Занятия игры по восприятию
материал на тему

Кушеева Евгения Баиртуевна

Игры по восприятию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_i_igry_po_tsvetovospriyatiyu.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия и игры по цветовосприятию

Занятие 1. В гостях у Солнышка

Цель. Дать понятие о том, что какие цвета относятся к теплой части цветового спектра (желтый, красный, коричневый); познакомить со способом получения нового цвета путем смешивания двух других (желтый + красный = оранжевый; желтый + коричневый= темно-желтый(охра); красный + коричневый = кирпичный); учить смешивать краски на палитре, добиваясь нужного тона, самостоятельно подбирать (по памяти) нужный цвет фрукту, овощу, бабочке.

Предварительная работа. Изучение основных цветов (цветов радуги) в повседневной жизни.

Материал. Музыкальный: любая плясовая народная мелодия; песня «Рыжий, рыжий, конопатый», муз. Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина. Кукла –домовенок Кузя; Огневушка – поскакушка (бумажная кукла на одной ножке, которую можно кружить на столе, высотой 20-25 см); сундочок для Кузи; маленькие огневушки – подружки (из пластмассовых вертушек); «сарафанчики» для них (кружки, раскрашенные так: половина желтая, другая красная или коричневая; всего два комплекта: желто – красный, желто - коричневый); солнышко (большой рисунок); кисти двух размеров, гуашь (желтая, красная, коричневая), палитры (по три штуки на каждого), «домики» для «подружек» (раскрашенные в теплые тона), листки с нарисованными простым карандашом силуэтами бабочек, апельсинов, моркови, яблок, клубники, вишни и  др.

Ход занятия

Дети заходят в группу.

         Ведущий. У меня есть друг. Очень смешной и совсем не похожий на вас. Может быть, мы его проведаем? Идемте! (Подходят к сундучку, стучат.) Кузя, ты тут? Ты не спишь?

         Крышка поднимается, появляется сонный Кузя.

         Кузя (лениво). Ну, чего надо? Спать хочу!

         Ведущий. Познакомьтесь, дети, это домовенок Кузя. Кузя, извини, что мы тебя разбудили. Познакомься – это дети из подготовительной к школе группы. Я и представить себе не могла, что ты днем спишь.

         Кузя. Это зима осенняя, то есть осень зимняя, навевает сонливость, вот я и улегся. Ну что такое: на дворе сентябрь, а тут такой холод! Бр –р –р! Извините, я пожалуй, вернусь обратно. Спокойной ночи, замерз совсем!

         Ведущий. Стой, Кузя, мы тебя согреем!

         Сначала тихо, затем громче звучит плясовая мелодия. Все прислушиваются: откуда музыка? На столе посередине комнаты «домик» Огневушки и ее подружек.

         Ведущий. Так вот откуда музыка! (Из домика появляется Огневушка - поскакушка).

         Огневушка (кружится).

         Это кто там замерз?

         Это кто там продрог?

         С кислой миной такой

         Не пущу на порог!

         Кузя. Ух ты, как интересно! Давайте – ка сядем ближе и посмотрим. (Дети садятся на стулья вокруг стола.) Это не я замерз, мне уже не холодно! Может, ребятам холодно? (Дети отвечают, что им тепло.)

         Огневушка. Ну, еще бы не было тепло! Ведь я называюсь Огневушкой – поскакушкой! Я люблю тепло, жар, огонь и краски люблю такие же: желтую, оранжевую, красную.

         Кузя. А что ты вообще здесь, в моей комнате, да еще без спроса делаешь?

         Огневушка. Да вот думаю сплясать да брата моего позвать, чтобы он землю обогрел, а то и в самом деле пташкам – букашкам холодновато стало.  (Танцует под плясовую) Однако не слышит меня мой брат!

         Кузя. А кто твой брат?

         Огневушка. Солнышко! Помогите мне, дети! Если вместе со мной спляшут мои подружки, огневушки – поскакушки, да еще наденут оранжевые сарафанчики, то, может быть, от веселого танца и теплых красок и проснется братик мой. А у сарафанчиков этих есть секрет: одна половинка красная, другая – желтая, а когда мои подружки завертятся, красный с желтым смешиваются, и сарафанчики станут…Сами увидите, какого цвета.

         Дети берут кукол, надевают на них желто – красные сарафанчики и раскручивают вертушки.

         Огневушка. Ах, мы так старались… Даже –видели? – в оранжевые сарафанчики нарядились. Но, видно, крепко спит мой брат. Попробуем надеть коричнево – желтые сарафанчики. Это тоже теплые цвета. Одна половинка у сарафанчика желтая, другая – коричневая.(раздает желто – коричневые сарафанчики) одевайте, подруженьки, сарафанчики и пляшите! Смотрите: какого цвета они стали? (темно- желтого).

