Опыт работы "Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития"
материал на тему

Ромашкина Светлана Николаевна

Материал представляет собой опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_opyt_raboty_moy.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1 «Тополёк» станицы Незлобной

                                                                                                                     

                                                                                         

                                 

Опыт работы

«Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития ребенка»

        

            Составила:

            воспитатель  средней группы

                                                                          Ромашкина С.Н.

                                                                           

        

2017 г.

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие, формирование познавательных интересов  ребёнка через  познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность

Именно исследовательская деятельность, детское экспериментирование являются ведущим видом деятельности у  детей дошкольного возраста.  

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте…», писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. 

В работах многих отечественных педагогов: Г.М. Ляминой, А.П.Усовой, Е.А.Панько, О.В.Дыбиной и других, говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

По мнению Н.Н.Поддьякова,  «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Он считает, что «чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

        Итак, проблема экспериментирования в дошкольных учреждениях, очень важна и актуальна. Она пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, непосредственно образовательную деятельность, прогулку, сон.        

Приступая к работе по внедрению детского экспериментирования определила задачи, которые необходимо решить в ходе работы с детьми:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Для внедрения технологии детского экспериментирования я разработала систему работы по исследовательской деятельности, куда включила работу с детьми (в совместном и учебном блоке).  

Мной были составлены перспективный план исследовательской деятельности в учебном и совместном блоках и циклограмма планирование познавательно- исследовательской деятельности.

 Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандарта планирование образовательного процесса основывается  на комплексно - тематическом планировании. План составлен с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение,экскурсия,беседа,конструирование,экспериментирование, исследовате-

льская  деятельность, коллекционирование,  развлечения, викторины, конкурсы.)

и т.д.). Темы помогают гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе, у детей появляется больше возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. 

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе.

В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности

При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность.

Материалы, находящиеся в уголке, распределяются по разделам: «Бумага», «Ткань», «Стекло», «Дерево», «Резина», «Пластмасса», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и достаточном количестве, в соответствии с возрастом.

Создана картотека:

- опытов-экспериментов,

- игр-экспериментирований.

В уголке имеются:

- приборы - помощники: увеличительные стёкла, магниты, весы;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл разного объёма и формы);

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, каштаны, спил, листья деревьев, засушенные цветы, семена и т. д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- медицинские материалы, зеркала, воздушные шары, мука, крупа, масло, сахар, соль, свечи и др.;

Для закрепления свойств материалов и предметов оформила:

-тактильные дощечки,

-тактильные мешочки,

- ящик ощущений,

- фито - подушечки;

Оформила развивающие игры: « Тонет не тонет», «Притягивает не притягивает», «Нырки», «Выложи свойства и качества материалов».

В уголке «живут» персонажи выбранные детьми -  Фиксики, которые многое хотят узнать и всем интересуются. Эти герои участвуют в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.

Вместе с детьми и их родителями собраны коллекции:  гербарии: растений нашего участка, листьев с деревьев нашего участка,  цветов по сезонам (весна, лето, осень), коллекции игрушек из «Киндер-сюрпризов», открыток по праздникам, временам года, открыток с насекомыми, бабочками,  коллекции фантиков, камешков, ракушек.

С детьми мы проводим эксперименты в соответствии с перспективным планом, например по выявлению причин отдельных явлений "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Я развиваю умение детей вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему, например, нельзя плавать на бумажном корабле?» 

Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

 После каждого эксперимента я приучаю детей к самостоятельности при  уборке рабочего места.

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

 По окончании опыта оформляем обобщающие карты - схемы, где на обратной стороне карточки описывается ход его проведения.

