Инновационный педагогический опыт работы
материал на тему

Ирина Александровна Моисеева

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрально - игровую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pedagogicheskiy_opyt.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» Моисеевой И.А.                                                                                                    на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализовано - игровую деятельность».

Актуальность опыта

       Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед системой образования, в том числе и дошкольного, задачу формирования творческой, всесторонне развитой, инициативной, самостоятельной, социально активной личности, обладающей качествами, необходимыми во всех видах искусств.

        Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе. На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста  различными видами искусства и театрально – игровой деятельности . Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.  Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Все психологические новообразования, которые необходимы ребёнку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут своё начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие.                                                                                                 В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психический барьер боязни нового, увлечь, развивать способности легче всего в интересном занятии. И что особенно важно творческую личность необходимо развивать с раннего детства. Чтобы выжить в ситуации постоянных преобразований и адекватно на них реагировать, чтобы быть востребованным и успешным, личность должна активизировать свой творческий потенциал.  

        Творчество – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные способности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.                            

        Детское творчество – это воображение ребёнка плюс творческий порыв взрослого.

        Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить творчеству, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития творчества.

        Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.

        Исходя из вышеизложенного, я поставила перед собой цель и вытекающие из нее задачи.

 

Условия формирования ведущей идеи опыта,  условия возникновения и  становления опыта

       Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.  

             

        Цель: сформировать творческую, всесторонне развитую, инициативную,  социально активную личность ребенка с дошкольного возраста.    

        Задачи:

  •  Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
  •  Познакомить детей с различными видами театра.
  •  Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  •  Обучать приёмам кукловождения  различных видов кукол.
  •  Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
  •  Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
  •  Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

В основу реализации педагогического опыта положены следующие принципы:

  • Принцип организации личностно  –  ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей:  принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  • Принцип системности: работа проводится систематически весь учебный год, начиная с раннего дошкольного возраста.
  • Принцип доступности:  учитываются  возрастные особенности, потребности, интересы, уровень  подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
  • Принцип интеграции образовательных областей: содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи:  родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

 

Теоретическая база опыта

        С точки зрения Н.А. Ветлугиной художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения  и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «Детство».

        Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно. Поэтому одной из поставленных передо мной задач является совершенствование личной профессиональной компетентности в вопросах развития творческой личности. Для этого я изучаю методическую литературу, периодические издания, использую электронный ресурс, участвую в Педагогических советах, совершенствуюсь в самообразовании. Вместе с тем анализ психолого – педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность применения данного педагогического опыта для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

       

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

            Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

                Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Методы реализации опыта

  • Проблемный – решение поставленной задачи, создание творческого продукта;
  • Словесный – активизация слухового восприятия, творческого мышления, воображения;
  • Наглядный – использование иллюстративного материала, дидактические игры, пальчиковая гимнастика;
  • Практический – упражнения, продуктивная деятельность.

        Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды в 1 младшей группе. Для детей ясельного возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также изготовила настольный театр «Репка», «Колобок»,  «Курочка Ряба». Оформила книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена  картотека «Пальчиковые игры».

        В работе с детьми раннего возраста предпочтение отдавалось театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д.

        Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Каждый день я читала произведения из  разных жанров, стараясь голосом и мимикой передать характер героев.

        На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

        Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Ещё в своих работах Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

         Вместе с детьми во второй младшей  мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ.минуток также передавали движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»). В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

        Затем мы имитировали цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя – весёлые матрёшки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался.

        В зависимости от времени года дети  имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

         Следующая ступень в работе – это бессловесная игра – импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Также в работе с детьми я использовала игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поёт?»), на развития звукоподражания («Зверята», «Кто как кричит»), на формирование речи (игры с пальчиками), которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа. С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям («Тили-тили-тили бом! Загорелся Кошкин дом!» - рисование  красками и поролоном, «Заборчик для петушка», «Выросла репка», лепка: «Вкусные морковки для зайки», «Миски для трёх медведей», «Лепим колобка», аппликация: «Украсим варежку для лисоньки», «Катится колобок по дорожке»).                                                                                

        В средней группе я продолжила тему «Театрализованная деятельность». Была дополнена предметно пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники - иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены озвученные и неозвученные музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 – 5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

        Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игрыВ возрасте 4 – 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Существенно усложняются театрально –  игровые умения дошкольников.

        В начале года я оформила папку «Виды театров», благодаря которой познакомила детей с понятием театр, его разновидностями. Рассказала о правилах поведения в театре.

        В течение года в средней группе вместе с детьми мы изготавливали сказки настольного театра («Три поросёнка»)  и пальчикового театра («Заюшкина избушка», «Колобок»). А потом дети самостоятельно показывали их своим друзьям.

        С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: «Угадай название сказки», «Назови друга ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки), «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?», беседы: «Скажи хорошее о друге», «Как можно пожалеть». А также игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Из какой сказки иллюстрация?»

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

        В старшей  группе дети самостоятельно участвуют в постановках сказок, проведена литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского.                                              На занятиях и в  свободной деятельности дети слушали произведения классической и детской музыки. А потом самостоятельно играют  на музыкальных инструментах (озвученных и не озвученных), как в оркестре. А ещё мы вместе с детьми озвучили стихотворение на детских музыкальных инструментах «Прогулка в зимний лес». Во время проведения занятий для создания интереса, организации детей  продолжала использовать игровой приём: приход разных персонажей из художественных произведений. В течение года мы продолжаем лепить, рисовать по сказкам. В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

         Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

        Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

 Работа с родителями

        Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.  

        Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами:           вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек.   А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки.

 Результативность опыта

        Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:

  • дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность;
  • овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра;
  • через театрализованную  игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения;
  • у детей развиваются нравственно - коммуникативные и волевые качества;
  • дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи;
  • у детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории;
  • активизировался словарь детей, её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь;
  • дети стали раскрепощаться и творить.

        В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.

        Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

        Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

  Трудности и проблемы при использовании данного опыта

 Трудности при применении данного опыта  заключались в следующем:

  • применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей, подборе оборудования и материалов;
  • планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей детей;
  • разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Адресные рекомендации по использованию опыта

 Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

Опыт работы Моисеевой Ирины Александровны размещен на                   сайте МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» www/schoolrm.ru/detsad_sar/ds4sar

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....