3. Повторяются ли части? (да, 1часть) .

4. Этот танец – вальс. А как же он считается? (на 1, 2, 3) .

Давайте прохлопаем в ладоши ритм танца: 1ч. – тихо, 2ч. – громко.

И еще раз, но теперь с музыкальными инструментами.

Муз. рук.: А сейчас, давайте возьмем инструменты и подыграем целым оркестром, импровизируя.

Молодцы, ребята!

Муз. рук.: А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характера весёлый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и счастливого детства. Девочка Маша героиня балета получила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной ёлки. Всё это можно услышать в музыке.

Звучит аудиозапись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

А теперь посмотрим видеоряд о балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Показ слайдов.

Муз. рук.: Кто такой Щелкунчик?

Ребёнок 4: Щелкунчик – это забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта фигурка для раскалывания орехов.

Ребёнок 5:

Звенят колокольцами песни-сказки,

Таинственные мелодии.

Какие созвучья, какие краски,

Совсем небывалые, вроде бы!

Ребёнок 6:

Травой они шуршат под ногою,

Звездой в озёрах качаются,

То вдруг обернутся Бабой Ягою,

А то вдруг Спящей Красавицей. .

Муз. рук.: Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. А сейчас садитесь за столы и попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.

Звучит «Вальс» из балета «Спящая Красавица».

Анализ рисунков:

Жёлтые, розовые, оранжевые – тёплые цвета, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.

Многие нарисовали круги. Вальс в переводе с французского означает «кружиться».

Давайте покружимся под музыку другого вальса. Я произнесу волшебные слова для того чтобы вас превратить в цветы:

Покружитесь, покружитесь

Все в цветочки превратитесь!

Звучит аудиозапись «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Дети с искусственными цветами кружатся в танце.

Муз. рук.: Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал в свой альбом. Я сыграю вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти её.

Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».

Дети: Из Франции. Эта пьеса называется «Старинная французская песенка».

Ребёнок 7:

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, пляски, шутки, смех.

Ребёнок 8:

Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И по-дружески, с улыбкой,

Вдруг в глаза нам заглянуть.

Ребёнок 9:

Может песней полусказкой

Нас, шутя, развеселить

И рассыпаться вдруг пляской,

В хороводе закружить.

Муз. рук.: Мальчики, приглашайте девочек на Польку.

Под звучание «Польки» из «Детского альбома» дети исполняют танец.

Муз. рук.:

И наш концерт окончен,

Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долго долго

Ещё звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искриться радугой дугой,

Как будто нам Жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой.

Итог занятия: Итак, сегодня мы с вами беседовали о творчестве русского композитора, П. И. Чайковском слушали его замечательную музыку.

Наше занятие, посвящённое творчеству П. И. Чайковского подошло к концу, сейчас вы возьмёте рисунки и под «Марш деревянных солдатиков» выйдите из зала. Всем спасибо. До свиданья.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность "Бременские музыканты"

Лексическая тема «Домашние животные» закончилась музыкальной сказкой «Бременские музыканты», проведённой группой   №5 МБДОУ № 460 города Челябинска. В качестве зрителей были дети группы № 8....

"Роль социального партнерства ДОО при ознакомлении старших дошкольников с Великой Отечественной войной"

В статье дано описание взаимодействия ДОО с учреждениями сициума при ознакомлении детей с ВОв. Раскрыты подробно принципы построения данного сотрудничества....

Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной методом проекта

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы. Тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Всё дальше в прошлое уходят го...

Конспект самостоятельной музыкальной деятельности «Весёлые музыканты»

Конспект самостоятельной музыкальной    деятельности «Весёлые музыканты»...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края «Машина времени»

Детям предлагается совершить путешествие во времени, познакомиться с основными событиями истории родного края в этапах отечественной истории, от каменного века до наших дней. Побывать в древнем мире п...

"Ознакомление детей с событиями Великой Отечественной Войны"

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование гражданских чувств.К сожалению, современные дети имеют поверхностное предст...