         Вместе с детьми придумали  условные знаки, обозначающие  свойства и качества предметов, изготовили   раздаточные карточки, на которых изображены эти условные знаки. С их помощью закрепляем полученные знания.  Дети выкладывают свойства и качества материалов и рассказывают о них.  В группе имеется настенное панно «Опиши материал», на котором дети условными значками выкладывают свойства и качество материала, исправляют специально созданные ошибки воспитателя, детей, рассуждают, доказывают, объясняют. В течение дня ребенок может выбрать объект для самостоятельного изучения. Например, за ростом и развитием лука, петрушки, укропа, веточками березы весной; оценивать состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания – хватает ли света растениям, необходим ли полив, рыхление земли, уход за уголком природы; прогнозировать различные по степени сложности и по содержанию воздействия на объект – утонет ли камень или ракушка в воде, что будет, если срезать зелень у лука и др. Все свои наблюдения и опыты мы зарисовываем  в альбоме. Рисунки рассматриваются всеми детьми, делаются выводы.

В уголке экспериментирования мы пользуемся различными материалами, работа  с разными материалами требует осторожности в обращении. Вместе с детьми мы придумали условные значки, обозначающие  правила обращения с приборами инструментами, поведения  во время проведения опыта. Знаки делятся на  запрещающие  и разрешающие. Эти знаки способствуют безопасному проведению опытов, дисциплинируют детей.

Для выявления свойств и качеств предметов также использую естественные ситуации, возникшие в ходе повседневной жизни   происходящие с детьми  (Почему дождь не намочил волосы у Коли?  Почему Танин снежок растаял быстрее, чем Анин Мною сделана подборка малых фольклорных форм и художественной литературы, используемых в детском экспериментировании:

- с водой:

Коль с водой имеем дело

Рукава засучим смело

Пролил воду -  не беда

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг он нам помог

И никто здесь не промок.

- со  стеклом:

Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может

А разбилось -  не беда

Есть ведь верные друзья.

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бочок

Вмиг осколки соберут

Наши руки сберегут.

Художественная литература помогает мне поддерживать интерес к решению проблемы, вызывать эмоциональные чувства, помогает прививать правила поведения в ходе эксперимента

Благодаря детскому экспериментированию, я вижу,  что мои дети стали более любознательными, общительными, умеют ориентироваться в окружающей обстановке, стремятся самостоятельно решать проблемы. Стали смотреть по телевидению и DVD познавательные передачи, делиться со мной и своими сверстниками впечатлениями.

             Реализацию поставленных задач осуществляю в тесном взаимодействии с семьёй.

 С этой целью провожу для родителей:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     - беседы за «круглым столом»,

- родительские собрания, на тему «Детское экспериментирование»

- консультации: «Как правильно экспериментировать?», «Игра-экспериментирование – что это?»

- семинар-практикум: «Ребенок в мире поисковой деятельности»

- дни открытых дверей.                                                                                                                                     Активно включаю нетрадиционные формы:

- анкетирование на тему: «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской деятельности детей».

- тестирование;

- выпуск газеты «Почемучка», посвященный детскому экспериментированию, из которой родители почерпнули много полезного, интересного и увлекательного для себя и для детей;

- домашнюю игротеку.

По результатам анкетирования  на начало и конец учебного года, стало видно, что интерес родителей к экспериментированию вырос на 30%. Родителям стало ясно, как велика роль экспериментирования в развитии детей.

Родители принимают активное участие в изготовлении оборудования и пополнения необходимыми для экспериментирования материалами

Итак, познавательно- исследовательская деятельность актуальна как  никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально и психически. Я буду продолжать, совершенствовать работу над этой темой, развивать у детей интерес к этому виду деятельности.

Хочу закончить выступление словами  В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратится к тому, что он узнал».

Список литературы

1.  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

2.  Виноградова Н. Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3.  Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

4.  Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

5.  Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6.  Иванова А. ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

7.  Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

8.  Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9.  Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увелич...

Презентация «Детское экспериментирование как ведущая деятельность дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы "Детское экспериментирование как ведущая деятельность дошкольного возраста"...

"Экспериментирование как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста"

Доклад "Экспериментирование как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста". Цели, задачи, этапы, правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности....

Игра как ведущая деятельность в период дошкольного возраста

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнк...

Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте

Какую важную роль  ведет за собой  игра, в развитии детей дошкольного возраста....