Реализуемые проекты в детском саду
проект (младшая группа)

Таджиева Елена Николаевна

Презентации проектов, реализуемых в ДОО с воспитанниками и их родителями

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Люблю березку русскую» Белоствольная березка – Символ Родины моей. Нету деревца другого Сердцу русскому милей. Н. Меркушова Подготовила: Таджиева Е.Н.

Слайд 2

Береза -одно из самых необыкновенных деревьев. Радостное, нарядное дерево. Само название произошло от старославянского « брезньнь », что означало «апрель». Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России, она прекрасно в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.

Слайд 3

Тип проекта: творческий, познавательный. Вид проекта: семейный, групповой. Ожидаемые результаты: дети понимают, что они часть русского народа; родная культура становится неотъемлемой частью души ребенка, у него появляется желание быть участником духовных, народных праздников, традиций, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, проявить творчество, знать свою культуру. Место проведения: МАДОУ «Детский сад «Сказка» №4». Сроки проведения: 2016-2017 учебный год. Участники проекта: - Родители, дети старшего возраста . Актуальность: Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.. у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми. Основная проблема: многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью. Гипотеза – формирование основ народных традиций должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Слайд 4

Цель: формирование познавательного интереса, представления о традициях и символах русского народа. Задачи: Образовательные: познакомить детей с деревом, ставшим символом России; расширить представления детей об образе березы в фольклоре, поэзии, искусстве Развивающие: развивать эстетический вкус умение видеть, ценить и беречь красоту Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине. Методы и приемы Заучивание потешек , прибауток, закличек . Использование пословиц, загадок, поговорок. Чтение художественной литературы. Использование русских народных песен и танцев. Проведение русских народных игр. Применение игрушек и изделий народных промыслов. Представление кукольного театра. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. Беседы, вопросы. Формы образовательной работы с детьми Организованные занятия. Совместная деятельность. Праздники и развлечения. Наблюдения в быту и природе. Организация конкурсов рисунков и поделок Посещение тематических выставок Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Слайд 5

Этапы реализации проекта:

Слайд 6

Формы и методы работы Сроки выполнения Непосредственная образовательная деятельность Прослушивание сказки «Про березку». Сентябрь 2. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками. Сентябрь 3.Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи . Сентябрь 4. Чтение «Березовый лес» И.Бунин . Сентябрь 5. Рисование акварелью «Золотая березка». Октябрь 6 . Заучивание наизусть стихотворений С.Есенина «Белая береза»; «Люблю березку русскую» А. Прокофьева. Ноябрь 7. Творческое рассказывание «Березка и ее друзья». Ноябрь 8.Выставка рисунков детей «Ай, да березка!» 9.Просмотр презентации «Во поле березка стояла!» Декабрь

Слайд 7

Формы и методы работы Сроки выполнения Игровая деятельность 1.Упражнения с березовыми чурочками. 2.Словесные игры «Составь предложение со словом «береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов). 3.Дидактические игры «Найди лишний предмет», «Подбери пару». 4.Хороводные игры «Во поле березка стояла». 5.Физминутки. В течении проекта Праздник «Святая Троица»: хороводы использование малых фольклорных форм подвижные игры чтение стихов игра-драматизация Июнь Целевая прогулка: 1.Наблюдение за осенними березками на участке детского сада. 2.Наблюдение за зимней березкой. Сентябрь Декабрь Экскурсия в городской парк: наблюдение за деревьями в парке, с бор листьев для гербария. Октябрь

Слайд 8

Формы и методы работы Сроки выполнения Изготовление поделок из листьев березы и природного материала: составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала. Сентябрь - Октябрь Развлечение: вечер загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов, подвижных игр. В течении года Изготовление плакатов: рисование плаката «Сохраним русскую березку». Май Итоговое открытое мероприятие «Люблю березку русскую». Май Работа с родителями: 1.Папка-передвижка «Все о русской березе». 2.Родительское собрание. 3.Прогулки с детьми в природу. 4.Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России». 5.Подготовка праздника «Святая Троица». В течении проекта Сентябрь-Апрель В течении года В течении проекта Май-Июнь

Слайд 9

МОНИТОРИНГ. На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе. Критерии к диагностической карте. Высокий уровень - использует в активной речи потешки , прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения. - знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения. - знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества - знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. - умеет играть в подвижные и хороводные народные игры. - знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские) Средний уровень. - знает потешки , прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи - знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни - знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них - знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них - знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы Низкий уровень. - знает потешки , пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи - знает народные приметы - знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие - знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним

Слайд 10

Результаты диагностики на окончание проекта У детей: дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми. у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам. дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа. у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором. могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания. у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты. Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи. У родителей: Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей. Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов. Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно -образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада. В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта. Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла. Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».

Слайд 11

Вывод: в результате приобщения дошкольников к фольклору мы убедились, что народное творчество для детей является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины: дети выразительно читают стихи, знают песни, народные игры , символы; с оздание в группе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Люблю березку русскую», на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания о символах русского народа, создан мини-музей "Берёза- Берегиня " (созданный совместно с родителями); альбом " Русская красавица"; вернисаж детских рисунков; выставка детских поделок, аппликаций; фотоколлаж семейной экскурсии в березовую рощу; библиотека художественной литературы о березе; костюмы для театрализованной деятельности (изготовленные с помощью родителей); дидактические игры, пособия. Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение         города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Конспект занятия

 по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

(Совместно с родителями).

группы общеразвивающей

направленности детей младшего возраста «Капитошки».

                     

Воспитатель:

Таджиева Е.Н.

     

 г. Нижневартовск, 2018

Тема: «Образ света. Самый любимый образ – мама». 

Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.

Задачи:

Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ», довести до понимания детей, что солнышко несет свет и тепло, учить радоваться солнышку, упражнять в запоминании коротких потешек, учить слушать своих сверстников и воспитателя; закрепить знания детей о своей маме – называть имя, вызывать желание говорить о маме добрые слова, называть положительные качества (добрая, заботливая, веселая, красивая, самая лучшая).

Воспитательные задачи: вызывать эмоциональную отзывчивость на эмоциональные образы солнышка и петушка; воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку.

Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, умение выражать свои добрые чувства. Социокультурное присоединение семьи и детского сада.

Активизировать словарь: Ангел, добрая, заботливая, веселая, красивая, самая лучшая.

Ход занятия:

 Воспитатель в народном костюме входит в зал вместе с детьми под музыку.

Воспитатель: 

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«Добрый вечер!» -говорим.              

Ой, да мы здесь не одни! Посмотрите, сколько здесь гостей! Давайте поздороваемся с гостями, подарим им свою улыбку, хорошее настроение.

Первый и любимый образ на всю жизнь-это образ мамы. Мама согревает малыша своей добротой, защищает от жизненных бед. Издавна все доброе и хорошее сравнивают с солнцем. Народная мудрость, объединив эти два образа, гласит: « При солнышке –тепло, при матушке-добро».

Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:

Загадка:

Красный гребешок,
Хвост с узорами
Сапоги со шпорами
Частая походка

Рано утром он встает
Звонки песенки поет.

Входит ребенок из подготовительной группы одетый в костюм петушка.

Важно ходит по кругу около детей и кричит «Ку-ка-ре-ку».

Воспитатель: здравствуй петушок.

Петушок: здравствуйте ребята. 

Воспитатель и дети рассматривают внешний вид петушка.

Воспитатель: ребята, а какую мы знаем потешку про петушка?

Петушок,петушок

Золотой гребешок

Масляна  головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь?

Воспитатель: петушок, а зачем ты рано встаешь и голосисто поешь?

       Петушок:

Есть у солнышка дружок-

Голосистый петушок.

Хорошо, когда дружок-

Голосистый петушок.

Есть у солнышка друзья-

Это мы, и ты, и я!

А если я рано не встану и не позову солнышко, то солнышко не проснется.

Воспитатель: Солнышко освещает и обогревает все живое на земле. Оно дарит тепло своих лучей цветам, птицам, животным, людям, поэтому про него люди придумали много   потешек:

Дети:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, солнышко,

Посвети немножечко!

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Поскорей, не робей,

Нас, ребят, обогрей!

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

                                    (звучит музыка и входит солнышко)

Солнышко: здравствуйте ребята, вы меня звали?

Дети: да

Солнышко: Я-солнышко, в гости к вам

                      Долго собиралось:

                      В самое лучшее

                      Платье наряжалось.

Воспитатель: ребята, а если тучка закроет солнышко, нам будет весело или грустно?

Дети: грустно

Воспитатель: правильно ребята, потому что какое солнышко (ласковое, лучистое, доброе). Посмотрите, как петушок радуется солнышку. Звонко поет петушок, когда радуется, а когда светит солнце, детям хочется идти гулять и играть.

А давайте с петушком и солнышком, поиграем в игру «Солнышко и дождик».

Игра «Солнышко и дождик»

Воспитатель: молодцы ребята, мы очень хорошо поиграли и снова опять засияло солнышко.

Солнышко: спасибо вам ребята, но нам с петушком пора прощаться, до свидания!

Воспитатель: солнышко дарит нам свет и тепло. 

Ребята, а с кем можно сравнить солнышко? (с мамой).

Народная мудрость гласит: Материнское сердце, как летнее солнце.

Ребята слышите? Вдалеке слышен звон колокольчика?

(звучит тихая музыка с колокольчиком), кто-то к нам идет!

Да это же ангелочек залетел на наш лучик солнца.

Ангел: Я светлый ангел, пролетал над вашим детским садом, и остановился чтобы побеседовать с вами. Ребята, любите ли вы праздники? А какой недавно был праздник? (8 марта). А что вы делали (пели, танцевали, стихи рассказывали).

Кто вас, детки, крепко любит,

Кто вас нежно так голубит,

И заботиться о вас,

Не смыкая ночью глаз?

-Мама дорогая! (дети отвечают хором)

Воспитатель: рядом с мамой ничего не страшно, с мамой тепло, уютно, спокойно и хорошо. Давайте споем маме песню.

Песня «Мама солнышко мое».

Ангел: ребята, а вы знаете как ваших мам зовут?.....Да.

Вместе со мной путешествует мой младший ангел. Он хочет узнать, как зовут ваших мам. Вы хотите ему рассказать?...Да

А какая у вас мама: добрая, ласковая, нежная, трудолюбивая, заботливая, веселая, красивая, самая лучшая.

Ангел хвалит детей: сколько ласковых, добрых слов вы сказали о своей маме, и у каждой мамы на душе стало теплее, радостнее.

Воспитатель: ваши мамы как солнышки, они подарили  вам жизнь, тепло, радость, ласку, нежность.

Ангел: А вы своим мамам дома помогаете? Предлагаю вам показать как вы это делаете.

Песня «Поворята» (с ложками)

Ангел: какие молодцы, настоящие мамины помощники.

И я хочу подарить вам танец.      

Танец «Мой Ангел» (мамы и дочки)

Воспитатель: Спасибо тебе Ангел за танец. Вот и нам пора прощаться с гостями.

Скажем им добрые слова

(до свидания, хорошего вам дня, всего доброго).



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема инновационного проекта

«Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Руководитель инновационного проекта

Беляева Надежда Витальевна, заведующий

Разработчики  инновационного проекта

Таджиева Елена Николаевна – воспитатель,

МАДОУ г.Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Исполнители инновационного проекта

Дети дошкольного возраста 3-4 лет, воспитатели, родители.

База реализации инновационного проекта

МАДОУ г.Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Цель

Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям средствами народного фольклора.

Задачи

Образовательные:

- учить дошкольников вступать в общение со

  взрослыми при помощи речи и игровых действий;

Развивающие: 

- развивать слуховое внимание, активизировать

  словарный запас;

- развивать мышление умение подхватывать и

  читать знакомые строки потешек, передавать

  жестами и действиями содержание потешки,

  песенки.

