Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе на тему «Ступеньки доброты»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом.

Поэтому так важно, чтобы эмоциональное развитие дошкольников стало одним из важнейших компонентов работы педагогов детского сада, работы постоянной, присутствующей во всех видах деятельности, охватывающей все события жизни ребенка.

 

Цель: Эмоционально-личностное развитие дошкольников, насыщение нравственно-этического опыта детей средствами моделирования художественного произведения.

Задачи:

-Формировать способности к проявлению эмпатии: различению оттенков эмоциональных состояний и чувств.

-Активизировать высказывание личностно-осознанных суждений о нравственных поступках героев.

-Побуждать  стремление к конструктивному межличностному взаимодействию. Развивать навыки позитивной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_-stupenki_dobroty.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс «Педагог-психолог года Чувашии – 2017»

Конспект развивающего занятия

в подготовительной к школе группе

на тему «Ступеньки доброты»

по сказке Ш.  Сильверстайна «Щедрое дерево».

                                                                             Подготовила и провела: Долгова Светлана Геннадьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 45 «Журавлики»;

образование высшее;

педагогический стаж 10 лет.

Дата проведения: 05.04.2017.

                                                                           

 Чебоксары -  2017

     Заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом.

     Поэтому так важно, чтобы эмоциональное развитие дошкольников стало одним из важнейших компонентов работы педагогов детского сада, работы постоянной, присутствующей во всех видах деятельности, охватывающей все события жизни ребенка.

Цель: Эмоционально-личностное развитие дошкольников, насыщение нравственно-этического опыта детей средствами моделирования художественного произведения.

Задачи:

-Формировать способности к проявлению эмпатии: различению оттенков эмоциональных состояний и чувств.

-Активизировать высказывание личностно-осознанных суждений о нравственных поступках героев.

-Побуждать  стремление к конструктивному межличностному взаимодействию. Развивать навыки позитивной коммуникации.

Предшествующая работа: рассказывание сказки американского писателя Ш.  Сильверстайна «Щедрое дерево». Беседа по содержанию произведения.

Ресурсное обеспечение: салфетки  по числу детей, макеты дерева, пять кругов различных цветов: красного, бордового, фиолетового,  коричневого и черного, магнитная доска, набор магнитов, цветные полоски разной длины и ширины (ступеньки), яблоки по числу детей, горшочки, семена яблок, музыка П. Чайковского «Щелкунчик».

Методические приемы:

  1. Ритуалы вхождения и выхода из сказки.
  2. Игровые упражнения.
  3. Моделирование ситуаций.
  4. Вопросы, мотивирующие размышления.
  5. Ритмопластические упражнения.
  6. Коллективное задание, с распределением действий.
  7. Рефлексия.
  8. Ритуал завершения.

Ход:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Очень рада вновь оказаться у вас в гостях.

На нашей  недавней встрече, у нас было не очень много времени и поэтому сегодняшнюю нашу встречу я предлагаю вам начать с игры, которая поможет нам лучше узнать друг друга.

Игровое упражнение «Я люблю … И это здорово!» - настрой на конструктивное принятие каждого участника группы. Все участники игры встают в круг, и каждый по очереди сообщает, о том, что он любит. Все остальные участники хлопают в ладоши и, поддерживая его, хором говорят: «И это здорово!». Последним в игре участвует взрослый, сообщая, что он любит сказки.

П.: Любите ли вы сказки? Что в них такого интересного? (ответы детей по желанию). Резюме педагога-психолога: Я люблю сказки, потому что в них много мудрости и волшебных сил: радости, счастья, ума, смелости, добра, веселья, которыми можно поделиться.

Не случайно мы заговорили о сказках, я хотела бы вас пригласить в одну из них. Вы совсем недавно познакомились со сказкой «Щедрое дерево». А сегодня я приглашаю вас окунуться в сказочный мир героев этой сказки и постичь ее мудрость.

Ритуал вхождения в сказку. Но для того, чтобы очутиться в сказке, мы должны стать обладателем волшебной силы. В разных сказках есть волшебный предметы, которые помогают главным героям. И  сегодня обрести волшебную силу, которая переместит нас в сказку, нам помогут вот эти яблоки. Выберите яблоко, которое больше всего вам нравится.

Психолог: Теперь каждый из нас является обладателями сказочной силы, и мы можем смело отправляться в сказку. Предлагаю каждому из вас выбрать место на нашей поляне.

Сказка «Щедрое дерево», в которую мы попали, состоит из нескольких частей, из разных встреч Мальчика с Яблоней. Попробуем представить каждую часть и разыграть ее.

Ребята, для этого у вас на столе лежат части яблони и модели (круги) разных цветов,  с помощью них мы будем изображать отношение  Мальчика к Яблоне,  на протяжении всей сказки, а у меня будут  полоски разных цветов, из них мы вместе будем выкладывать ступеньки Доброты.

Психолог: Итак, давайте попробуем вспомнить, о чем говорится в первой части сказки?

Дети. В  первой части рассказывается о добром отношении Мальчика к Яблоне, об их огромной любви.

Психолог: Я вам предлагаю вам изобразить Яблоню, на ветвях которой любил качаться Мальчик.

(Дети выкладывают Яблоню).

Психолог:  Какие чувства испытывают герои нашей сказки? (Ответы детей).

Как вам кажется, ребята, круг какого цвет мы выберем для обозначения этих чувств?

Дети. Красного.

Психолог: Почему? Как вы думаете?

Возможные ответы детей и резюме взрослого: Красный цвет теплый, добрый, нежный. Мальчик в этой части очень любит Яблоню,  наслаждается ею.

(Дети выкладывают красный круг; взрослый выкладывает первые ступеньки на магнитной доске, ступеньки на обоих лестницах - красного цвета).

Психолог: Но шло время. Кто напомнит, что же произошло на следующей встрече Мальчика и Яблони?

Дети. Мальчик в первый раз обижает Яблоню, забирает у нее все яблоки.

Психолог:  Попробуем изобразить это на яблоне.

(Дети убирают яблоки с яблони).

Психолог: При помощи какого цвета мы можем показать первое проявление черствости Мальчика?

Дети. Бордового.

Психолог:  Почему вы так думаете?

Реб.  Бордовый цвет немного отличается от красного. Мальчик еще не такой жестокий, он еще любит свою Яблоню.

Психолог: А изменилось ли отношение Яблони к Мальчику? (ответы детей).  Какого цвета полоску вы выбираете для обозначения ее чувств?

Реб. Красного.

(Дети выкладывают бордовый круг в модели чувств мальчика, взрослый добавляет ступеньки на лестницах).

Психолог: После этого Мальчик долго не появлялся. Яблоня тосковала, грустила, ждала его. Но однажды …Может быть, кто-то хочет продолжить сказку?

Дети. Мальчик захотел построить себе теплый дом.

Психолог: Как проявилась щедрость души Яблони?

Дети. Она разрешает спилить ветки и построить дом.

Психолог: Попробуем изобразить это на нашей яблоне?

(Дети убирают ветки с Яблони).

Психолог: Круг какого цвета вы выберете, что показать угасание любви Мальчика к Яблоне?

Дети и резюме взрослого. Фиолетовый. Этот цвет темнее бордового. Мальчик больше не любит Яблоню, только требует от нее, а взамен ничего не дает.

Психолог: А что происходит с чувствами Яблони к мальчику? (ответы детей). Какого цвета полоску вы выбираете для обозначения ее чувств?

Реб. Красного.

(Дети выкладывают фиолетовый круг, соответствующие ступеньки появляются на доске).

Психолог: Прошло  много времени. Чего же не хватало мальчику для полного счастья?

Дети. Ему нужна лодка, чтобы уплыть далеко и быть счастливым.

Психолог: А что же делает Яблоня?

Дети. Она щедро дарит свой ствол.

Психолог: Покажите это на яблоне.

(Дети убирают ствол Яблони).

Психолог: Что же происходит с душой Мальчика? Через какой цвет мы можем показать его черствость?

Дети. Коричневый, потому что мальчик отобрал у Яблони все, что у нее было.

(Дети выкладывают круг коричневого цвета, соответствующие ступеньки появляются на доске).

Психолог: А как же Яблоня? Как она себя чувствовала, когда отдала Мальчику все, что у нее было?

Дети. Она была счастлива, что смогла помочь своему другу.

Психолог: Какого цвета полоску вы выбираете для обозначения ее чувств?

Реб. Красного.

Психолог: У нас остался один круг. Какого он цвета?

Дети. Черного.

Психолог: Что нам может рассказать он о душе Мальчика?

Дети. О том, что у мальчика в душе пустота, у него не осталось ни капли доброты и любви к Яблоне.

