Авторское эссе: «Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп».
статья на тему

Дмитриева Ирина Викторовна

Взгляд автора на  педагогическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_igry_.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

  Авторское  эссе:  «Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп».

             Я не стану рассказывать  о том, что маленьких детей присылает на землю Господь  Бог,  что он кладет их прямо в материнские объятия, что это может случиться в любое время года, суток, это знает всякий. Но как  построить свое общение так, чтобы развивался не только интеллект  ребенка, но и его душа, умение чувствовать, мыслить, переживать и сопереживать? Этот вопрос волнует многих педагогов, и  каждый ищет свои методы и имеет свой собственный подход.

           Дети помогают нам постичь нашу личную историю, бывает так, что  именно  через  них мы реализовываем  собственные  мечты и желания. Они  сообщают нам информацию о нашем  внутренним  мире, информацию, которая не может быть получена больше ниоткуда: какой я, что я могу… Они  призывают нас – как сказал Рильке - «изменить нашу собственную жизнь, являясь стимулами к преображению». Преображаюсь, по крайней мере, стараюсь. И как педагог,  хотела бы предостеречь всех родителей о том, что пришло с опытом о самом  главном - не забывать, что преображаться должны мы, взрослые,  а ребенок, даже ваш «собственный» должен идти своим жизненным путем.

Растет новый человек…

Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку, да что угодно, через короткое время она обрастет множеством белых кристаллов и превратится в произведение искусства. Примерно тоже происходит и с  ребенком, погруженным  в  насыщенную среду внимания, любви и воспитания. Именно педагог, воспитатель, учитель и  должен стать для  ребенка таким минеральным источником- источником знаний и умений.
Вот так красиво и умно  я написала, но  и это не главное…

   Детям нужно тепло, они должны чувствовать, что  от тебя, как от мамы веет теплом и любовью. «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир» -говорил Я. Корчак.

«Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп», сказал  И. Гёте. Это утверждение подтверждается годами моей педагогической деятельности. Главное помнить, что этот новый огонек, такой безгранично доверчивый очень легко погасить резкостью, грубостью, равнодушием, неверием.

Дети должны чувствовать себя, как  в сказке…

Ребячья улыбка, душа, оттенки детского настроения - это светлые и яркие краски жизненной палитры. «Воспитание - самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку»,  это слова В. Сухомлинского.

Люблю  мудрый сказочный мир, и хочу не просто приобщать к нему детей, а окружить  им детей. Помочь найти в сказке  не ложь, а намек, научить мечтать и фантазировать, уходя от  обыденности, но, не отрываясь от реальности жизни. Ведь любая сказка-это повод  к размышлению о жизни и одновременно способ ее преобразования. Сказка учит состраданию и доброте, о чем то важном рассказывает доходчиво и просто, она дает простор для фантазии, позволяя широко и объемно мыслить.

Есть такая расхожая фраза: «Нужно смотреть на мир глазами ребенка». Для меня,  педагога-это  жизненное кредо. Наша  работа начинается с видения. Матисс писал: «Видеть - это уже творческий акт, требующий напряжения». Мы же основываемся на  привычных представлениях, но все, что мы видим в повседневной жизни, в большей или меньшей степени искажается в наших глазах, усвоенными ранее представлениями. Ведь современный мир-это поток готовых образов, которые относятся  к видению, так как предрассудки к познанию. Освободиться от образов - стандартов и видеть все глазами ребенка, так, как если бы ты видел все это в первый раз. Водоворот  открытий, событий, эмоций, проблем…

Кажется,  у тебя нет сил, ты устал, но вдруг открывается второе дыхание и ты готов  к новым свершениям. На тебя просто посмотрели открытые, доверчивые глаза… Они ждут от тебя  новых открытий и свершений…

Уверена, что каждый педагог должен  всю свою жизнь смотреть на мир глазами ребенка, ибо утрата этой способности «видения» приведет к краху всей его педагогической деятельности…

«Помогать, а не осуждать!» - принцип  работы  с родителями воспитанников.

От взаимодействия к взаимопониманию и сотрудничеству, так строится работа педагога с социумом.

Что бы мне хотелось сказать родители вам? Заботьтесь, взращивайте, развивайте, преодолевайте, воспитывайте, защищайте, лелейте…

И  несомненно то, что общение с ребенком «приглашает» нас улыбаться, реагировать, кричать (да-да), стараться, добиваться и радоваться…                     Но прежде всего оно требует - будь родителем! Никогда не поворачиваться спиной к проблемам…Мы, взрослые, должны уметь  «видеть» затылком и ходить  спиной вперед, держа в поле зрения детей. И помнить, что ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Протяни руку, прижми к груди, сдержись, промолчи. Главное не сделать ошибку, не пожалеть о гневных словах…

Научись просить прощение, ведь пред тобой личность, не имеющая твоего жизненного опыта, только приобретающая свой  багаж знаний.

В чем же современность педагога? Избавляться от устаревших стереотипов,  стараться соответствовать требованиям времени. Будущее призывает нас быть информированными, интересными, уверенными людьми. Быть новатором, исследователем, консультантом, организатором, воспитателем.  

И помнить, что ребенок не потянется к тебе, пока не увидит, что ты делаешь это первым. «Если бы взрослые чаще  вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы».

Право на звание педагога имеет не тот, кто имеет диплом о профессиональном образовании, а призвание. Если нет любви к детям, доброты деятельной, профессионализма, педагогического такта и культуры, то такой человек не нужен миру детства.  Хотя все это было актуально и  сто лет назад.

Самоанализ, самооценка, выводы и планирование работы на лучший результат, внедрение инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности. Творчество, поиск  и инициатива-обязательные спутники педагога.

Я проработала в саду 28 лет. Верна своей профессии и своим принципам. В каждом  выпускнике есть  частица моей души. Я приобрела драгоценный опыт общения с детьми. Я уверена, что ребенка надо принимать таким, какой он есть. И любить его таким. Современные подходы. Технология развития критического мышления, проблемная, проектная, исследовательская, здоровье сберегающие технологии, личностно - ориентированный подход, игровая деятельность и все это в зоне комфорта для самого ребенка. Воспитание личным примером, суть моей педагогической философии. Если педагог не самосовершенствуется, перестает развиваться, искать что-то новое, то становится не интересен детям.

Лозунг «Век живи- век учись» для меня актуален до сих пор, и мысленно продолжается так: «смотри на мир глазами ребенка», зажигай их глаза своим огоньком и «…будь счастлив, когда востребован».

Сказка не окончена. Я продолжаю работать. Ведь хочется с благодарностью еще раз взглянуть в те  сияющие глаза, где она  живет постоянно.

                                                                   Дмитриева Ирина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как "зажечь" звезду в старшем дошкольном возрасте?

Материал поможет родителям научиться правильно общаться со старшими дошкольниками....

Поможем Белому Медвежонку зажечь Олимпийский огонь

Познавательно-спортивная игра для детей старшего дошкольного возраста....

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и

По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...

«Чувашия край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок»

laquo;Чувашия край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок»  cценарий досугапо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе...

«Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»

Каждый ребенок по своей сути — творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии, и только целенаправленное обучение дает шанс им раскрыться. Наша задача – выяв...

2022г. Презентация «Гореть самой, зажечь других»

Тесная взаимосвязь  детей, родителей и педагогов детского сада....

Конспект по ФЭМП в младшей группе по теме: " Поможем Светофорчику зажечь огоньки"

Конспект по математике для детей 3-4 лет, можно провести в период тематической недели "ПДД для дошколят", решает следующие задачи:Продолжать формировать умение составлять группу предметов из...