Опыт работы воспитателя Камышенцевой О.Ю.
учебно-методический материал на тему
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с применением технологии поисково-познавательной деятельноси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vospitatelya_kamyshentsevoy_o.yu_._.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
воспитателя высшей квалификационной категории
Камышенцевой Ольги Юрьевны
Тема:
Развитие познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста
с применением технологии
поисково – познавательной деятельности
г. Саратов
- Научное обоснование технологии
познавательно-исследовательской деятельности
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.
- «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Цели экспериментирования - это:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
В условиях нашего МДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
- во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
- во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- в - третьих, они практически безопасны;
- в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В МДОУ оборудованы уголки экспериментирования в каждой группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Эту работу начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания картотеки на тему «Детское экспериментирование».
В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:
- - для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);
- - для приборов;
- - для выращивания растений;
- - для хранения материалов (природного, «бросового»);
- - для проведения опытов;
- - для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).
Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:
- Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.
- Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
- Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).
- Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах подобраны места и оборудования для «Детской научной лаборатории», а также уголки экспериментирования, уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.
Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.
После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.
Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой.
Для этого использовали следующие опыты:
- превращение воды в лёд.
- превращение льда в воду.
С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- можно ли поймать воздух?
- может ли воздух быть сильным?
- движение воздуха.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему.
Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть.
Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее утонет?»).
Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья.
Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
В группе создан уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:
• емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.
• объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки
• различные материалы: ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т. д.
Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
- бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
- ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
- вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
- воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой ив комочке земли и т. д.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
3.Содержание технологии познавательно-исследовательской деятельности в МДОУ
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Исследования, начатые в непосредственно-образовательной деятельности, продолжаются в свободное время. В процессе экспериментирования дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.
Экспериментальная деятельность развивает у детей самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
К началу учебного года составляется перспективный план проведения экспериментов и опытов на весь учебный год.
Предлагая детям поставить опыт, необходимо:
- сообщить им цель и задачу, которая должна быть решена;
- дать время на обдумывание;
- привлечь детей к обсуждению методики и хода эксперимента, дать возможность во время экспериментирования проговаривать свои действия;
- оказать помощь тем детям, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль;
- подвести итоги и формировать выводы по эксперименту или опыту;
- поощрять приведение в порядок рабочих мест, уделяя особое внимание технике безопасности. Участие детей в планировании работы решает задачу развития детского мышления эффективнее, чем любой другой вид деятельности. И чтобы у детей не терялось ценное ощущение первооткрывателей, заранее нельзя предсказывать конечный результат.
Примерные разработки занятий с использованием экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста.
Общие программные задачи:
Образовательные:
- Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
- Познакомить детей со свойствами объектов неживой природы и материалами, предметами и явлениями рукотворного мира;
- Показать взаимодействие различных явлений в разных сочетаниях;
- Научить детей решать познавательные задачи.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Коррекционные:
- Развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие;
- Развивать осязательное восприятие предметов и явлений окружающего мира;
- Развивать произвольное внимание, ориентировку в пространстве;
- Развивать глазодвигательную активность, общую и мелкую моторику;
- Обучать приёмам выполнения предметно-практических действий;
- Развивать и укреплять мышц рук и силу пальцев рук.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание расширять свой кругозор, любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;
- Вызывать радость открытий, полученных из опытов, желание
работать в коллективе; - Формировать коммуникативные навыки;
- Воспитывать сознание ребенком потребности в сохранении своего здоровья и овладение навыками охраны своего зрения.
Поблочные цели экспериментальных занятий:
1 блок занятий: экспериментирование с песком, почвой, глиной, камнями.
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
2 блок занятий: экспериментирование с водой, льдом, снегом.Цель: Продолжать знакомство с телами неживой природы; узнать, почему вода – чудо природы; способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, опытом доказать, что в природе происходит круговорот воды; развивать познавательную активность и интересы детей, побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы; развивать логическое мышление, память, исследовательский подход; осваивать отдельные способы охраны природы.
3 блок занятий: экспериментирование с воздухом.
Цель: Развивать познавательную активность детей, предоставить детям возможность услышать, увидеть, почувствовать воздух; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
4 блок занятий: экспериментирование со светом.
Цель: Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире. Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света. Понять что свет – это поток световых лучей. Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Расширить представление детей о необходимость света и тени для живых организмов.
5 блок занятий: экспериментирование с запахами.
Цель: Познакомить с паром и свойством воды “испарение”. Научить находить “невидимку” и узнавать по запаху некоторые вещества, продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования; продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.
