Отчет по программе «Радуга эмоций» с детьми дошкольного возраста
презентация по теме

Парфенова Людмила Алексеевна

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_raduga_emotsiy_na_sayt.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по программе «Радуга эмоций» (цикл занятий по развитию эмоционального интеллекта с детьми дошкольного возраста) Подготовила педагог – психолог ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН» Парфенова Л.А . Белгород, 2016 г.

Слайд 2

Актуальность Дети , поступающие в наш Центр в основном из семей группы риска, они имеют обедненную эмоциональную сферу, не всегда правильно понимают даже простые эмоции, слабо распознают эмоции других людей, не могут произвольно проявить собственные эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром и поэтому процесс социализации у них проходит довольно трудно. Для наших воспитанников наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость и импульсивность проявления эмоций.

Слайд 3

У воспитанников дошкольного возраста присутствуют: страхи; перепады настроения; функциональные расстройства сна и аппетита; тревожность, уровень которой часто меняется, но которая присутствует как постоянный скрытый фон их эмоциональной жизни и колеблется в зависимости от изменения внешних и внутренних условий. Тревожность скрыто может проявляться в усилении упрямства, негативизма и обидчивости. Ощущение неуверенности в себе приводит к тому, что ребенок способствует понижению оценки достижений других детей, высмеивая и обзывая их, отмечая малейшие промахи и неудачи, тем самым подчеркивая свое превосходство.

Слайд 4

Поведение детей из семей группы риска плохо организовано, неуправляемо, эмоциональное реагирование неадекватно ситуации ни по форме, ни по интенсивности. Они склонны часто провоцировать конфликты и проявлять немотивированную агрессию. Нигде так явственно не проявляется эмоциональный интеллект, как в искусстве общения. Поэтому наши воспитанники особо нуждаются в целенаправленной профилактической и коррекционной работе, направленной на осознание эмоций и их регуляции.

Слайд 5

Цель программы: способствовать развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации. Задачи: познакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека, объяснить , что оно обозначает, дать ему словесное наименование; формировать у детей умения осознавать свое эмоциональное состояние; научить детей выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

Слайд 6

отреагирование негативных эмоций, страхов; развитие произвольной регуляции собственных эмоций; обучение приемам снятия эмоционального напряжения, приемам релаксации; развитие потенциальных возможностей ребенка, создание возможностей для самовыражения; развитие уверенности в своих силах. Возраст воспитанников: цикл занятий предназначен для детей дошкольного возраста – 3-7 лет. Сроки реализации программы: программа рассчитана на 10 занятий. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в месяц в течение 30 - 40 минут, продолжительность может варьировать с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей. Формы реализации : групповые мини – тренинги

Слайд 7

Этапы реализации программы Данная программа включает три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный. Диагностический этап предполагает проведение психологической диагностики эмоционального развития детей. Формирующий этап предполагает реализацию основных мероприятий программы «Радуга эмоций». Контрольный этап заключается в оценке эффективности реализации цикла мероприятий программы .

Слайд 8

Диагностический этап Ф.И. ребенка Уровень развития эмоционального интеллекта Индивидуальные эмоциональные особенности Б. Александра низкий Вспыльчивая, раздражительная, нетерпеливая, нерешительная, неусидчивая, повышенная чувствительность, склонна к негативизму и аффективным реакциям Ш. Валерия средний Демонстративная, раздражительная, склонна к жестокости, протестным формам, неадекватные эмоциональные реакции не соответствующие ситуации Б.Дарья средний Спокойная, сниженный фон настроения, сопереживание вербализирует, но на действиях не проявляет

Слайд 9

Б.Алексей низкий Конфликтный, неуравновешенный, сниженный фон настроения П. Алла низкий Эгоцентричная, упрямая, капризная, нетерпеливая, отмечаются агрессивные тенденции П. Кирилл низкий Нетерпеливый, обидчивый, склонен к жестокости и деструктивным действиям, неустойчивость и незрелость эмоциональной сферы Д. Богдан средний Спокойный, уравновешенный, доброжелательный, в ситуациях неуспеха замыкается и может отказаться от деятельности, эмоционально реагирует на нарушение правил другими

Слайд 10

Б. Роман низкий Трудности с контролем эмоций, вспыльчивый, несдержанный, нетерпеливый, раздражительный, не учитывает желания и потребности других П. Евгения низкий Доброжелательная, спокойная, отзывчивая Р. Иван средний Спокойный, доброжелательный Ж. Николай низкий Веселый, добродушный, неусидчивый

Слайд 11

Результаты диагностики Дети с низким уровнем (7 человек): идентифицируют и вербализируют – радость, злость, страх. Остальные эмоции не соотносят с изображением и не понимают эмоциональное состояние людей, изображенных на картинках. Так же испытывают трудности при изображении различных эмоциональных состояний на своем лице. Возникают трудности при актуализации эмоционального опыта и эмоциональных представлений. Дети со средним уровнем (4человека ): идентифицируют и вербализируют более широкий спектр эмоций. Им доступно понимание эмоциональных состояний взрослых и детей. Однако, они испытывают затруднения при актуализации эмоционального опыта и идентификации своего эмоционального состояния. Так же некоторые дети озвучивают морально – нравственные принципы, но не применяют их в своей жизни.

Слайд 12

Формирующий этап Для изучения в данной программе были выбраны те эмоции и состояния, которые знакомы и понятны детям а также те, с которыми им только предстоит познакомиться. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста организовывается через игровую, образовательную, продуктивную деятельность. В занятиях используются следующие методические средства: Психогимнастические игры, направленные на развитие умения адекватно выражать ту или иную эмоцию, на развитие выразительности движений. Невербальные игры – изображение по-разному (как можно интереснее) живого или неживого объекта. Эмоционально-символические игры , основанные на представлении о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию.

Слайд 13

При этом используются следующие приемы: обсуждение различных чувств: радости, гнева, страха, стыда, удивления и т.д . «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства Направленное рисование (рисование на определенные темы) Релаксационные игры и упражнения , направленные на снятие психоэмоционального напряжения.

Слайд 14

Тематический план к оррекционно-развивающих занятий № Тема мероприятия Цели Содержание 1. Робость повышение у детей уверенности в себе; сплочение группы; знакомство с чувством робость. 1. Приветствие 2. Знакомство с пиктограммой «робость» 3. Этюд «Я –лев» 4. Упражнение «Я очень хороший 5.Обратная связь 2. Радость (1) знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого . 1.Приветствие 2.Знакомство с пиктограммой «радость» 3.Упражнение «Солнечный зайчик» 4.Этюд «Встреча с другом» 5.Упражнение «Повтори» 6.Упражнение «Я радуюсь, когда…» 7.Упражнение «Художники» 8.Игра «Доброе животное» 9.Релаксация «Тихое озеро»

Слайд 15

9. Отвращение, брезгливость Знакомство с чувством отвращения 1.Приветствие «Имена» 2.Знакомство с пиктограммой «брезгливость» 3.История «Соленый чай» 4.Пантомимическая отработка эмоции 4.Упражнение «Грязный листок» 5.Обратная связь 10. Закрепление знаний о чувствах Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами 1.Приветствие 2.Игра «Азбука эмоций» 3.Сказка о короле и его слугах – чувствах 4.Инсценировка сказки 4.Творческая мастерская «Взлохмаченные человечки»

Слайд 16

Контрольный этап После проведения цикла коррекционно – развивающих занятий отмечается следующая результативность: из 7 воспитанников с низким уровнем развития эмоционального интеллекта у 5 человек отмечается положительная динамика - до среднего. У двоих уровень остался тот же, что связано с индивидуальными особенностями развития (дети имеют диагноз – УО, ЗПР органического генеза); и з 4 воспитанников со средним уровнем развития эмоционального интеллекта у 3 детей отмечается положительная динамика – до высокого. У 1 воспитанника в связи с кратковременным пребыванием в Центре уровень остался прежним.

Слайд 17

Закрепление знаний о чувствах

Слайд 18

Творческая мастерская

Слайд 19

Эффективность программы «Радуга эмоций» Р азвитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость подрастающего человека, так называемую «психологическую выносливость», и в целом является условием успешной социализации дошкольника. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно - познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности. Сказанное подчеркивает важность организации целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по туризму с детьми дошкольного возраста."Азбука туризма"

Предлагаемая  прграмма разработана на основе эколого-краеведческого  содержания  при  тесной  взаимосвязи  с   программным  матертиалом  по  дошкольно...

Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...

Реализация программы "Этическая грамматика с детьми дошкольного возраста"

Презентация программы по нравственно-этическому воспитанию старших дошкольников...

Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...

План творческой мастерской "Радуга творчества" с детьми дошкольного возраста

Вашему вниманию представлен примерный план творческой мастерской с детьми старшего дошкольного возраста на месяц...

Отчет по программе: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора»

Благодаря подробному изучению патриотической литературы мы достигли лучшего осознания необходимости повышения качества получаемых знаний дошкольниками от педагога. ...