Воспитывающие: 

- воспитывать интерес к художественной

  литературе, формировать способность к

  целостному восприятию произведений разных

  жанров, усвоению содержания произведений и

  эмоциональной отзывчивости.

- воспитывать на основе устного народного

  творчества положительного отношения к

  совместной деятельности в режимных моментах;

- укрепить доверительные взаимоотношения с

  родителями.

Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта

1 этап (Предварительный)

с 01.10.2017г. по 30.11.2017г.

Содержание этапа:

1. Обсуждение с родителями, педагогами о выборе

    темы проекта и его значение;
2. Определение целей и задач проекта;

3. Анкетирование родителей «Место фольклора в

    жизни ребенка»;

4. Изучение и анализ литературных источников,

    современных научных разработок, рассказов о

    потешках, прибаутках;

5. Подбор материала для оформления уголка

    «Русское народное творчество»

6. Составление картотеки разных видов детского

    фольклора для всех режимных моментов;

7. Разработка конспектов занятий, бесед,

    консультаций для родителей;
8. Слушание музыкальных произведений;

9. Прогнозирование результата.

2 этап. (Основной )

с 01.12.2017г. по 09.02.2018г.

Содержание этапа:

1. Заучивание потешек, прибауток, закличек;

2. Беседы с детьми по содержанию потешек;
3. Просмотр видеофильма, рассматривание

    иллюстраций;
4. Тематические занятия с использованием устного

    народного творчества;
5. Режимные моменты с использованием малых

    форм фольклора;

6. Выставка рисунков детей и их родителей с

    иллюстрациями к потешкам;

7. Использование пальчиковых игр;

8. Сюжетно-ролевые игры: «Укладывание Маши

    спать», «Купание куклы Кати»;

9. Наблюдения на прогулке;

10.Создание соответствующей развивающей  среды;

11.Организовать работу с родителями.

3 этап. (Заключительный) с 12.02.2018г по 30.04.2018г.

- Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе реализации инновационного проекта.

Сроки реализации  инновационного проекта

долгосрочный

Содержание

1. Паспорт проекта………………………………………………………..............2

2. Введение………………………………………………………………………...5

3. Актуальность проекта………………………………………………….............7

4. Цели и задачи проекта…………………………………………………………8

5. Ресурсы…………………………………………………………………………9

6. Разработка этапов проекта …………………………………………...………10

7. Направления в соответствии с ФГОС……………………………………….11

8. Взаимодействие с родителями воспитанников……………………………..13

9. Риски. Предполагаемые  результаты.………………………………………..14

10. Продукт  проектной деятельности………………………………………….15

11. Список литературы...………………………………………………………...16

12. Приложения………………………………………………………………….17


Введение

     Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.
    В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
    А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

     Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

     Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова.

      Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша. Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.

     Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

Актуальность проекта

     В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду. 

     В повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

     Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Цель проекта:

     Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям средствами народного фольклора.

                                                      Задачи:

Образовательные:

- учить дошкольников вступать в общение со взрослыми при помощи речи и

  игровых действий;

Развивающие: 

- развивать слуховое внимание, активизировать словарный запас;

- развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки

  потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

Воспитывающие: 

- воспитывать интерес к художественной литературе, формировать

  способность к целостному восприятию произведений разных жанров,

  усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости.

- воспитывать на основе устного народного творчества положительного

  отношения к совместной деятельности в режимных моментах;

- укрепить доброжелательные взаимоотношения с родителями.

Ресурсы:
Интеллектуальные: 
1.  Администрация МАДОУ;
2.  Педагоги;
3.  Дети младшего дошкольного возраста;
4.  Родители воспитанников (законные представители).