         Внезапно музыка обрывается, и появляется «брат» - солнышко, нарисованное на картоне и прикрепленное к палочке.

         Солнышко. Сестренка! Что случилось? Что за переполох?

         Огневушка. Спроси лучше у детей!

         Солнышко выясняет у детей, что случилось. Те объясняют, что и Кузя, и все остальные замерзли и землю нужно согреть.

         Солнышко. Ну, это не беда! Чтобы землю согреть, нужно цвета теплые знать! Знаете ли вы их? (дети называют). А знаете ли, как получить оранжевый и темно – желтый цвет (охра)?

         Кузя. Можно, я попробую смешать краски?

         Смешивает, руководствуясь правилом: берем светлую краску, в нее добавляем темную до тех пор, пока не получится желаемый цвет. Помогает ему Огневушка. Красками, полученными в результате смешивания, Кузя что – то окрашивает на листке с силуэтами фруктов, пробуя цвета.

         Солнышко. А сейчас вы получите от меня теплые краски.

         Воспитатель снимает салфетки, под которыми приготовлено все для рисования. Звучит песня «Рыжий, рыжий, конопатый».

         Кузя. А теперь смешивайте краски, чтобы получить оранжевый, темно – желтый и кирпичный (красно - коричневый) цвета, и закрашивайте нужным цветом овощи, фрукты, бабочек! Мне кажется, что у вас все равно не получится такие красивые цвета, как у меня!

         Солнышко. Кузя, ты не прав! Чтобы веселей было рисовать, пусть дети послушают мои любимые песни о жарком лете и жарком острове.

         Дети рисуют под  «Песенку о лете». По окончании рисования Кузя заглядывает за плечи детей и дает оценку их работам.

         Солнышко. Мне кажется, у вас здесь потеплело. Теперь я отправлюсь по своим делам. До свиданья!

        Огневушка. Мне тоже пора домой. Счастливо оставаться! (Скрывается в домике)

        Кузя. Теперь нам и осенью, и зимой холод не страшен. Я надеюсь, дети, вы оставите мне эти рисунки, чтобы я не замерз?

        Дети соглашаются.

        Кузя. Извините меня, но я очень устал… Где мой любимый сундучок? (забирается в него). Спокойной ночи! (зевает.)

        Ведущий. Давайте оставим Кузю в покое, пусть поспит. А нам с вами тоже неплохо отдохнуть, только мы не будем спать, а отправимся гулять на улицу! До свидания, Кузя!

        Дети выходят из комнаты.

Занятие 2. Как помогли Снеговику

       Цель. Закрепить знание холодных цветов, учить создавать по три разных по «светлоте» оттенка каждого из трех холодных цветов (фиолетовый, синий, сине - зеленый), смешивая их с белым цветом; продолжать учить придумывать композиции на вольную тему, используя только краски холодных цветов и их оттенки, а также цветовой контраст и близкие цвета.

       Предварительная работа. Чтение рассказов о Северном полюсе, его природе. Опыты со льдом и снегом, помогающие понять их свойства. Рассматривание узоров на квадратах и прямоугольниках.

       Материал. Музыкальный: Мелодия песни «Колыбельная медведицы», муз. Е.Крылатова; Кукла – домовенок Кузя, письмо Нептуна, Снеговичок, нарисованный на альбомном листе, Снежная Королева, нарисованная на ватмане; шесть чистых палитр на каждого, гуашь фиолетового, синего, сине – зеленого и белого цветов, кисти двух размеров, вода; квадратные и прямоугольные листы бумаги, «льдинки» из бумаги, окрашенные в следующие цвета: фиолетовый, синий, сине – зеленый – по три светлых оттенка.

         

Ход занятия

         Дети заходят в группу. На самом видном месте сидит Кузя с письмом. Дети подходят к нему.

         Ведущий. Кузя, здравствуй! Почему у тебя такой печальный вид? Что это за письмо?

         Кузя. Нагостился я у Нептуна и еще бы остался, да слишком холодно стало у него. Разволновался Нептун, письмо вам прислал, читайте!

         Ведущий. Давай –ка его сюда! (Читает.) «Дорогие друзья! Кузя очень хорошо у меня отдыхал, нам с ним было не скучно. Но в последнее время в море начали происходить странные вещи: температура воды резко понизилась, и в ней появилось множество льдинок. Рыбкам и морским конькам стало холодно, и все они улеглись спать. Некому теперь даже порядок навести в моем подводном царстве! Да и сам я от холода дрожу, а еще слышу, как над морем дуют ужасные ветры, и сверху все время падает снег. Скоро море превратится в снежную кашу! Я думаю. Что все это проделки Снежной королевы. Очень прошу вас, друзья, приезжайте, разберитесь, в чем дело. И постарайтесь все вернуть на свои места. Мне это уже не под силу, стар я стал. Ваш Нептун».

         Кузя. Ну что, едем к Снежной королеве? (дети соглашаются. Кузя ворчит) Ой, когда же я у себя порядок наведу? Домовой называется! Пыль вытереть некогда…

         Ведущий. Ну что, садитесь в лодку. (Плывут в импровизированной лодке под мелодию песни «Колыбельная медведицы». Одновременно повторяют холодные цвета.)

         Ведущий. Ну вот, кажется, мы уже на Северном полюсе, во владениях Снежной королевы.

         Звучит музыка, дети вместе с ведущим оглядываются, ежатся, фантазируют на тему: что они увидели бы на Северном полюсе (лед, снег, ледяные скалы, торосы, айсберги, вьюга, синие снеговые тучи, Северное сияние). Неожиданно из-за снежного тороса вперевалочку выходит Снеговичок.

         Снеговичок. Здравствуйте! (Суетливо) А я голоса услышал, дай, думаю, посмотрю, кто это к нам в гости пожаловал… Какими судьбами: дело пытаете али от дела лытаете?

         Кузя. Да вот, если бы не Нептун, не мерзли бы здесь.

         Снеговичок. Что же случилось? (дети рассказывают)

         Снеговичок. Значит, моя хозяйка совсем разбушевалась! Ох, беда мне, непорядок в нашем снежном царстве – королевстве!

         Ведущий. А что у вас случилось, Снеговичок?

         Снеговичок (шепотом, заговорчески) А вот что…

         Звучит музыка «Вьюга», появляется Снежная королева.

         Снежная королева. Оказывается, ко мне гости пожаловали! (Холодно). Ну что ж, гостям мы всегда рады! Вообще –то времени у меня мало, но, если я не остужу вас с помощью волшебных льдинок, вы замерзнете, как сосульки, и останетесь в моем царстве навсегда. А я хоть и холодная, но не злая. Вот мои льдинки. Вы должны приложить их сначала к правой щеке, потом к левой. Если вы что – то сделаете неправильно, пеняйте на себя: вы сразу же замерзнете! Нужно прикладывать сначала самую темную льдинку, затем светлее и, наконец, самую светлую. Итак, начинаем с фиолетового цвета, потом переходим к синему, а затем – к сине – зеленому.

         В процессе этой игры дети учатся различать оттенки цветов по «светлоте».

         Снежная королева. Ну что же, теперь вы готовы к тому, чтобы осмотреть мое царство. (Снеговичку) Когда же ты построишь мост из снежных плит? Скоро уж и гости придут, которых я пригласила! Но как они сюда доберутся? Гляди, а то превращу тебя в ледяную глыбу!

         Снеговичок. (плачет). Со мной случилась очень неприятная история. Есть у меня друг – медвежонок Умка. Как- то раз, устав от забот, зашел я к нему поиграть. Играли мы около полыньи (там, где лед проломился), заглядывали в нее, наблюдали за морскими рыбками. И вот я нечаянно упал в полынью, намочил снег, из которого сделан, и потерял свое волшебство. А когда вернулся во дворец, Снежная королева приказала мне построить мост из снежных плит с узорами из холодных цветов. Но я не могу этого сделать, и наверное, она скоро заморозит меня в ледяной глыбе навсегда. А еще она сказала, что если я не сделаю мост, то она завалит все море снегом и льдом. И заморозит его, чтобы гости смогли по замершему морю прийти во дворец. Горе мне…(Плачет)

         Ведущий. Подожди. Снеговичок, не плачь! Может быть, мы тебе поможем?

         Снеговичок. Как же вы мне поможете? Хотя постойте! Если бы вы нарисовали узоры холодных цветов на листах бумаги, я бы, пожалуй, смог превратить их в ледяной сказочный мост.

         Кузя. Ну, с этим мы справимся! Только скажи поточнее, что мы должны сделать.

         Снеговичок. Вот что!

         Рассказывает, как сделать два дополнительных оттенка фиолетовой краски, следуя правилу: в белую краску добавлять темную и пробовать оттенок на отдельном листе бумаги.

         Снеговичок. Вот вы и получили из фиолетовой краски три его оттенка.

