Тема: «Экспериментальная деятельность в ДОУ»
материал (старшая группа) по теме

Бикеева Ирина Александровна

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №3 "ДЮЙМОВОЧКА"

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ

ГОРОДА ФУРМАНОВА

Тема: «Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Составила: воспитатель Смирнова И.А.

2016 год.

Актуальность.

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

 Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
  2. Наблюдения за объектом
  3. Просмотр иллюстраций
  4. Беседа с элементами дискуссии
  5. Познавательный рассказ воспитателя
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

  1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
  3. Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.
  4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.
  5. Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире.
  • О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
  • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
  • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д

Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности

Старшая группа

Сентябрь:

«Как появились моря и океаны? »

Цель: формировать знания о происходящих в природе изменениях (конденсация). Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Октябрь:

«Как появились острова и материки? 

Цель: формировать знания о происходящих в природе изменениях (испарение). Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Ноябрь:

«Звуки»

Цель: учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Декабрь:

«Передача солнечного зайчика»

Цель: помогать накоплению у детей конкретных представлений  об отражении.

Развивать умение договариваться друг с другом, работая в парах. Воспитывать коммуникативные навыки.

Январь:

«Мир пластмасс»

Цель: закрепить представления  у детей о видах и свойствах пластмасс.

Поощрять выдвижение гипотез.  Развивать умения сравнивать, делать выводы.

Воспитывать аккуратность.

Февраль:

«Сухим из воды»        

 Цель: познакомить  с существованием атмосферного давления. Продемонстрировать остывание воздуха (сжатие)

Обогащать словарь (поглощает, отражает). Развивать творческие способности речи детей, умение делать выводы.

Воспитывать коммуникативные навыки и аккуратность.

Март:

«Спичечный телефон»

Цель:   формировать представления  у детей простейшего устройства для передачи звука на расстоянии. Развивать любознательность

Апрель:

«Земля-магнит»

Цель: познакомить с действием магнитных сил Земли.

Развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.

Май:

«Круговорот воды в природе»

Цель: познакомить с круговоротом воды в природе.

Развивать умения делать выводы.

Воспитывать любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме : "Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте"

Материал состоит из двух частей. Первая часть теретическая, во второй части представлен практический материал....

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

Обобщение опыта по теме: «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

Актуальность педагогического опыта.             Актуальность данной  темы определяется требованиями современной ситуации в развитии обществ...

 Проектная работа на тему« Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» презентация

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая предст...

Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте»

Выступление по теме :  «Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте»...

Проект на тему "Экспериментальная деятельность детей"

Недостаточная разработка проблемы развития детского экспериментирования и её несомненная актуальность для теории и практики современного ДОУ послужили основанием для создания данного проекта, который ...