Главные вкладки

    Индивидуализация образования детей старшего дошкольного возраста через использование метода раздаточного материала- тематических комплектов карточек с заданиями.
    статья (подготовительная группа) на тему

    Каленюк Ольга Федоровна

    Материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartochki.docx22.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическое объединение « Речевое развитие»

    Обучающий семинар по теме :

    «Индивидуализация образования  детей старшего дошкольного возраста через использование метода раздаточного  материала – тематических комплектов карточек с заданиями»

    .

    Принцип индивидуализации является основополагающим положением ФГОС ДО п.1.4   Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором каждый ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)

    Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями.

    Цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.

    Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода или темы недели.

    Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах.

    Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.

    Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими).

    Основные требования:

    • Содержание должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого
    • Должно быть место для «договорных пометок», которые разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми
    • Каждый лист может иметь «рабочую рамку», которую можно дорисовывать и раскрашивать
    • Компоновка заданий на карточке оставляет возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать и т.п.

    «Индивидуальность» карточки подчеркивается тем, что каждый ребенок самостоятельно подписывает свою карточку – печатает имя или рисует значок марки

     На карточках может быть место для «договорных» пометок, которые разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми. Например, на карточке может появиться метка о времени работы, о партнерствах, о помощи взрослых, о сложности выполнения работы. о том, где можно искать нужную информацию, где можно получить подсказку и т.п. Эта часть предназначена для тренинга у детей навыка самоопределения, само регуляции, развития рефлексии, умения использовать различные источники информации и пр.

    Каждый лист может иметь рамочку, которая придаст работе ребенка эстетичный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно дорисовывать, раскрашивать.

    Не сшитые (не брошюрованные) листы создадут возможность многовариантного выбора как для детей, так и для педагога. Их можно:

     повесить на стену (в уголке достижений и пр.);

     вложить в портфолио ребенка;

     выдать родителям для работы с ребенком дома;

     с карточками можно работать, не испортив последующие листы.

    Целесообразно по каждой теме готовить более 30 карточек – из расчета по 1-2 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий. Направленность заданий – ознакомление с окружающим и формирование элементарных естественнонаучных знаний; математические представления и действия с цифрами, знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики. Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.

    При всей похожести на традиционные рабочие тетради и альбомы-раскраски у карточек есть несколько особенностей.

    *Компоновка заданий на карточке оставляет ребенку возможность выбора – рисовать, считать, рассматривать, обсуждать, писать.

    *Продуманы задания, основанные на работе в команде (формирование навыков сотрудничества).

    *Карточка – «личная, индивидуальная», а весь комплект – общий. В этом случае у детей формируется представление о личном вкладе в общее дело: каждый, выбирая карточку, выполняет свое задание, а все вместе работают над одной темой. В результате появляется целостный образ темы и персонифицированный вклад в нее. У всех карточек разное содержание, что стимулирует детей к использованию всего комплекта – «иначе не узнаем, пропустим что-то важное, интересное».

    Применение карточек

    Во многих детских садах, вне зависимости от возрастной группы и программы, практикуются интегрированные занятия, тематические блоки, метод проектов. В основе – комплексная реализация содержания через различные виды деятельности. Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей. Так как в комплекте карточек много, появляется необходимость длительной работы с темой, постепенного освоения содержания – основа тематического блока или проекта, в ходе которого завершенность темы достигается только совместными усилиями и не одномоментно.

    Если дети не умеют писать, используется метод копирования – предлагаются готовые таблички с именами, датами. Индивидуализация образования предполагает индивидуальный темп и последовательность работы с заданиями, получение своего результата Вернуться к последующей неделе. Не следует говорить ребенку, что ему нужно сделать.

     В последующем , можно привлечь для помощи затрудняющимся детям , само проверки и проверки детских  работ, ребят группы.

    Фиксация и предъявление результатов

    Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности. Это может быть, например, обсуждение в конце занятия или проговаривание в ходе совместной деятельности: «Какую карточку ты выбрал? Почему ты решил выполнить эти задания (чем они тебя привлекли)? Что успел сделать? С чего ты начал? Когда ты планируешь завершить работу?» и т. п. И обязательно, вопросы для общего обсуждения: «Что мы вместе узнали о птицах (домах, транспорте)? Что мы вместе сделали сегодня (нарисовали и закрасили животных, написали названия, сосчитали животных в зоопарке)» и т.п.

    Так как содержание карточек предполагает задания различной направленности, может сложиться такая ситуация, когда ребенок, переходя от темы к теме, выполняет что-то одно, близкое и понятное ему (интересное, легкое в исполнении).

    Отличие карточек от рабочих тетрадей, альбомов-раскрасок

    Как правило, тетрадь воспринимается педагогом и ребенком (детьми) как персональный игровой или учебный материал и подразумевает индивидуальную работу. Дети весьма ревностно относятся к попыткам других оставить в их тетради хотя бы одну линию..

    4. Работа с карточками

    Основные цели:

     демонстрация возможностей для решения задач развития;

     стимулирование к активному поиску вариантов заданий;

     обучение способам поддержки ребенка в процессе его самостоятельной работы с карточками.

    Материалы: ксерокопии карточек.

    Содержание практической деятельности с педагогами:

    педагогам предлагается разделиться на несколько подгрупп. Каждая подгруппа получает несколько тематических карточек. Это могут быть отличающиеся наборы карточек из одной темы; одинаковые наборы карточек из одной темы; наборы карточек из разных тем.

    1. Педагогам предлагается рассмотреть карточки (если карточки для работы подобраны из разных тематических комплектов, предлагается определить тему), а затем придумать и записать свои варианты заданий для работы по карточке.

    2. Представители групп рассказывают о своих вариантах заданий. Вместе участники отмечают уровень сложности предложенных заданий (на какую возрастную группу могут быть ориентированы задания).

    3. Предлагается определить формы использования карточек (на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности), а также способы поддержки детей в процессе самостоятельной работы с карточками.

    4. Обратить внимание участников на то, что на каждой карточке могут быть выполнены задания разной сложности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала.

    В статье раскрывается значение  занимательного материала в формировании основ математических представлений....

    Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

    Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

    Система работы «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала»

    Актуальность  – повысить качество воспитательной работы с детьми, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку к их успешному обучению в школе....

    «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование занимательного математического материала».

    Осинина Татьяна Сергеевна  воспитатель детского сада № 229 Сормовского района города Нижнего Новгорода. «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста ...