Статья на тему : «Воспитывайте маленького исследователя»
статья (старшая группа) на тему

Казакова Александра Викторовна
Свою педагогическую деятельность я стараюсь направлять на разностороннее развитие личности детей, способной к творческой деятельности, самостоятельному выбору, на обогащение развивающей среды группы, сотрудничество с родителями дошкольников с целью комплексного развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему : «Воспитывайте маленького исследователя»

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».                                                                                                  Конфуций

Свою педагогическую деятельность я стараюсь направлять на разностороннее развитие личности детей, способной к творческой деятельности, самостоятельному выбору, на обогащение развивающей среды группы, сотрудничество с родителями дошкольников с целью комплексного развития ребёнка. 

Образовательную деятельность с детьми  осуществляю в разных формах и видах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: познавательной, художественной, исследовательской, речевой, двигательной, игровой, самостоятельной, в совместной деятельности, в повседневных развивающих ситуациях, в ходе режимных моментов. 

Поэтому в педагогическую деятельность включаю  использование множества различных современных технологий, но приоритетной является  исследовательская деятельность.

Исследовательский навык, приобретённый в ДОУ, поможет ребенку быть успешным в школе  в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.

 Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда  формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, наблюдает за поведением птиц в  окно, проводит опыты с разными предметами, уже с 2-х лет разбирает игрушки, изучая их устройство.

Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Наблюдая в группе за детьми, я сделала вывод, что любопытство, удивление , выдвинутая просьба или проблема ребенка может стать толчком к началу исследовательской  деятельности.

В своей группе я создала уголок «Сказок» в котором живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Звездочёт, Каркуша). Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя – моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки , осуществить практические действия , делать выводы.

 
Когда мне необходимо заинтересовать детей и провести какую либо исследовательскую деятельность, я заранее выставляю на полочку, которая называется «полочка избыточной информации» разнообразные предметы. Дети во время свободной деятельности рассматривают эти предметы, интересуются, задают мне вопросы, и конечно я  своими ответами или наводящими вопросами  стремлюсь вызвать у детей интерес.

Мы  с детьми  исследуем объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода.

  Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели  ряд опытов: 
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

 можно ли поймать воздух?-

 может ли воздух быть сильным?-( дети дули на предметы и сами сделали вывод.) движение воздуха.

.Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Летом на прогулке на участке ,обращаю внимание детей , что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

 Все дети очень любят играть летом с песком , и поэтому они с большим интересом участвуют в различных исследованиях с песком.

Например я предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему?

Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть. 
Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится»,

Я создала картотеку опытов с песком , в которой описаны простые опыты ,которые доступны для каждого ребенка.

С помощью иллюстраций выяснили, где в природе встречается вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвела к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

Проводила с детьми различные исследования с водой:

 имеет вкус или нет (дети пробовали воду на вкус а затем предлагала покушать воду с кусочком лимона –дети делали вывод)

вода прозрачная, но легко окрашивается(растворяли краску в воде-делали вывод)

что быстрее утонет? и др.

Для закрепления знаний детей о воде , о ее значении для нашей планеты, провела занятие «Голубой  глобус»            

в ходе которого дети наблюдали и сами участвовали  в экспериментах . в результате которых убедились , что нельзя засорять моря и океаны , реки и озера.

Проводя исследовательскую деятельность по изучению свойств воды. Тоже наработала картотеку опытов с водой.

Воспитатель МДОУ «Детский сад с.Пигари»      Казакова А.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Лаборатория маленьких исследователей" (средний возраст), участники: дети, воспитатели, родители.

Проект долгосрочный. Создана совместно с родителями "лаборатория"для познавательно - исследовательской деятельности. Разработаны: перспективное планирование, НОД по познавательно - исследовательской д...

Ежедневный план работы с детьми младшей группы по теме "Экспериментирование", "Маленькие исследователи"

Недельный план работы с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Экспериментирование" ("Маленькие исследователи")....

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе (3-5лет) Тема недели: «Маленькие исследователи»

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе (3-5лет)Месяц ФЕВРАЛЬ - МАРТ Сроки реализации темы: _с 26.02. по 02.03.2018г._Тема недели: «...

Конспект родительского собрания с презентацией по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Воспитываем ребёнка - исследователя"

Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное по...

Рекомендации для родителей. Тема недели: «Маленькие исследователи»

Рекомендации для родителей. Тема недели: «Маленькие исследователи»...