6 блок занятий: экспериментирование с электричеством, металлами, магнитами. Цель: Закрепить представление о способности магнита притягивать некоторые предметы, о взаимодействии магнитов друг с другом, различными сплавами металлов и другими материалами; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Примеры экспериментов и опытов:
1 блок. Тема: какие бывают почвы. Материал: стеклянная банка с остатками пережженной почвы и водой, бумажные салфетки, ведерки с чистым песком и сухой просеянной глиной, чистые стеклышки по количеству детей, листы А - 4 по количеству детей со щепотками песка и глины, емкости с песком и глиной, увеличительные стекла - 1 на пару, 3 небольшие емкости для замешивания “теста из песка и глины”, два маленьких мерных стаканчика, две спичечные коробочки, палочка, небольшой поднос. На столе перед каждой парой детей разложены маленькие емкости, листы бумаги А 4, стеклышки.
Ход опыта: Мы оставили в банке пережженную почву. Сверху вода. На дне то, что осталась от почвы. Осторожно солью воду. Палочкой зацеплю вещество и разложу в емкости. Помните пальцами, понюхайте. Что это? (для притирки пальцев использовать бумажные салфетки). Конечно, это глина. Вода отделила ее от песка. Песок осел раньше – оказался ниже, на самом дне. Возьмите щепотку сухой глины и потрите между пальцами. Потом потри между пальцами песок. Что мы заметили? Глина состоит из пылинок. Песок состоит из песчинок. Рассмотрите через увеличительное стекло песок. Песчинки разной формы и размера. Они отличаются друг от друга. А пылинки? Все одинаковые. Возьмите совсем немного сухой глины и потрите ею стекло. Посмотрите на свет: не появились ли на стекле царапины. Нет. Положите на стекло несколько песчинок, потрите стекло песком. Посмотрите на свет: не осталось ли на стекле следов. Остались. Почему на стекле от песка остаются царапины, а от глины - нет? Вывод: глина состоит из пылинок, песок - из песчинок; в состав почвы входит глина и песок. Количества песка и глины в разных почвах различно: если больше песка, почва называется песчаной, если глины - глиняной.
2 блок. Тема: Вода – чудо природы. Цель: Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
Ход опыта: - Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются. Я приготовила для вас два стакана: в один из них я положила снег, а в другой – лёд. - Какого цвета снег? (белый) - Какого цвета лёд? (бесцветный). Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом. - Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный). (Проводится на улице). Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий). Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза. Вывод: Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
3 блок.
Тема: секреты воздуха. Материал: банка с широким горлом, две небольших банки, прозрачный тазик с водой, картонная крышка немного больше воронки, маленькая пластиковая бутылочка с холодной водой и плотно вставленной в крышечку соломинкой, емкость с горячей водой, тканевая салфетка, салфетка из прозрачной ткани, акварельная краска любого цвета, небольшая яркая картинка или иллюстрация, воздушный шарик.
Ход опыта: Воздух - вещество. Воздух - невидимка. Сегодня мы попытаемся увидеть его, услышать и почувствовать. Возьмем большую стеклянную банку с широким горлом и наполним ее водой. Чуть - чуть подкрасим воду акварелью. Теперь возьмем баночку поменьше. Такую, которая легко входит в большую. Крепко держим баночку за дно и осторожно, горлышком вниз, опускаем в подкрашенную воду. Что происходит? Вода в банку не входит. Что ей мешает? Ведь банка - то пустая! Или нет? Может быть там притаился воздух - невидимка? Можно его сделать видимым. Эту же баночку опустим вверх дном в тазик с водой. Прижмем горло баночки ко дну, а потом осторожно наклоним ее. Что мы слышим? Невидимка подает голос. Что мы видим? Пузыри выскакивают из баночки, движутся вверх, к поверхности воды и бульк - исчезают. Мы увидели и услышали невидимку. Попробуем это сделать еще раз. Нальем в таз горячей воды, поместим большую салфетку. Достанем из холодильника бутылочку с трубочкой. Опрокинем ее в банку с водой так, чтобы конец трубки оказался под водой. Обернем бутылочку горячей салфеткой. Что происходит? Воздух подает голос... Почему ему стало тесно в бутылке? Холодный воздух занимает меньше места, его помещается в бутылку очень много. Горячая салфетка нагрела стенки бутылки, от них стал теплее и воздух. И воздух решил выбраться из бутылки. Посмотрите на картинку. Все разглядели. Между нами и картинкой - воздух. Он прозрачный, бесцветный, поэтому картинку видно. Поставим на картинку банку с водой. Посмотрите. Все рассмотрели, но вода менее прозрачна, чем воздух. Поместим перед картинкой легкую ткань. Трудно разглядеть картинку. Ткань не прозрачна. Вывод: воздух везде, он вокруг нас; он прозрачный, бесцветный; воздух видно, слышно, он легче воды.