         Кузя. Ага, а теперь так же из синей и еще… как ее? (дети: сине – зеленой.)

         Снеговичок. Точно. В результате у вас получатся три фиолетовых оттенка, три синих, три сине- зеленых.  Есть еще белый цвет. Вот этими- то цветами и надо нарисовать узорные плитки для ледяного волшебного моста. А сейчас я перенесу вас в наш рисовальный зал.

         Читает заклинание: «Снип – снап – снуре, пуре, вазелюре!». Звучит «Вальс снежинок». Дети танцуют, потом садятся за столы.

         Снеговичок. А теперь вот вам краски и палитры. Пожалуйста, выручите меня! Вот и бумажные плитки. Рисуйте! Украсьте середину и края.

        Дети рисуют под музыку П.Чайковского («Январь»).

         По окончании рисования Снеговичок выкладывает мост из «плиток», оценивая работы детей. Когда все листы выложены, произносится заклинание: «Снип- снап – снуре, пуре, вазелюре!». И мост становится настоящим. Снеговичок благодарит всех. Дети с ведущим отплывает в лодке под музыку «Колыбельная медведицы». Нептун радостно кричит: «Спасибо, у нас уже тепло!». Приплыв домой, дети оставляют Кузю и отправляются на прогулку.

Развитие цветовосприятия.

          Ребенок любит играть в подвижные игры. Подвижная игра сближает детей друг с другом и с педагогом. Она развивает ребенка, делает его жизнь веселой и интересной.

          Подвижные игры должны быть представлены в достаточном количестве в жизни детей, соответствовать его возрастным возможностям, полоролевым и индивидуальным предпочтениям.

Игра «Найди свой цвет»

         Воспитатель раздает детям флажки трех – четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять», дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: « Найди свой цвет», дети собираются у флажка соответствующего цвета.

         Рекомендации. Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флажок. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флажков, расходясь по всей площадке, залу.

Игра «Отыщите Мишкин мед».

         Воспитатель предлагает погулять с мишкой. Дети идут по групповой комнате.

         Воспитатель.

         Мишка по лесу гулял,

         Бочку с медом потерял.

         Помоги, честной народ,

         Отыскать мишуткин мед.

         Дети находят разложенные в разных местах комнаты бочонки, вырезанные из бумаги (три белых, один желтый). Воспитатель закрепляет их на фланелеграфе.

         Воспитатель. Мед в желтом бочонке. Покажи его.

         Вызванный ребенок выполняет задание. Затем воспитатель незаметно меняет бочонки местами и просит другого ребенка показать бочонок с медом. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Солнышко»

         На столе перед детьми лежат желтые бумажные полоски (лучики) и желтый круг (солнце). Воспитатель кладет рядом желтый бочонок и говорит: «Солнышко такое же, как мед, - желтое. Солнышко желтое, его лучи желтые»

Убирает бочонок.

        Воспитатель.

         Солнце желтое вставало,

         Желтые лучи пускало.

         Разбежались желтые лучи.

         Как они желты и горячи.

(дети берут по одному лучику и на носочках бегут в разных направлениях. Воспитатель поочередно спрашивает каждого ребенка, какого цвета его лучик.)

         Уходило солнце на покой,

         Забирало лучики с собой.

(дети выкладывают лучики вокруг солнца)

         Ночь, на улице темно,

         Люди спят уже давно.

         Дети садятся на корточки, закрывают глаза. Игра повторяется 2-3 раза.

 

Игра «Собери пирамидку»

        У трех пирамидок разного цвета сняты все кольца и сложены на поднос. Каждый ребенок собирает пирамидку определенного цвета.

Игра «Лети, голубок»

         По полу групповой комнаты разложены предметы желтого и красного цвета.

         Воспитатель.

         Стали дети голубями,

         Полетели над лесами.

        (Дети бегают вокруг воспитателя, машут руками – крыльями.)

         Люли – люли – люли,

         (Воспитатель кормит голубей)

         Полетели гули.

         (Дети, пробежав вокруг воспитателя два- три круга, садятся на корточки.)

         Голубь Саша, голубь Наташа, принесите мне предметы красного (желтого, зеленого) цвета. (дети выполняют задание и возвращаются на свои места.) игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не принесет названный предмет.

         Аналогично проводится игра с предметами другого цвета.

Игра «Положи камешки на место».

         Дети вкладывают геометрические фигуры в соответствующие по форме прорези на полосе картона синего цвета.

 Игра «Искатели»

         Дети отыскивают в групповой комнате предметы синего цвета.

