"Театрализация как средство развития продуктивного творчества дошкольников"
статья на тему

Кудряшова Наталья Александровна

Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Театрализация как средство развития продуктивного творчества дошкольников"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.

Вся жизнь детей насыщена игрой, в которой происходит становление всех сторон личности. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует развитию у детей восприятия, речи, эмоциональной сферы и, что немаловажно, развитию творческой, гармонической личности.

Возможности театрализованной деятельности ребенка дошкольного возраста – довольно широки, именно потому данный вид деятельности является организованным педагогическим процессом в детском саду, направленным на гармоничное развитие личности дошкольника.

 Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, можно решить комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.

На основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения. А это так важно в нашей жизни.

В современной литературе, много говорится  о том, что современный человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги. Изучив литературу, я пришла к выводу, что можно ознакомить детей с экономикой и воспитать такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность, через театрализованную деятельность .

С целью определения системы работы по формированию экономических представлений посредством сказки сначала отобрала сказочные произведения разных видов (народные, авторские сказки), наиболее ценные с точки зрения экономического содержания. После детально проанализировала содержание сказок, вычленила в них экономические представления (деньги, товар, доход и т.д.). Затем сказки были систематизированы с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и имеющегося у них личного опыта ориентирования в экономических вопросах. Народные сказки использовала для ознакомления с экономическими представлениями (труд, производство, обмен и др.) и для воспитания таких «экономических» качеств личности: хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность и др. Народные сказки являются неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка.

Так как сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности ,а театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста, мы совместно с музыкальным руководителем решили поставить театрализованное представление с детьми старшего дошкольного возраста "Теремок на новый лад".

В процессе работы над пьесой ввели такие элементарные экономические категории, как потребности, труд, товар, экономика, ремесло, деньги, выгода, убыток, бартер, реклама, бизнес, капитал .Происходило расширение представлений детей о необходимости использования (вложения) денег для получения прибыли.

 Все жители теремка , в этой пьесе, живут по-новому, ведь на дворе XXI век, вместе работают (зарабатывают деньги ), вместе отдыхают. Мышка зарабатывает деньги в своей фирме "Макдональс", печёт пирожки   на продажу ( Такая работа мне прибыль даёт, а от зверушек- любовь и почёт). Лягушка  открыла  в лесу магазин бытовой техники. Ёжик - хороший портной. Принимает заказы от зверюшек, шьёт, порет, кроит, метает и всё в срок выполняет. Лиса частный предприниматель, очень хороший парикмахер. Может подстричь, сделать завивку, покрасить и феном уложить. Медведь  всех зверей снабжает мёдом. А недавно он стал мёд  за границу поставлять, да менять на автомобили. Осуществляя обмен на обмен, т.е. бартер, так  медведюшка стал бизнесменом. А заяц открыл свой банк. И теперь он не просто заяц, он банкир. Целый день звери работают, а вечером собираются в теремок. Они очень славно потрудились, работали весь день и не ленились. Начинают подсчитывать доход, определяют расход. А оставшиеся деньги готовы положить в банк. А волк у них охранник. Он строго следит за порядком и бережёт покой этих удивительных, трудолюбивых друзей.

В процессе работы над этой сказкой , мы смогли сформировать  у детей устойчивый интерес к изучению финансовой и экономической системы, определить каждого героя сказки в системе финансовых отношений, активизировать совместное творчество детей, родителей и воспитателей, обогатить представления детей о мире экономических явлений, закрепить знание терминов в ситуации поведения сказочных героев, развить сценическую речь, актерское мастерство, творческие способности детей.

Личностно-ориентированная направленность работы позволила нам закрепить состояние творческой активности, помогла в выборе видов деятельности с учетом их интересов и предпочтений. Нет декораций – нарисуем вместе, нет костюмов – изготовим из подручных материалов, нет подходящей сказки – сочиним, нет песенного материала – придумаем песенки – импровизации.

Погружение в сказочную  театральную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения.

Ещё раз хочется отметить, что  сказка, особенно через театрализованную деятельность, является неисчерпаемым источником для развития нравственного потенциала личности дошкольника. Особенно важно это учитывать в процессе работы с детьми дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения формируются именно в этом возрасте.

Каждое новое представление превращается для нашего детского сада и всего коллектива в настоящий праздник, яркий, торжественный, Выявлено, чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкально-дидактических игр, как средства развития музыкального творчества дошкольников.

Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-дидактические игры....

Статья: «Театрализация как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Разнообразные детские игры открывают мир дошкольного детства и влияют на развитие...

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за ...

Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ре...

Презентация"Использование в практике работы с детьми нетрадиционных приемов рисования, как средства развития изобразительного творчества дошкольников".

В презентации представлена система работы по развитию детского творчества через включение в изобразительную практику нетрадиционных приемов рисования ....

Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества дошкольников"

Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества дошкольников"Цель: формирование у детей интереса к изобразительной деятельности через нетрадиц...

Робототехника - как средство развития технического творчества дошкольников

Как и зачем робототехника внедряется в дошкольное образование? Каких роботов делают 5-6 летние дети? Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеет что-то общее с экспл...