Система национальных обычаев и традиций: роль, значение и функции
статья на тему

Елизарова Ольга Борисовна

Система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_traditsiy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Система национальных обычаев и традиций:
роль, значение и функции

Система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

"Люди вырабатывают определенные рациональные и иррациональные убеждения, - пишет болгарский этнограф Т. Колева - и находят, что эти формы поведения, повторяющиеся навыки и привычки, а также мышление имеют глубокую основу, что они целенаправленны, подкреплены и доказаны вековой практикой и что они отвечают материальным и духовным потребностям человека. Старое поколение - носитель и исполнитель этих стереотипов - в процессе общения с молодым поколением передает свой трудовой опыт и навыки и воспитывает молодежь в усвоении и сохранении стереотипов. Так человек в тысячелетней истории создавал традицию, которая лежит в основе народной культуры, обычаев и обрядов".

Традиции выполняют 2 социальные функции: быть средством стабилизации, утвердившихся в данном обществе отношений и осуществлять воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Традиции выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

Их содержанием, т.е. формулой, всегда выступает норма или принцип поведения, которые не дают детального предписания поступка (в отличии, например, от обычая, где формула - это детальное предписание поступка в конкретной ситуации). Они указывают общее направление поведения и духовные качества, необходимые для утверждаемого или характера поведения (честность и справедливость, простота, бережливость, скромность, и т.п. )

Традиция не имеет жесткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Поскольку духовные качества, утверждаемые традицией необходима для любых конкретных действий, реализация этих действий не самоцель, а средство для формирования черт духовного облика человека, требуемых традицией.

Традиция формирует сложные привычки, определенную направленность поведения. Простая привычка - это средство организации поведения в стереотипно функционирующих общественных отношениях. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею направленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка. На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Традиции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного.

Подобно тому, как сформированная в человеке физическая сила постоянно требует своего приложения во внешнем напряженном усилии, так и духовные качества, усвоенные личностью, побуждает ее к деятельности тем более активной, чем глубже они и богаче.

Обычаи и традиции - это два рядом идущих начала, это каналы, по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности.

Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает молодому поколению стандарт действия, поступка.

Социальное назначение традиций выражается в том, что они служат средством формирования и передачи новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений.

Традиции никогда не действуют вне связи с обычаями, они всегда функционируют на основе последних. Закрепленные обычаями простые отношения и сформированные этими отношениями духовные качества традиции включают как предпосылку, как исходный материал для стабилизации и воспроизводства в жизни новых поколений сложных общественных отношений, социально значимых и массовых духовных качеств.

С.С.Фролов: "Традиция - культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям".

Традиции это социальное и культурное наследие, передающееся от по колония к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течении длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности), процессы социокультурного наследия; способы этого наследия. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили.

Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органической частью собственного культурного традиционного комплекса.

Традиции образуют "коллективную память" обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии.

Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

И.В.Суханов рассматривает структуру традиций и обычаев образующуюся следующими элементами обычая, традиции.

  1. Звенья общественных отношений, не регулируемые юридическими установлениями;
  2. Содержание отношений (политические взгляды, правила, нормы, принципы морали, художественные представления, положения религиозных вероучений);

3.        Действия (поступки) раскрывающие духовные качества личности, требуемые определенной системой экономических отношений - политических, нравственных, религиозных убеждений; интересы и потребности, эмоции и чувства во всех своих видах (нравственные, эстетические, религиозные, интеллектуальные), привычки простые и сложные;

  1. Обряд как сторона обычая, традиции, прочно утвердившихся в общественной жизни.

Наиболее эффективной стороной развитых обычаев и традиций является их обрядовая сторона. Обряд не сопровождает традицию в течение всего времени ее функционирования, он выступает только в определенный момент всего процесса, выражая, углубляя и усиливая общие мысли и чувства людей.

Обрядовая форма возникает только тогда, когда все остальные составные части обычая, традиции уже более или менее прочно утвердились в общественной жизни и в личной жизни. Если этого утверждения нет, то внедряемая обрядность не будет жизнеспособной.

В процессе воплощения эмоций и мыслей во внешние действия, образующие обряд, происходит обобщение эмоций и представлений многих людей.

Став общепринятой, обрядовая форма подчиняет переживания и мысли молодых поколений общему направлению переживаний и представлений, свойственных духовной жизни ушедших поколений, оставивших в наследство молодым готовые русла выражения эмоций и мыслей.

Таким образом, традиция обеспечивает преемственность поколений, является каналом передачи социального поведения; нравственных убеждений; лежит в основе народной культуры, обычаев, обрядов; выполняет социальные функции; играет важную роль в социализации личности, формируя духовные качества, необходимые для нормального функционирования сложных общественных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ...

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Проект “ Большая культура маленьким детям” (приобщение детей к системе национально-культурных ценностей на материале музейной деятельности ДОУ)

На современном этапе  развития общества особую значимость приобретает проблема приобщения детей к духовно-нравственным   ценностям, обычаям и традициям Республики Бурятия. Базис всего э...

Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образовании

Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образованииСреди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, такие игры существуют уж...

Презентация на тему: «Национальный состав населения Оренбургской области. Значение Дня Народного Единства в воспитании детей младшего дошкольного возраста».

Презентация на тему: «Национальный состав населения Оренбургской области. Значение Дня Народного Единства в воспитании детей младшего дошкольного возраста». ...