Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба "Островок здоровья"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Окунева Галина Александровна

Объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к здоровью детей и  собственному здоровью. Приобщение детей и членов семей детей к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему «Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба «Островок здоровья»».

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он

находит примеры для подражания и здесь происходит его

социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем

миром»: детский сад, семья, общественность.

                                                                                                      С.В.Глебова

Статья 44. Права, обязанности и ответственность

родителей в сфере образования.

1. Родители (законные представители)

несовершеннолетних обучающихся имеют

преимущественное право на обучение и

воспитание детей перед всеми другими

лицами. Они обязаны заложить основы

физического, нравственного и

интеллектуального развития личности

ребенка.

В Стандарте учитывается сотрудничество

Организации с семьей, обеспечение психолого –

педагогической поддержки семьи, повышение

компетентности родителей (законных

представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей

Aктуальность

            Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, педагогической грамотности, гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.

      Организовала в ДОО работу детско-родительского клуба «Островок детства».  Это объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к здоровью детей и  собственному здоровью. Приобщение детей и членов семей детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию творческой инициативы родителей.

2. Привлечь внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей.

3. Формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ.

4. Воспитывать у детей и формировать желание у родителей и педагогов вести здоровый образ жизни.

5. Активизировать  и  обогащать  педагогические  знания  и  умения  родителей, поддерживать  их  уверенность  в  собственных  возможностях.

       Новизна в обогащении существующих методик, направленных на оздоровление детей в разработке заседаний для детско-родительского клуба.

 Занятия  детско-родительского клуба «Островок здоровья» проводятся два  раза в месяц (по пятницам) на основе  плана (исходя из запросов родителей).

        Встречи  дают  возможность  и  родителям, и  детям  чаще  бывать  вместе, общаться, радоваться  даже  самым  маленьким  успехам. И  надо  сказать, что  на  такие  встречи  с  удовольствием  приходят  не  только  мамы  и  папы, но  и  старшее  поколение, поскольку  у  всех  есть  большое  желание  заниматься  вместе  с  ребенком.

        Родители  с  интересом  знакомятся  со  здоровьесберегающими  технологиями  и  охотно  осваивают  физические  упражнения, которые  выполняют  в  паре  со  своим  ребенком. На заседаниях клуба  взрослые  знакомятся  с  эффективными  средствами  оздоровления, учатся  делать  самомассаж, правильно  проводить  закаливающие  процедуры  дома, пальчиковую  и  дыхательную  гимнастики.

      Занятия в семейном клубе предусматривают теоретическую и практическую части. Общая продолжительность 40-50 минут. Так, например, в первой, теоретической части занятий детско-родительского клуба «Островок здоровья» родителям предлагаю сообщение или беседу специалиста (врача, психолога, логопеда,  и т.д.) по определенной теме, затем во второй, практической части идет совместное выполнение какого-либо комплекса оздоровительных, профилактических упражнений.

      В  заключительной части подводятся  итоги, родителям выдаются разнообразные памятки, буклеты, методическая литература, рекомендации.

Например, на занятии детско-родительского  клуба по теме «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»  рассказала о причинах появления плоскостопия, научила диагностике и профилактике плоскостопия. Детям и их родителям показали как делать плантограмму, а затем предложили комплекс  упражнений при плоскостопии или для его предупреждения, особое внимание уделив самомассажу стоп. Занятие закончилось демонстрацией оборудования для профилактики плоскостопия (профилактических дорожек, массажных ковриков, мячей, массажеров для стоп и др., родителям были выданы памятки с рекомендациями. Последнее занятие клуба проводилось совместно с врачом-эндокринологом.  Этот специалист,  в интересной форме вел разговор с родителями о правильной организации детского питания. Родители задавали много интересующих их вопросов, на которые получили исчерпывающие ответы.

     Безусловно, такие занятия в клубе приносят ощутимые результаты. Однако следует подчеркнуть, что эта результативность в большей мере обусловлена не только содержанием, но и качеством общения специалистов ДОО с семьей.

       В каждой семье есть газеты, книги, радио, телевизор, поэтому мы уверены, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятии, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому при подготовке к занятиям  обращаю  внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и аргументированность и доказательность положений, динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения.

                Использую совместный выпуск газет (продукт коллективного творчества взрослых и детей) – это одна из форм пропаганды ЗОЖ.

Задачи:

- расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга;

- повышать интерес детей к физической культуре и спорту;

- воспитывать желание вести ЗОЖ;

- воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным занятиям.

         В процессе изготовления газет: подбираются статьи, необходимые фотографии о занятиях спортом, спортивных достижениях. Родители и дети сочиняют подписи к снимкам.

         Каждый новый номер газеты дети охотно рассматривают, рассказывают друг другу о семейных занятиях физкультурой, спортивных увлечениях членов семьи, делятся своими впечатлениями о помещенных в газетах материалах. В свою очередь  поддерживая интерес детей, предлагаю различные задания:

-назвать виды спорта, изображенные на фотографиях;

- времена года, когда можно заниматься тем или иным видом сорта;

- систематизировать фотографии по видам спорта.

- использовать материалы газеты для беседы о пользе занятий спортом.

Устный журнал «Сто вопросов о физкультуре»

       Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия спортом имеет личный пример людей, которые профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.

      Устные журналы производят на детей сильное впечатление и вызывают желание заниматься спортом. В результате дети  просят  родителей отвести их в спортивную секцию или кружок.

      Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.

       Родителям предлагается поиграть вместе с детьми, использовать изготовленное оборудование. В дальнейшем родители и дети могут изготовить подобные пособия у себя дома. Новые атрибуты размещаются в физкультурном уголке и используются детьми в группе и на прогулке, на спортивных олимпиадах и играх.

         Семейные спортивные олимпиады – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками и родителями, демонстрируя полученные физические навыки. Атмосфера праздника и дух соперничества вызывают множество положительных эмоций у детей, а привлечение родителей к проведению этих событий способствует сближению взрослых и детей для победы в соревнованиях.

        С нескрываемым интересом  познакомила  родителей с  Су - Джок – терапией. Данный вид массажа не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии. Сейчас мы вместе с вами попробуем провести данный вид массажа.

   Применение су-джок  массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

         Техника массажа проста: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна. 

1. Массаж Су – Джок шарами /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Этот шарик непростой,  -(любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом.  (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

«Дорожка»

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

3.Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много».  Катим «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5.Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики.

              Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в моей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов, детей и родителей в ДОО.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Таким образом, занятия в клубе не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

10. Прокатывание шариком по написанной букве.

11. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

12. Развитие цветовосприятия, при обучении счету и т. д. Можно использовать следующие игры: «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие» (красные, желтые, зеленые, «Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый).

13. Кроме того, вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке», о «рукавичке» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины через организацию детско-родительского клуба «Истоки»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Социальное партнёрство ДОУ и семьи через организацию детско – родительского клуба "Мы родом из детства"

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнёрство, сотрудничество в организации воспитательно - образовател...

Опыт работы по теме «Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

В статье представлен опыт по теме "Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников". Опыт охватывает несколько возрастов от третьего года жизни до старшего дошколь...

Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений

Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений В стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребенка как можно б...

Опыт работы по организации детско-родительского досуга

В материале представлен опыт работы по отганизации нетрадиционной формы детско-взрослого досуга "Ярмарка"...

Приказ об организации детско-родительских клубов в рамках региональной инновационной площадки "Здоровым быть здорово"

о назнвачении руководителем детско-родительского клуба "Здоровячок"  в рамках региональной инновационной площадки "Здоровым быть здорово"...