Материальные: 
1. Картотеки разных видов детского фольклора;
2. Материалы и инструменты для художественного творчества;

3. Литература современных научных разработок;
4. Видеофильмы по теме проекта;
5.
Презентации;

6. Коллекция масок зверей для инсценировок;

7. Выставка рисунков;

8. Пазлы и разрезные картинки по потешкам, прибауткам;

9. Творческие работы детей и родителей;

10. Уголок книги в соответствии с возрастом;

11. Интерактивная доска, мольберт;

12. Музыкальные произведения;

Формы и методы реализации проекта:

1. ООД.

2. Чтение художественной литературы.

3. Наблюдения.

4. Беседы.

5. Художественное творчество.

6. Рассматривание книг; репродукции картин.

7. Взаимодействия с семьёй.

                                       

Разработка  этапов проекта.

1 этап – подготовительный (воспитатели):

1. Составление плана проекта, определение сроков  реализации;

2. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для

    реализации проекта;

3. Разработка конспектов занятий, бесед, картотек разных видов детского  

   фольклора для режимных моментов, консультаций для родителей;

4. Подбор иллюстративного материала к фольклорным произведениям;

5. Слушание музыкальных произведений.  Разучивание песен и танцев.

2 этап - основной.
Деятельность педагога: 
1. Чтение художественной литературы (сказки, пословицы, скороговорки,
 

    загадки, поговорки); беседы по содержанию.
2. Оформление уголка «Русское народное творчество»;
3. Занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами

    фольклора «Испечем оладушки», «Солнышко-ведрышко»;
4. Создание условий и подготовка материала для творчества детей:

5. Создание  развивающей  среды:

6. Изготовление масок для подвижных игр. 

7. Использование интерактивной доски.

8. Организовать работу с родителями.

Деятельность детей: 

1. Заучивание потешек, прибауток, закличек;
2.  Просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций;
3.  Сюжетно-ролевые игры: «Укладывание Маши спать»,  

    «Купание куклы  Кати»;

4. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кот и мышь», «Пчелки и

    ласточка»;

5.  Художественно-продуктивная деятельность ( рисование, лепка);

6. Музыкальная  деятельность.

                           Направления в соответствии с ФГОС:

1. Социально-коммуникативное развитие

Цель: развивать тактильные анализаторы при контакте руки с мягкой игрушкой, формировать умение запоминать потешку о козе, выразительно её рассказывать, воспитывать любовь и интерес к животному.

1. Дидактические игры: «Кто где живет», лото-ферма «Домашние

    животные», «Кто что ест?»;

2. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Водичка, умой

    мое личико»;

2. Познавательное развитие

Цель: закрепить названия животных, их отличительных признаков и индивидуальных особенностей, формировать у детей положительное отношение к животным, воспитывать желание ухаживать за меньшими братьями.

1. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами»,

    «Катание на санках»

2. Игры с сюжетными картинками «Кто что делает? »

3. Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за

    повадками и поведением птиц, животных.

3. Речевое развитие

Цель: продолжать знакомить детей с русским фольклором, обогащать речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации, упражнять детей в запоминании потешки.

1. Рассматривание иллюстраций к знакомым потешкам, сказкам «Кошкин

    дом», «Теремок», «Колобок»

2. Чтение русских народных сказок: «Колобок, «Репка», «Баба Яга», «Кот и

    лиса», «Козлятушки», «Теремок».

3. Слушание и заучивание потешек и считалок: «Травка муравка», «Из-за

    леса, из-за гор», «Киска, киска», «Как у нашего кота», «Пошёл котик на

    торжок», «Солнышко - ведрышко». «Считалки малыша» - Е.Благининой.

4. Художественно - эстетическое развитие

Цель: познакомить детей с колыбельной песней, прививать любовь к родному языку, формировать умение раскатывать и сплющивать кусочки пластилина, развивать мелкую моторику руки.

1. Слушание   и пение русских народных и колыбельных песен: «Козочка»,

    «Сидит белка на тележке», «Ладушки».

2. Лепка – «Испечем оладушки»

3. Рисование – «Солнышко – ведрышко»

5. Физическое развитие

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с
текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость. 

