Сенсорное развитие детей раннего возраста через реализацию авторской программы «Разноцветный калейдоскоп»
рабочая программа на тему

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.  Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_programme_raznocvetnyj_kalejdoskop.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Д. Власова,

воспитатель

  детского сада «Ромашка»,

СП МОУ «Павловская СШ»,

       г. Каргополь

Сенсорное развитие детей раннего возраста через реализацию авторской программы
«Разноцветный калейдоскоп»

      Современное общество, вступающее в новый — информационный — период своего развития, предъявляет высокие требования к системе образования в целом и к уровню образованности молодого поколения в частности, что в последние годы затрагиваем и период раннего возраста.  В период раннего возраста формирование всех функций сознания происходит, по выражению Л.С. Выготского, «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», особую остроту приобретает проблема совершенствования сенсорного воспитания детей, реализации развивающего потенциала ведущей — предметной — деятельности. 

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.  Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

О необходимости     сенсорного      воспитания детей раннего возраста говорится в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012 год), где одной из задач дошкольного образования является  развитие интеллектуальных  качеств ребенка - это развитие мыслительно-аналитической способности ребенка, направленной на активное познание окружающего мира, умение анализировать и синтезировать получаемую информацию и осознавать практические пути применения полученных знаний.

В федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования (№1155 от 17.10.2013 год) выделены основные направления развития детей раннего дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных организаций осуществляется в рамках сенсорного развития.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 год) в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие»  предполагает обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.

 В связи с этим нами была разработана и апробирована авторская программа «Разноцветный калейдоскоп», предназначенная для работы с детьми раннего возраста.

Программа дополнительного образования «Разноцветный калейдоскоп» по сенсорному развитию детей раннего возраста составлена с учетом основных положений вышеперечисленных нормативных документов.

Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цель и задачи Программы, принципы и методы работы с детьми, планируемые результаты освоения Программы и систему оценки освоения программы. Содержательный раздел состоит из учебно-тематического плана, перспективно-тематического плана и работы с родителями. Организационный раздел подразумевает организацию развивающей предметно-пространственной среды, учебно-методический комплект и ресурсное обеспечение.

Таким образом, целью Программы является формирование сенсорной культуры ребенка в период раннего возраста в процессе игр с дидактическим материалом.

Данная цель реализуется путем решения следующих задач: 

- формировать представления детей о величине, форме и цвете предметов;

- создать условия для активной, самостоятельной, игровой деятельности детей раннего возраста;

-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами;

- ориентировать семью на  сенсорное воспитание детей через активные формы взаимодействия.

Отбор содержания Программы осуществлен в соответствии со следующими принципами:

- принцип преемственности  (решение программных образовательных задач предусмотрено в совместной деятельности родителей и ребенка). 

- принцип занимательности  (используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата).

- принцип новизны  (позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу).

- принцип динамичности  (заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению).

- принцип сотрудничества (позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь).

- систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок).

- учет возрастных и индивидуальных особенностей  (основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).

- научности  (заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов(например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).

Программа предусмотрена для работы с детьми 2-3 лет в рамках дошкольной образовательной организации.

Общее количество часов – 36.

Продолжительность занятий -10  минут.

Продолжительность освоения программы – 1 год.

Для реализации программы используются групповая, подгрупповая и индивидуальная формы работы с детьми.

Основными методами работы с детьми являются:

 - наглядный метод, который используется во время:

  • проведения дидактических игр;
  • целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  - словесный метод, который представляется наиболее эффективным в процессе:

бесед с элементами диалога,

  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций и др.);
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • проведения развлечений;

  - практический метод, который используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • организовать родительские собрания;

.

Оценка результатов освоения Программы детьми проводится в рамках педагогической диагностики, основной целью которой является выявление уровня знаний и  представлений детей раннего возраста о цвете, форме и величине предметов. Педагогическая диагностика проводится в сентябре (входящая) и мае (итоговая). Результаты педагогической диагностики используются педагогом для организации образовательной деятельности с детьми.

Работа с родителями направлена на то, чтобы сделать родителей субъектами образовательно-воспитательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнёров.

Целью работы с родителями является создание необходимых условий для совместного общения детей, родителей и педагогов.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада и группы;

- оказание помощи родителям в подборе дидактического  материала по знакомству детей с цветом, формой и величиной предметов;

- создание условий для совместного участия родителей и детей в выставках, конкурсах, экскурсиях, праздниках.

Развивающая предметно-пространственная среда - важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения  развития ребенка необходимо единство развивающей предметно-пространственной среды и содержательного общения взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях группы создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.

Развивающая предметно-пространственная среда  предполагает:

- подбор  дидактическими игр и игрушек, различных по цвету, форме, величине  и материалу, из которого они сделаны;

- создание сенсорного уголка;

          - подбор детской литературы, помогающий осуществить необходимое воздействие для  сенсорного развития каждого ребенка;

         - создание театрального уголка для инсценировок, способствующего развитию эмоциональной сферы ребенка;

Материально-техническое обеспечение включает в себя учебно-методический комплект, оснащение и оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через развивающие игры

Одна из известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева пишет: "Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более су...

статья по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и пр...

Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».

Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Программа профессионального саморазвитиявоспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры&raq...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...