Главные вкладки

    Открытое занятие "Зимующие птицы" Средняя группа
    материал (средняя группа) на тему

    Чумичева Елена Александровна

    Цель: уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах.

     

    Задачи:

     

     1) Воспитательная:  воспитывать  интерес к деятельности; вызывать эмоциональный отклик. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе и птицам. Воспитание любви и заботы к птицам. Формирование нравственно-эстетических чувств к природе.

     

     2)  Развивающая: развивать  воображение, любознательность, память и мышление детей; повышать речевую активность детей; развивать умение отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие.

     

     3) Образовательная:  Уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, о питании. Закрепить строение птиц.

     Активизировать в речи обобщающие слова:  «зимующие птицы»; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная, холодная, снежная. Уточнить и расширить словарь по теме. Закрепить представления о характерных признаках зимы. Совершенствование грамматического строя речи. Обогащение и активизация словаря по теме. Систематизировать знания детей о зимующих птицах.

     

    Методы воспитания и обучения: пояснение, показ, похвала, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, анализ, сюрпризный момент, игровая ситуация, дидактическая игра,  создание ситуации успеха.

     

    Принципы воспитания и обучения:

    - традиционные: принцип наглядности, доступности, сознательности и активности;

    - развивающего обучения: принцип деятельности, взаимодействие со сверстниками и педагогом; интеграции (реализация в игровой, речевой, познавательной деятельности).

     

    Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

     

    Планируемый результат: дети принимают заинтересованное участие в образовательном процессе; используют вербальные и невербальные средства общения; способны решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту; овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

     

    Нормативно-правовая основа:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

    2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред.

    Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой  М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

    3. Рабочая программа МБДОУ «Детский сад №25 комбинированного вида» на 2015 – 2016 учебный год средней группы №2 (разработчики: Ли О.И., Чумичева Е.А.).

     

     

     

    Список литературы:

    1.     Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-64с.

    2.     Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 80 с.

     

    Оборудование:   Панорама зимнего леса. Иллюстрации картинок зимы, зимнего леса. Иллюстрации с изображением  птиц. Аудиозапись «Голоса птиц». Корм для птиц. Конверт с письмом. Палочки Кюизенера.

     

    Связь НОД с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

     

     

    План:

    1. Организационный момент

    2. Мотивационно-целевой

    3.     Закрепление знаний

    4.  Подведение итогов занятия

     

     

     

     

     

     

    Ход занятия

    Этапы

    занятия

    Задачи

    Методы

     

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Планируемый результат

    Организационный момент

    Задачи: подготовить детей к занятию

    Сюрпризный момент, создание положительного эмоционального подъема,

    вопросы

    Дети заходят в группу и приветствуют гостей.

    Воспитатель:

    Игровое упражнение «Улыбка». Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. 
    Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! 

    Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила  конверт, на котором  написано: «Детский сад № 25. Ребятам группы

    № 2». Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и тогда мы узнаем, кто же нам прислал это письмо:

    Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее ... Ребята, вы узнали, кто это?

    Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.

    Зачитывается письмо: «Дорогие ребята, я была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Чем они питаются? Ничего не пойму, что к чему?»

     

    Ребята, давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться. Согласны?

    А какое время года сейчас? Какие признаки зимы вы знаете? Какая зима? А какую одежду надевают зимой?
    Надевайте свои шубы, теплые шапки. Да варежки с рукавицами не забудьте.

    А какую обувь наденем сегодня? Ну что, все оделись и готовы? Тогда в путь!

    Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела  все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти. Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

    Дети приветствуют гостей.

     

     

     

    Дети выполняют упражнение. 

     

     

     

    Сорока!

     

     

     

     

     

    Зима. Снежная, морозная, суровая, холодная.

    Зимнюю одежду.

     

    Дети имитируют ходьбу на лыжах

    Дети настроены на занятие

    Мотивационно-целевой

    Задачи: Привлечь внимание детей к выполнению заданий

    Использование художественного слова,

    иллюстрации

    Вот мы и прибежали в лес.

    Ребята, посмотрите как красиво в лесу зимой! Сколько снега. А какой свежий и чистый воздух! Давайте, почувствуем его! А для этого вдох делаем носиком, а выдох – ртом, не спеша.

    Ребята, посмотрите сколько разных птиц в лесу!

    Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете о какой птице идёт речь? И покажите эту птицу.

     

    ·        Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? 

    ·        Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

              С первым снегом на рябине он появится опять. 

    ·        Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку.

              Кто узнал ее? 

    ·        Окраской - сероватая,

              Повадкой - вороватая,

              Крикунья хрипловатая -

              Известная персона.

              Кто она?

    ·        Кто летает, кто стрекочет?

               Рассказать всем новость хочет?

    ·        Я по дереву стучу,

    Червячка добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой,

    Всё равно ты будешь мой.

    ·        Эта птица сизокрылая

    Любит семечки клевать

    И тихонько ворковать.

     

    Молодцы, ребята! Давайте назовём характерные признаки каждой из этих птиц! Как мы можем назвать всех этих птиц одним словом? Какие это птицы? А почему их называют зимующими птицами?

     

     

     

     

     

     

     

    А давайте, ребята, прислушаемся и попробуем определить по пению птиц – какой голос какой птице принадлежит. Слушаем внимательно!

    Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

    Молодцы, ребята!

    Игра «кто как голос подаёт?»

    Сорока-стрекочет               снегири - свистят

    воробьи - чирикают           синицы - свистят
    голуби - воркуют                вороны - каркают  

     

     

    Дети выполняют упражнение

     

     

     

    Ответы детей:

     

    Воробей

     

     

    Снегирь

     

     

    Синичка

     

     

     

     

    Ворона

     

     

    Сорока

     

     

    Дятел

     

     

    Голубь

    Снегирь – красногрудый. Сорока-белобока. У синички жёлтая грудка.

    Зимующие птицы.

    Потому что они остаются зимовать 

     

     

     

     

    Дети определяют какой голос принадлежит какой птице.

    Ответы детей

     

    Закрепление знаний

    Задачи:

    Закрепить знания детей о зимующих птицах

    Создание проблемной ситуации;

    игровая ситуация, пояснение

    Легко ли зимующим птицам зимой? Почему из леса они прилетают ближе к людям? Ребята, зачем нам на участке кормушка? А зачем надо зимой кормить птиц?

    А сейчас ребята, мы с вами поиграем.

    Игра  называется «Чем питаются птицы зимой?»

    Перед вами корм для птиц. Назовите: какая птица,  чем питается? Не выкрикиваем, поднимаем руку и отвечаем полным ответом.

    Нет. Чтобы кормить птиц. Потому что птицам зимой холодно и трудно добывать себе корм (голодно).

    Ответы детей.

    Актуализация знаний детьми

    Динамическая пауза

     

    Воспитатель: ребята, а сейчас давайте немного отдохнем.

     

    Физкультминутка «Летели две птички»

    Летели две птички

    Ростом невелички

    Как они летели

    Все на них глядели

    На полянку сели

    Песенку запели

    Стали расставаться

    Крепко обниматься

     

     

     

    Физкультминутка «Холодно птичкам»

    Птички летают, в стаи сбиваясь

    Кружатся в нашем саду,

    Прыгают птички, крыльями машут,

    Только тепла не найдут.

    Холодно птичкам, голодно птичкам

    Птички устали летать

    Ветер колючий крылышки студит

    Хочется им отдыхать.

    Холодно птичкам, голодно птичкам

    Птички устали летать

    Зерен возьмите, птиц покормите

    Хочется им поклевать.

    Дети выполняют физ. минутку

     

    помахать руками

    присесть

    повороты вправо, влево

    присесть на корточки

     

    объятия

     

     

     

     

    помахать руками

    как птицы

    прыжки

     

    присели

    руки вверх, качаем ими в стороны

    присесть

     

    наклоны туловища вперед

     

    2-е задание

    Задачи:

    Закрепить знания детей о зимующих птицах

    Вопросы, игровая ситуация, пояснение, похвала, создание ситуации успеха, дидактическая игра, анализ

    Д/и «Скажи какая? какой?».

    ·         Если у птицы белый бок, она какая? 

    ·          Какую птицу называют белобокой?

    ·         У птички жёлтая грудка, она какая?

    ·         Какую птичку называют желтогрудой?

    ·         Если у птички красная грудка, она какая?

    ·         Какую птицу называют красногрудой?

    ·         Если у птицы толстый клюв, она какая?

