Интегрированное занятие в старшей группе "Жаворонушки"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гринчук Мария Анатольевна

Интегрированное занятие  "Жаворонки",где мы знакомим детей старшей группы с праздником Сороки.Формируем представление о традициях= русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_zhavoronki.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

        

Интегрированное занятие в старшей группе «Жаворонушки»

Мария Гринчук 
Интегрированное занятие в старшей группе «Жаворонушки»

Интегрированное занятие в старшей группе.

Тема«Жаворонушки»

Интеграция: художественное творчество, познание, художественная литература, музыка.

Задачи в образовательных областях:

Область «Познание».

1 .Познакомить с праздником Сороки.

2. Формировать представления о традициях русского народа; содействовать приобщению к истокам русской культуры.

3. Обобщить знания детей о птицах. Закрепить знания о классификации птиц: перелётные, зимующие.

Область «Художественная литература»

Учить запоминать заклички, поговорки.

Область «Художественное творчество»

Учить лепить жаворонка из соленого теста.

Область «Музыка»

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.

Область «Коммуникация»

Обогащать словарный запас детей.

Материал: Убранство для горницы, русский народный костюм; картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, подборка сказок и рассказов о птицах; аудиозаписи народных мелодий; соленое тесто, доски,стеки, салфетки.

Ход образовательной деятельности

Звучит русская народная мелодия. Хозяйка в русском народном костюме приходит в группу и приглашает детей в горницу.

Хозяйка: Здравствуйте,мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке! Хоть зима и прошла, да холода не унесла. А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

- Ребятки, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало.

- А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?

- Потому,что мы улыбнулись друг другу. (ответы детей)

А еще, почему ярко светит солнце?

- Потому что наступила весна (ответы детей)

- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали

приближение весны?

- (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая,

солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный (ответы детей).

- А какой месяц сейчас идёт? (ответы детей)

- Наступил март месяц.

- Да, ребята, в народе говорят«Пришел март - капельник и зима заплакала»«Весна на дворе, коли грач на горе».Ребятушки, а как вы думайте, о чем это пословица. (приметы)

Послушайте мой рассказ о том, как на Руси весну ждали, к себе закликали.

Впервые дни весны наряжались празднично и ярко, закликали солнце, чтобы светило не медлило, а катилась красным колесом к теплу, к лету, заманивало птиц перелетных, вызывало капель и оттепель. Весной наступает день, когда солнце начинает светить ярче и дольше, чем зимой; в этот день люди ожидают прилета жаворонков.

Дети закликают весну словами«Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!»

Хозяйка: А еще в народе этот день называют СОРОКИ. Он отмечается 22 марта. Существует поверье, что в этот день из теплых стран прилетает сорок видов разных птиц. И первая из них – жаворонок. А кто знает загадку о жаворонке?

В синем небе голосок, будто крохотный звонок.

Вьется в небе высоко, слышен голос далеко.

Правильно, эта загадка о жаворонке. Посмотрите на него (показываю картинку жаворонка) вот эта незаметная птица, которую так ждут. Ребята, а еще кто знает загадки о птицах?

Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг (Грач)

Он серенький на вид, но пеньем знаменит (Соловей)

А сейчас я задам вам загадки, а вы отгадайте.

Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,

лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка)

Молодцы ребята! Отгадали загадки.

На сороки хозяйки пекли сорок «жаворонков» с хохолками с распростертыми крыльями, будто летящими. Птиц раздавали детям, а те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними весну. Давайте и мы позовем весну.

Хозяйка вместе с детьми.

Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам во дворушки!

Жаворончики, прилетайте к нам,

Красно лето принесите нам!

Птицы –первые вестники весны. Посмотрите сколько их много.

А я знаю народную игру, которая так и называется «Птицы». Хотите я вас научу?

- Объясняю правила игры: я буду говорить «Ай, да птица, что за птица?», а кто - то один из вас будет отвечать«Ай, да птица, птица - снегирь». Кто правильно назовет птицу, тот и возьмет птицу в руки. Играем. Когда все птицы будут у детей в руках, предлагаю следующее задание.

