Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через использование метода раздаточного материала- тематических комплектов карточек с заданиями.
статья (подготовительная группа) на тему

Каленюк Ольга Федоровна

Материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение « Речевое развитие»

Обучающий семинар по теме :

«Индивидуализация образования  детей старшего дошкольного возраста через использование метода раздаточного  материала – тематических комплектов карточек с заданиями»

.

Принцип индивидуализации является основополагающим положением ФГОС ДО п.1.4   Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором каждый ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)

Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями.

Цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.

Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода или темы недели.

Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах.

Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.

Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими).

Основные требования:

  • Содержание должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого
  • Должно быть место для «договорных пометок», которые разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми
  • Каждый лист может иметь «рабочую рамку», которую можно дорисовывать и раскрашивать
  • Компоновка заданий на карточке оставляет возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать и т.п.

«Индивидуальность» карточки подчеркивается тем, что каждый ребенок самостоятельно подписывает свою карточку – печатает имя или рисует значок марки

 На карточках может быть место для «договорных» пометок, которые разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми. Например, на карточке может появиться метка о времени работы, о партнерствах, о помощи взрослых, о сложности выполнения работы. о том, где можно искать нужную информацию, где можно получить подсказку и т.п. Эта часть предназначена для тренинга у детей навыка самоопределения, само регуляции, развития рефлексии, умения использовать различные источники информации и пр.

Каждый лист может иметь рамочку, которая придаст работе ребенка эстетичный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно дорисовывать, раскрашивать.

Не сшитые (не брошюрованные) листы создадут возможность многовариантного выбора как для детей, так и для педагога. Их можно:

 повесить на стену (в уголке достижений и пр.);

 вложить в портфолио ребенка;

 выдать родителям для работы с ребенком дома;

 с карточками можно работать, не испортив последующие листы.

Целесообразно по каждой теме готовить более 30 карточек – из расчета по 1-2 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий. Направленность заданий – ознакомление с окружающим и формирование элементарных естественнонаучных знаний; математические представления и действия с цифрами, знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики. Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.

При всей похожести на традиционные рабочие тетради и альбомы-раскраски у карточек есть несколько особенностей.

*Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать.

*Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование навыков сотрудничества).

*Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом случае у детей формируется представление о личном вкладе в общее дело: каждый, выбирая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над одной темой. В результате появляется целостный образ темы и персонифицированный вклад в нее. У всех карточек разное содержание, что стимулирует детей к использованию всего комплекта – «иначе не узнаем, пропустим что-то важное, интересное».

Применение карточек

Во многих детских садах, вне зависимости от возрастной группы и программы, практикуются интегрированные занятия, тематические блоки, метод проектов. В основе – комплексная реализация содержания через различные виды деятельности. Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей. Так как в комплекте карточек много, появляется необходимость длительной работы с темой, постепенного освоения содержания – основа тематического блока или проекта, в ходе которого завершенность темы достигается только совместными усилиями и не одномоментно.

Если дети не умеют писать, используется метод копирования – предлагаются готовые таблички с именами, датами. Индивидуализация образования предполагает индивидуальный темп и последовательность работы с заданиями, получение своего результата Вернуться к последующей неделе. Не следует говорить ребенку, что ему нужно сделать.

 В последующем , можно привлечь для помощи затрудняющимся детям , само проверки и проверки детских  работ, ребят группы.

Фиксация и предъявление результатов

Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности. Это может быть, например, обсуждение в конце занятия или проговаривание в ходе совместной деятельности: «Какую карточку ты выбрал? Почему ты решил выполнить эти задания (чем они тебя привлекли)? Что успел сделать? С чего ты начал? Когда ты планируешь завершить работу?» и т. п. И обязательно, вопросы для общего обсуждения: «Что мы вместе узнали о птицах (домах, транспорте)? Что мы вместе сделали сегодня (нарисовали и закрасили животных, написали названия, сосчитали животных в зоопарке)» и т.п.

Так как содержание карточек предполагает задания различной направленности, может сложиться такая ситуация, когда ребенок, переходя от темы к теме, выполняет что-то одно, близкое и понятное ему (интересное, легкое в исполнении).

Отличие карточек от рабочих тетрадей, альбомов-раскрасок

Как правило, тетрадь воспринимается педагогом и ребенком (детьми) как персональный игровой или учебный материал и подразумевает индивидуальную работу. Дети весьма ревностно относятся к попыткам других оставить в их тетради хотя бы одну линию..

4. Работа с карточками

Основные цели:

 демонстрация возможностей для решения задач развития;

 стимулирование к активному поиску вариантов заданий;

 обучение способам поддержки ребенка в процессе его самостоятельной работы с карточками.

Материалы: ксерокопии карточек.

Содержание практической деятельности с педагогами:

педагогам предлагается разделиться на несколько подгрупп. Каждая подгруппа получает несколько тематических карточек. Это могут быть отличающиеся наборы карточек из одной темы; одинаковые наборы карточек из одной темы; наборы карточек из разных тем.

1. Педагогам предлагается рассмотреть карточки (если карточки для работы подобраны из разных тематических комплектов, предлагается определить тему), а затем придумать и записать свои варианты заданий для работы по карточке.

2. Представители групп рассказывают о своих вариантах заданий. Вместе участники отмечают уровень сложности предложенных заданий (на какую возрастную группу могут быть ориентированы задания).

3. Предлагается определить формы использования карточек (на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности), а также способы поддержки детей в процессе самостоятельной работы с карточками.

4. Обратить внимание участников на то, что на каждой карточке могут быть выполнены задания разной сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы опыта "Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через проектный метод"

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.    Тема опыта: «Формирование патриотического сознания у детей старшего дошкольного возраста через проектный метод»....

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала.

В статье раскрывается значение  занимательного материала в формировании основ математических представлений....

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование занимательного математического материала

Осинина Татьяна Сергеевна  воспитатель детского сада № 229 Сормовского района города Нижнего Новгорода. «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста ...