Практическое занятие "Происхождение музыкальных инструментов"
статья (старшая группа) на тему

В данном сообщение  показаны элементы занятий, которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. также рассказан прием звукоизвлечения и обыгрывания сказки "Теремок" на русских народных музыкальных интсрументах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sebe_muz_nar_instrumenty.docx26.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»

Региональный фестиваль педагогических идей

«Сотрудничество муниципальных методических объединений

по преемственности дошкольного, начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС»

 «Происхождение

русских народных

музыкальных инструментов»

Практическое занятие

Выполнили:

 музыкальные руководители МДОУ «Колосок»

Жулдыбина Юлия Владимировна,

Пылихина Ольга Михайловна

2017 г.

Звучит русская народная музыка.

1 Слайд. Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашего практического занятия «Происхождение русских народных инструментов». Мы вам покажем элементы занятий, которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

2 Слайд. Сейчас мы не мыслим своей жизни без звучания русских народных инструментов. Влияние  музыки  в  развитии  творческой  деятельности  детей  велико.

 3 Слайд. Музыка, как  и  любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на  всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.                                                                                                                                                                  

4 Слайд. Бродили скоморохи по городам и деревням, играли на балалайках, рожках, бубнах, веселили, развлекали народ.

5 Слайд. А было время, когда средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Игру на музыкальных инструментах считали «грехом равным пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина, только церковную музыку надлежало слушать и петь. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть [1, С.42].   

6 Слайд («лес»).  А вы знаете, что именно  лес - родина первых народных инструментов? Представьте, на кустарнике шиповника висят сухие плоды (звук «шорох»). Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент. Как вы думаете, какой? (Ответы). (Показываю русскую погремушку) Погремушка – шумовой инструмент. Как вы думаете почему?

Между больших деревьев протекает маленький ручеёк. Вода течёт, переливается, бежит быстро, что даже зимой не замерзает (звук «журчание»). Услышали люди этот звук и смастерили музыкальный инструмент, в котором слышен звон, перелив ручья. Какой? (Показываю бубенцы). Бубенцы, какой инструмент? (Шумовой). 

Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга (звук «треск»). Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент, в котором дощечки так же трутся и ударяются друг о друга. (Показываю трещотку). Трещотка, какой инструмент? (Шумовой).

А вот дятел стучит по сосне (звук «стук дятла»). Какой инструмент может передать такой стук? (Ответы) (Деревянные ложки, коробочки). Почему эти инструменты относятся к ударным инструментам?

7 Слайд («охотник»). На поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива запела, зазвенела. (Звук «тетива») «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник.

8 Слайд («гусли»). Он держал доску, похожую на крыло, в ней круглая дырка, а в середине натянуты струны. Это звончатые гусли. Название происходит от старославянского слова «густы», что означает гудеть. Струна на инструменте гудела, и её называли «гусла», много гудящих струн – значит «гуслы». Гусли бывают разной формы, как крыло (9 Слайд), как шляпа, (10 Слайд), как крыша дома [3, С.35]. (11 Слайд).

Как вы думаете, почему называли гусли звончатые? Вы правы, название им действительно дал звонкий звук. Они звонко отзываются. Гусли звончатые самые древние. На них наши предки, славяне, играли больше тысячи лет назад.

12 Слайд. Играли на гуслях и рассказывали сказания.

Звучит фрагмент игры на гуслях.

Какие струнные музыкальные инструменты Вы знаете? (Ответы ). 

13 Слайд «балалайка». Существует несколько версий происхождения балалайки. Некоторые специалисты предполагают, что балалайка была изобретена на Руси, другие,  что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.

14 Слайд. Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить.

Звучит фрагмент игры на балалайке.

15 Слайд. А этот инструмент вы знаете? Это – домра.

При царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, гуслямигудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами.

16 Слайд. Самая маленькая и писклявая называлась «домришка», самая большая и низкая по звучанию – «домра басистая», а в старые времена скоморохи играли косточками или пёрышками.

Звучит фрагмент игры на домре.

Все инструменты можно разделить на 3 большие группы: духовые,  струнные и ударные. Струнные мы с вами разобрали.

Звучит фрагмент игры на дудочке.

Как вы думаете, какой инструмент звучит? (Дудочка).

17 Слайд. Дудочка духовой музыкальный инструмент от слова дудеть, дуют.

Дуда, пыжатка, сопель. Свирель тонкая трубочка, а в ней много дырочек. Музыкант сжимает пальцами все отверстия и открывает их по одному. Чем ближе дырочка к музыканту, тем выше получается звук. И наоборот, чем дальше от музыканта дырочка, тем звук ниже. Из разных по высоте звуков, складываются нежные мелодии.

18 Слайд. Жалейка. Как и на свирели, на ней часто играли пастухи. Звуки этих инструментов разносились далеко по деревням. Жалейка, как будто кого-то жалеют.

Звучит фрагмент игры на жалейке

19 Слайд. Рожок. От французского «бюш», рот. Чтобы губы дрожали, у этих инструментов есть специальный наконечник с чашечкой для губ – мундштук. В наши дни пастуший рожок входит в состав многих оркестров народных инструментов.

20 Слайд. Звучит фрагмент игры на рожке.

21 Слайд. А вот свистульки из глины. В России было принято лепить в виде разных животных, особенно часто делали птичек и рыбок.

Ударные возникли раньше всех. Звук из них извлекают ударяя по их поверхности чем-нибудь: палочками или руками, или когда одна часть инструмента ударяется о другую.

22 Слайд. Трещотка. Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвочки. Пластинки друг о друга стукаются и трещат. (Звук).  

23 Слайд. Бубен. В него можно ударять рукой с той стороны, где он обтянут кожей. (Звучит). А можно легонько его потряхивать, тогда зазвучат металлические тарелочки, закреплённые в его ободе.  (Звучит). В старину на Руси все ударные инструменты называли бубнами, а игру на них бряцанием или ударянием.

24 Слайд. Ложки тоже ударный инструмент. Могут быть с колокольчиками, а могут быть веерные.

25 Слайд. Это старинный утюг. Называется рубель. Раньше металлических утюгов не было. Постирает хозяйка бельё, например рубашку, обернет её вокруг скалки, а потом берёт в руки рубель и начинает эту скалку с рубашкой укатывать, углаживать. Взад, вперёд, разворачивает бельё со скалки, а оно уже выглажено. Если провести палочкой по его зубчатым краям получится звук. (Звук). 

26 Слайд. Коробочка.

        27 Слайд. На Руси традиционно любили звон колокольчиков и бубенчиков. Их прикрепляли к детской погремушке, бубну, гармошке, к дуге и уздечке лошади. Звон бубенцов нёс радость и оберегал от напастей и сглаза. У колокольчика чашечка открыта книзу и по её краям ударяет металлический язычок, а бубенчик похож на детскую погремушку. Один или несколько маленьких шариков катаются, гремят внутри шарика побольше.

28 Слайд. А сейчас самое интересное. Мы с вами озвучим русскую народную сказку «Теремок». На экране вы видите инструменты, которые нам будут необходимы. Например, бубен. Его берём в левую руку и ударяем по нему тыльной стороной ладони или кончиками пальцев (показываю), а можно бубном позвенеть. Ложки. Их берём в обе руки за основание щёчками друг к другу, затем ритмично ударяем. Трещотка. Берём двумя руками за боковые пластины. Движением рук навстречу друг другу соединяем и разъединяем пластины веерообразно, а можно противоходом, движение вверх-вниз. Колокольчик берём за колечко в левую руку и пальцем правой руки ударяем по корпусу.  Коробочку берём в левую руку, не закрывая отверстие. Палочкой в правой руке, отстукиваем ритм. Бубенчики держим за ручку и играем встряхивая ритмично или легко сотрясая инструмент.

Практическое задание.

Педагоги играют на музыкальных инструментах (бубен, погремушка, колокольчик, коробочка, трещотка). На экране видео презентация сказки «Теремок», в которой дана схема  последовательности и ритмичности игры на музыкальных инструментах.

Список литературы

  1. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. Методическое пособие. - М.: «Советский композитор», 1986, 88 с.
  2. Аудиоэнциклопедия Дяди Кузи и Чевостика: Народные инструменты. Познавательная программа для детей.
  3. Меркулова Л.Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование.- М., 1999, 84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."

Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов. ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Практическое занятие "Происхождение музыкальных инструментов"

В данном сообщении поканы элементы занятий, которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. Так же расскрыт приём звукоизвлечения для обыгрывания сказки "Теремок" на русских ...