Народное творчество в нравственном воспитании младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему
Статья о влиянии народного творчество в развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народное творчество в развитии младших дошкольников | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 83 г. Иркутск
Величко Татьяна Геннадьевна
Воспитатель
Народное творчество в нравственном воспитании младших дошкольников
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в наше время. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, быть добрым к людям, научиться понимать других, проявлять сочувствие, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы закладывается в раннем детстве.
Народная культура является одним из средств нравственного развития детей. Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие нравственной культуры с ранних лет жизни. Народная культура, а в частности фольклор, близок детям по содержанию, с его помощью легче установить с ребенком эмоциональный контакт. Мои наблюдения показали, что интересное содержание, богатство фантазии, яркие фольклорные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
В праздниках, традициях нашего народа фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень хорошо использовать в работе с детьми малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, поговорки, заклички. Знакомство с народным творчеством малышей лучше начинать с потешек, колыбельных песенок. Потешки используются во всех режимных процессах – при умывании, кормлении, прогулке.
Знакомство с потешками лучше начинать с рассматривания картинок. Необходимо рассказать о персонаже потешки, объяснить новые слова. Лучше, если дети не только запомнят ее, но и обыграют. Приятно наблюдать , как дети используют потешки во время в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Не менее ценны народные песенки, в которых говорится о посильной помощи в домашних делах, о разнообразных видах детского труда: «Ваня – Ванечка», «Я по лесу, по зеленому бреду», «Иголка-иголка», «Иван, Иван, вырывай бурьян», «Идет Кузьма из кузницы», «Был мальчонка пастушком».
Использование закличек помогает при воспитании у детей добрых чувств по отношению к природе : «Дождик-дождик, поливай, будет хлеба каравай…», «Солнышко, ведрышко! Взойди скорей…».
Ещё один вид малых форм словесного народного творчества – это загадки. Загадки - полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки дают возможность вести беседы на нравственную тему: как нужно заботиться о домашних питомцах, как не обижать братьев наших меньших, закреплять знания о культурно – гигиенических навыках.
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки помогают прививать детям нравственные нормы поведения, показывают им моральные эталоны. Некоторые пословицы содержат в себе поучение, выраженные иногда в прямой форме, например : «играть – играй, а дело знай», «любишь кататься – люби и саночки возить»; некоторые дают меткую характеристику человеку, или его деятельности: «наш пострел везде успел», «поспешишь – людей насмешишь, «друг познается в беде».
Дошкольникам очень нравятся считалки, они развивают в детях доброту и благородство. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Считалки помогают при выборе ведущего в подвижных играх на свежем воздухе.
Русская народная сказка помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, речь, фантазию, воображение, трудолюбие, правдивость.
Большую радость приносит детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Это могут быть игрушки из дерева , глины, посуда и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает детей и взрослых. Народная игрушка красочна, образна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание. Особый интерес вызывают яркие матрешки. С матрешками можно играть и сюжетно – ролевые игры, и дидактические, хороводные. Так же их очень хорошо использовать на занятиях по сенсорике.
В работе по развитию у дошкольника нравственных качеств необходимо привлекать родителей – это различные консультации по использованию малых фольклорных форм в развитии детей, создание декораций к сказкам, потешкам, родительские собрания в форме мастер – класса и круглого стола. Родители, как правило, с большим интересом и желанием откликаются на совместную работу по воспитанию детей. Ведь именно народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их нравственного развития.
Список литературы:
- Бойчук И.А,, Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Нечаева В.Г., Маркова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"
В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника...
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, пески, игровые приемы, танец....
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.В своей статье автор отмечает,что привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, по...
Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей.
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить. Малые формы фольклора являются первыми художественными...
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...