Психолог: Какого цвета полоску вы выбираете для обозначения чувств Мальчика к Яблоне?

Реб. Красного.

(Дети выкладывают черный круг, соответствующие ступеньки появляются на доске).

Психолог: А как вы думаете, сохранила ли Яблоня свою любовь к Мальчику на протяжении всей сказки?

Дети. Она была так счастлива, когда Мальчик, уже старый дед, сел

на ее пенек отдыхать.

Психолог: Ребята, а теперь взгляните, пожалуйста, на получившиеся лесенки. Какие чувства у вас появляются, когда вы смотрите на них.

Психолог: Ребята! А  почему мы  чувства Яблони к Мальчику изобразили только красными полосками?

Дети и резюме взрослого: Потому что она не потеряла свою доброту и любовь к мальчику на протяжении всей сказки. Яблоня всегда на вершине. Ее огромная любовь и безграничная доброта делала ее счастливой, а Мальчик  опускался все ниже и ниже по лестнице доброты, и, несмотря на то, что он получал много любви и доброты, его душа черствела, и он не мог чувствовать себя счастливым, потому что сам не дарил любовь и доброту.

(Дети выходят из-за столов).

Психолог: Мы сейчас попробуем выразить всю щедрость души Яблони в мимике и пластике.

(звучит музыка П. Чайковского «Щелкунчик», дети изображают).

Ритуал выхода из сказки.

Психолог: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам взять свои яблочки, символы волшебной силы, нам придется с ними расстаться, так как волшебные предметы должны остаться в сказке, а мы должны вернуть в детский сад (дети складывают яблоки).  Та сила, которую мы от них получили сделала нас еще добрее, смелее, радостней… Но мы теперь с вами знаем, что нельзя стать счастливым только получая Добро и Любовь. Что же может сделать всех счастливыми? (предположения детей). Счастливым сможет стать и тот, кто сумеет поделиться своей силой любви, доброты с теми, кто рядом.

Психолог: Ребята! Наша сказка «Щедрое дерево» закончилась  грустно. А вы хотели бы, чтобы Яблоня снова расцвела? Что же для этого нужно сделать? У меня есть обычный бумажный пакетик с обычными семенами. Вы догадались, чьи это семена? Мы с вами можем посеять семена яблони. Подойдите, пожалуйста, сюда. Возьмите семена и посадите их в землю. Если ваше семечко, а потом и появившейся расточек, будет окутано  теплом, любовью, внимательным уходом, то непременно вырастет яблонька, которая подарит вам много радости.

(Дети сажают в горшочек семена яблока). 

Психолог: Приглашаю вас вернуться в круг (садятся на стульчики). Очень быстро завершилось наше путешествие в сказку. Сейчас самое время немного задуматься и решить  чему же научила каждого из нас эта мудрая сказка? (Ответы детей по готовности, если дети затрудняются, то можно задать другой вопрос, что запомнилось в нашем путешествии в сказку?).

Психолог: Ребята, я благодарю вас за нашу сегодняшнюю встречу, наше путешествие в сказку было незабываемым. В завершении нашей встречи, я предлагаю вам встать и приготовить наши ладошки. Приложите их к вашему доброму любящему сердцу, пусть ваши ладошки впитают в себя все, чем вы хотите поделиться: радость, добро, любовь, тепло и нежность. А звонкие аплодисменты подарят все это окружающим. Спасибо всем!                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема:"Семья"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе группе.ТЕМА: «Семья»....

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе «Разные эмоции».

Данное занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста, направленно на развитие эмоционального интеллекта,  умение анализировать свои и  чужие эмоции, причины их возникнове...

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе «Дерево держится корнями, а человек друзьями».

Развивающее занятие "Дерево держится корнями, а человек друзьями", направлено на сплочение детского коллектива, формирует внимание к сверстнику, показывает детям ценность дружбы....

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная книга»

Цель: развитие произвольности психических процессов у старших дошкольников. Задачи:1.Развивать внимание, воображение, память, восприятие.2.Развивать предпосылки логического мышления, общую и мелк...

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе по теме «Делай как я»

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе по теме  «Делай как я»...

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе по теме «Как Маша стала большой»

Конспектразвивающего занятия  в подготовительной к школе группе по теме  «Как Маша стала большой»...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Звук [Ч’]. Буква Ч. Лексическая тема ПОЧТА.

Конспект открытого занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...