- Ребята, в руках у каждого из вас по птице. Посмотрите на них внимательно и определите, какая у вас птица: зимующая или перелётная.

- Ребятушки, а как вы заботитесь о зимующих птицах? (вешаем кормушки), а о перелетных? (вешаем нам деревья скворечники)

- А сейчас мы в вам поиграем в игру «Найди свой домик» В этом домике

(показываю кормушку)будут жить зимующие птицы, а в скворечнике перелетные. Пока будет звучать музыка, вы будете летать, как музыка прекратится, вы занимаете места в своих домиках. (Играем.)

- Молодцы, верно определили домики для птиц.

Хозяйка: Молодцы, дети! Вы, немало знаете о птицах. А вы любите слушать сказки? А, вы, помните сказки, в которых действующими лицами являются птицы?

У меня на столе выложены книги со знакомыми детям сказки, в которых говорится о птицах, («Серая шейка» Д. Н. Мамин- Сибиряк, «Гадкий утенок» Х. К. Андерсен, русская народная сказка «Гуси- лебеди»)

На праздник все наряжались,веселились, водили хороводы. (Одеваю на мальчиков фуражки, на девочек ленточки)

Встанем, детки в хоровод,

Карусель веселая нас ждет. !

Звучит русская народная песня «Ах, вы, сени» Проводится игра «Карусели». Обруч держит взрослый. К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленты рукам и идут по кругу.

Еле, еле, еле, еле закружились карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз,два, раз, два! Вот и кончилась игра.

Пришло время и нам слепить из теста жаворонков и позвать весну – красну. Садимся за столы, выбираем место по удобнее.

Хозяйка:. Внимательно посмотрите на жаворонка, назовите части его тела и форму. Дети рассматривают заранее открытку жаворонка: голова круглая, клюв острый, туловище овальное, два крыла и хвост. На столе у каждого лежит стека.

Хозяйка: А для чего нужна стека? (украшать птичку) Верно, мы стекой украсим перышки жаворонку- будем надавливать на тесто тупым или острым концом, и на поверхности останутся следы. Но перед тем, как взять стеку в руки, вспомним правила безопасного обращения с ней.

Объясняю последовательность лепки жаворонка из теста

«Разделим кусочек теста на две части. Что будем лепить из большей части? Из маленькой?»

Дети: «Из большого куска будем лепить туловище, а из маленького – голову.

Хозяйка: «Из большого куска раскатаем лепешку. В ней сделаем четыре надреза. Там, где будет голова, соединим края. Два крыла свернем трубочкой. Хвост надрежем веером, (воспитатель сопровождает свои слова показом)».

«Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любят этих птиц, поэтому украшали их цветными фантиками, на голове лепили хохолок – втыкали в голову перышко. Чтобы изукрасить птичек, делали на них узор из дырочек. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна, изюм».

Давайте перед лепкой разомнем пальчики«

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – жаворонушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички, по домам!»

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав название птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулак).

Хозяйка: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора Глинки, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите пение жаворонка.

. Во время самостоятельной работы при необходимости оказываю помощь, поощряю детей.

Хозяйка: Вот и мы подготовились к встрече весны, к прилету птиц.

Приди к нам, весна, с радостью,

С великой к нам милостью!

Какие замечательные жаворонки у вас получились! Теперь уж точно весна поспешит к нам со своими верными друзьями - перелетными птицами- жаворонушками. Давайте исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели.

Жаворонушки, перелетушки! Прилетите к нам. (бегут по кругу)

Весну ясную, весну красную (разводят руки в разные стороны)

Принесите нам!

Вот ребята и прилетели жаворонки, значит весна пришла к нам.

Хозяйка: Пришло время нам прощаться. До следующих встреч в нашей горнице!

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Поможем роботу Вектору»

Цель: Обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.Задачи:Обучающие:- закреплять характерные признаки в...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель:  формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...