    ·         Какую птицу называют толстоклювой?

    ·         Если у птицы короткий клюв, она какая?

    ·         Какую птицу называют короткоклювой?

    ·         Если у сороки чёрный хвост, то она какая?

    ·         Ворона большая, а воробей какой?

    ·         Сорока длиннохвостая, а воробей какой?

    ·         Дятел длинноклювый, а воробей какой?

    ·         У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой?

    ·         У снегиря грудка красная, а у синицы какая?

    Игра «Один – много»

    Одна – ворона, много – ворон;

    Один – воробей, много – воробьев;

    Одна – синица, много – синиц;

    Один – дятел, много – дятлов;

    Один – снегирь, много – снегирей;
    Одна – сорока, много – сорок;

     Один – голубь – много – голубей.

     

     

    Белобокая

    Сороку

    Желтогрудая

    Синица

    Красногрудая

    Снегирь

    Толстоклювая

    Ворона

    Короткоклювая

    Воробей

    Чернохвостая

    Маленький

    Короткохвостый

    Короткоклювый

    Маленький и тонкий

    Желтая

     

    Ответы детей.

     

    3-е задание

    Задачи:

    закреплять знание детей о зимующих птицах

    Дидактическая игра;

    конструктивно-модельные действия

     Д/игра «Назови ласково»:

    Птица – птичка;

    Перо – пёрышко;

    Крыло – крылышко;

    Хвост – хвостик;

    Клюв – клювик;

    Синица – синичка;

    Воробей – воробушек;

    Голубь – голубок;

    Ворона – воронушка.

     

    Задание: «Птицы из палочек КЮИЗЕНЕРА»

    А перед тем как выполнить задание, давайте, повторим строение птиц. Назовите части тела птицы.

    Дети делятся на подгруппы и собирают из палочек КЮИЗЕНЕРА зимующих птиц.

    Молодцы, ребята! Какие красивые птицы у вас получились!

    Нам пора с вами возвращаться в детский сад. Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

    Вот мы и вернулись с вами в детский сад.

     

    Ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Строение птицы: голова, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки.

     

    Дети выполняют задание.

    Дети определяют домашних животных по соответствующим признакам

    Подведение итогов

    Задачи:

    Систематизировать знания детей

    Обобщение,

    Анализ, похвала

    Воспитатель:  Вам понравилась прогулка в лес?  Каких птиц мы с вами встретили? А почему птиц надо кормить зимой?

    Теперь мы с вами напишем ответ нашей сороке: почему не все птицы улетели из леса и что они едят.

    Ребята, скоро мы с вами  пойдём на прогулку и покормим птиц.

    ·         Кого угостим салом?

    ·         Рябиной?

    ·         Семечками?

    ·         Кусочком яблока?

     

    Ответы детей.

    Дети обобщают в краткой форме результаты своей деятельности

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия (подготовительная группа ОНР) Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

    Конспект открытого занятия (подготовительная  группа ОНР).Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине....

    Открытое занятие (старшая группа)

    Тема: «В гости к Морозу Ивановичу».(старшая группа)Цель:·         Совершенствование связной речи, формирование культуры общения;·...

    Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.

    Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики       на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...

    Открытое занятие в группе раннего возраста "В гостях у Хозяюшки"

    В материале предоставлен сценарий занятия в группе раннего возраста по теме "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей"...

    Открытое занятие в группе для детей с ОНР (Звуки "П" и "Т")

    Открытое занятие в группе для детей с ОНР (старшей)Тема: Звуки "П" и "Т"Цель:- закрепление навыков различения и правильного произношения звуков П, Т;- развитие внимания, памяти, логического мышления;-...

    Конспект открытого мероприятия (средняя группа) №2

    Конспект открытого мероприятияПо Математическому развитию.Машенька в гостях у детей.Тема: « Встреча со сказочным героем-девочкой Машенькой».Цель:1 . формировать умение слушать рассказ взрослого , закр...

    План недели «Неделя детской книги» Группа кратковременного пребывания .Конспект открытого занятия в группе кратковременного пребывания «Путешествуем вместе с солнышком» по стихотворениям А.Барто из цикла «Игрушки»

    открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любви к книге; становление детей как будущих читателей. Воспитание у детей способностей и умение эстетически воспринимать произведения л...