1. Проведение физкультминуток: «Зайка серенький сидит»,  «Петух»

2. Игры с пальчиками: «Сорока - сорока», «Сидит белка на тележке», «моя

   семья», «идет коза рогатая».

3. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод».

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Цель: приобщение родителей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- Знакомить с русской народной культурой;

- Создать условия для повышения интереса к русской народной культуре;

- Вызвать уважение к русской народной культуре.

Мероприятия:

- Консультации для родителей;

- Народные игры;

- Русские народные праздники;

- Анкетирование родителей;

«Приобщение детей к истокам русской культуры».

- Пошив костюмов к русским народным праздникам;

- Знакомство с планом работы по проекту;

- Участие родителей в обогащение развивающей среды (маски, пальчиковый  

  театр, настольный театр), изготовление тематических альбомов;

- Чтение потешек детям дома. Заучивание потешек вместе с детьми;

- Выставка рисунков совместно с детьми  к потешкам.

Положительной оценкой результата будет являться высокий уровень сформированности компетенций у родителей:

- знание народных игр в воспитании ребенка;

- знание традиций русского народа, используя их в воспитании ребенка;

- умение применять знания о прикладном искусстве на практике;

- наличие навыков передачи полученного опыта о русской культуре другим

  родителям.

3 этап – заключительный: - Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе реализации инновационного проекта.

Риски, предупреждение рисков:

1. Зажатость и скованность детей, нежелание вступать в беседу.

2. Нежелание родителей принимать участие в проекте.

Предупреждение рисков

- Индивидуальные беседы с детьми, проведение игр;

- Индивидуальные беседы с родителями  о важности общего дела;

- Консультация «Делаем вместе с детьми»;

- Встречи;

- Выполнение домашних заданий с детьми.

Результативность проекта, ожидаемые результаты:

Работа с детьми.

- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к  

  родному краю;

- Формирование чувств национального достоинства;

- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами  

  педагогов и родителей;

- Широкое использование всех видов фольклора;

- Сформировано уважение к людям, которые создавали эти изделия;

- Проявление детского творчества в изобразительной, игровой  и    

  театрализованной  деятельности;

- Знание детьми информации о малых формах фольклора потешка,

   пословица, поговорка, закличка и другие;

- Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в

    игры и в повседневную деятельность;

- Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;

- Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной

    Литературе;

- Сформируется положительное отношение к режимным моментам;

- Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать    

   своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные  

    отношения.

Работа с родителями.

- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по

  приобщению к русской народной культуре;

- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины;

- Увлеченность родителей русским народным творчеством;

- Выработка устойчивого интереса к культурным ценностям и   народным    

  традициям;

- У родителей сформируется понимание необходимости использования  

   малых форм фольклора в развитии речи детей;

- Желание участвовать в мероприятиях группы.

                                  Продукт  проектной деятельности:

• Для детей: рисунки, оформление мини-музея.

• Для педагогов: презентация проекта, конспекты занятий, мероприятий,  

  образец планирования.

• Для родителей: материалы для консультации – папки передвижки, интерес

  к новому сотрудничеству с ДОУ.

                                           

Список литературы:

1. Абрамова О.С. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном

    опыте» как целостный образовательный проект формирования системы

    ценностей у детей дошкольного возраста и их родителей. М., 2015.

2. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

3. Бондаренко А. И. Дидактические игры в детском саду., - М. : 1991.- 64с.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

    Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез,

    2008. – 112 с.

5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.

    Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд.

    «Просвещение», 1987г.

7. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного

    учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

8. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими

    руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект в детском саду "За здоровьем в детский сад"

Создание в ДОУ необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

Организация детско-родительских проектов в детском саду.

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, направленно...

Методические рекомендации "Организация детско-родительских проектов в детском саду"

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности дет...

Профилактика и коррекция морфофункциональных отклонений у детей, реализуемая в условиях детского сада

Научно-практическая конференция «Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации: от теории к практике»МОУ МЦ «Ра...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Организационная модель инклюзивного образования, реализуемая в условиях детского сада.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обес...