4блок. Тема: солнечные зайчики Материал: зеркальца по количеству детей, источник света, возможно солнечные лучи. Прямая цель: дать детям представление о том, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях не только при свете; научить отражать свет зеркалом (пускать зайчиков).
Ход опыта:
Посмотрите в зеркало, что вы там видите? Свое изображение. Посмотрите, что происходит (направляю луч света на зеркало). Появился “зайчик”. Почему? Зеркало отражает луч света и само становится источником света. Спрячьте “зайчика” ладошкой. Поиграйте с “зайчиком” в прятки и догонялки на стене. Легко? Управлять “зайчиком”, передвигать его по стене, играть с ним трудно. Почему? Даже от небольшого движения зеркала “зайчик” перемещается на стене на большое расстояние. А сейчас перейдем в другую комнату. Попробуйте поймать “зайчика” Его нет. Почему? В комнате темно, нет яркого света, зайчики не появляются.
Вывод: на гладких блестящих поверхностях возникает отражение, и не только при свете; при отражение света зеркалом возникают “зайчики”
5 блок. Тема: Что исчезает быстрее? Прямая цель: Материал: чистый сухой пузырек с крышкой, маленький пробный флакончик (трубочка) с духами или туалетной водой, баночка с крышкой, баночка с водой, чистое сухое полотенце, горсть кукурузных палочек, два ватных тампона размером с горошину. Ход опыта: Мы знаем, что вода может испаряться. А другие жидкости? Сейчас проверим. Капнем на дно банки духами (туалетной водой) и быстро накроем крышкой. Немного подождем. Посмотрим, что произошло? Есть ли капелька на дне? Капля пропала, исчезла. Она улетучилась. Вещество, которое мы поместили в банку, испарилось: жидкость стала невидимым газом. Вещества вообще никогда не исчезают - они переходят из одного состояния в другое. Здесь из жидкого состояния в газообразное. Сейчас мы докажем, что духи не исчезли. Откроем банку. Из банки “разбегаются” невидимки - мельчайшие частицы душистого вещества. Воздух в банке можно очистить. Для этого необходимо открыть банку, всыпать туда кукурузные палочки и быстро закрыть. Банку нужно встряхивать минут 10 - 15, пока не надоест. Теперь банку откроем, палочки высыпаем на блюдце. Понюхаем воздух в банке. Что мы замечаем? Запах духов стал слабее. А палочки? Их запах изменился, они стали пахнуть духами. Различные жидкости исчезают, испаряются с разной быстротой - один из ватных тампонов намочим водой, второй - духами (туалетной водой) и положим рядом на блюдце. Наблюдаем: какой скорее высохнет? Духи испарились раньше. Вывод: все жидкости испаряются, становятся газом, но некоторые быстрее, некоторые медленнее.
6 блок. Тема: волшебная рукавичка. Материал: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, металлическая иголка, два бумажных самолетика: один их которых металлической иголкой, подвешенных на вешалку, стакан с водой. Ход опыта: Сейчас я вам покажу что - то интересное - беру рукавичкой мелкие металлические предметы, разжимаю - предметы не падают. Беру рукавичкой мелкие предметы их других материалов - дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага - рукавичка перестает быть волшебной. Почему это происходит? (При рассматривании рукавицы обнаруживается магнит). Сейчас я поднесу волшебную рукавичку к самолетам. Что происходит? Почему? Да, в одном из самолетов металлический предмет, в другом самолете его нет. А что произойдет с металлической иголкой? (“Нечаянно” уронила иголку в стакан с водой). - Как достать иголку из воды?
Вывод: магнит притягивает металлические предметы.
Заключение:
Итак, использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Главное достоинство экспериментов, заключается в том, что они дают детям реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Литература.
- “Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.
- “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
- “Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко.
- “Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
- “От педагогики повседневности – к педагогике развития” Журнал “Дошкольное воспитание”.
- “Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А.И. Иванова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя
Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...
Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...
ПРОЕКТ (опыт работы воспитателей средних групп в работе с родителями)
Совместный с родителями проект по ФЭМП у детей средней группы....
Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»
Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития ...
Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"
Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...