Игра «Открой свой домик»

          Дети сидят на стульях. К спинке каждого стула приклеен кружок желтого, красного, зеленого или синего цвета. На столе разложены вырезанные из бумаги ключи таких же цветов.

         Воспитатель. Встаньте и посмотрите, какого цвета ваш домик (кружок). (Дети называют цвет.) подойдите к столу и выберите для своего домика ключ такого же цвета. (Обращается каждому ребенку.) какой ключ ты взял? (Ребенок называет цвет)

         После того как все ключи разобраны, дети запирают домики (говорят «чик - чик»)

         Воспитатель

         Раз, два, три, четыре, пять,

         Вышли дети погулять.

         (ходят вокруг стульев.)

         Постучали.

         (Стучат кулаком по полу)

         Покружились,        

         (Кружатся)

         Поскакали, порезвились.

         (Прыгают)

         Погуляла детвора,

         Всем домой идти пора.

         Подходят к своим стульям, отпирают домик (говорят «чик - чик») и садятся.

         При повторе игры воспитатель меняет стулья местами.

Рисование «Наливаем мед»

        Детям выдают белые бумажные круги, кисточки (ватные тампоны, губки), желтую гуашь и предлагают закрасить круг – «налить мед в миску». После выполнения задания воспитатель подходит к каждому, кладет рядом с кругом желтый бочонок и говорит: «Аня, у тебя такой же мед, как в бочонке у Мишутки, - желтый». И т.д.

Рисование «Собираем ягоды»

 Воспитатель дает каждому ребенку вырезанный из бумаги стакан, красную и желтую гуашь, штампы или тычки и предлагает «собратьягоды в стаканчик»: используя краску любого цвета, поставить кружки на бумажной заготовке. По окончании работы уточняет, какие ягоды собрал каждый ребенок, - желтые или красные.

Упражнения.

- «Принеси (покажи) желтый кубик (кирпичик, мяч, карандаш)».

- «Построй желтые ворота».

- «Прокати желтый шарик в ворота».

- «Беги к желтому кубику».

- «Построй желтую дорожку из мозаики (кубиков, геометрических фигур)».

- «Разложи красные и желтые яблоки по тарелкам».

- «Выбери игрушку такого же цвета».

- «Выбери предметы зеленого цвета»

- «Укрась деревья листьями»

        Воспитатель показывает детям три больших листа бумаги, на каждом из которых изображено дерево без листьев. Листья из бумаги (красные, желтые, и зеленые) лежат в одной коробке.

1.Воспитатель называет цвет, ребенок размещает лист этого цвета на любом дереве.

2.На каждое дерево воспитатель кладет лист определенного цвета. Ребенок берет из коробки лист, называет его цвет и размещает на дереве, где лежит лист такого же цвета.

- «Выложи из мозаики синий цветок».

- «Выбери синие пуговицы».

Литература

  1. С. Афанасьева Цветной мир! // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с 25-33.
  2. М.А.Гмошинская. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности // Дошкольное воспитание, 2002, № 2, с 30-33.
  3. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (программа совместной художественно – творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) –М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2007- 248с.
  4. Л.Кашеварова. Цветовосприятие. // Дошкольное воспитание, 2005, № 2, с 5-14.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика –Синтез, 2006.-192с.: цв.вкл.
  6. Т.С.Комарова Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // дошкольное воспитание, 2008, № 6, с 80-86.
  7. Куревина О.А., Ковалевская З.Д. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир».- М.: Баласс, 2010.-80с., ил.(Образовательная система «Школа 2100»).
  8. Н.В.Львова развитие цветовосприятия // Ребенок в детском саду, 2008, № 3, с 40-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-занятия на развитие восприятия цвета.

Сенсорное воспитание. Помощь в формировании у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов....

Игры, развивающие восприятие цвета

Родители узнают, как знакомить детей с сенсорными эталономи цвета....

Игры, развивающие восприятие формы

ИГры, которые помогут родителям познакомить детей с эталонами формы....

Игры, развивающие восприятие величины

В статье даны рекомендации родителям как знакомить детей с сенсорным эталоном - величиной....

«Игра с кубиками» занятие по сенсорному восприятию

• Продолжать формировать практические знания о времени года. • Развивать речь ребенка. • Закрепить знание о форме предметов (шар, куб). • О цвете предметов (красный, зеленый, синий, желтый). • О ...

Игры- занятия на развитие восприятия цвета

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом слу...

Конспект занятия. Дидактические игры, развивающие, восприятие формы.

Конспект занятия.Дидактические игры, развивающие, восприятие формы....