Развитие пространственных представлений
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Посвящена  развитию пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса в процессе физического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовка детей с отклонениями в развитии к обучению может быть успешной лишь при условии сформированности у ребенка основных пространственных представлений.

У нормально развивающихся детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений: ребенок выделяет основные пространственные признаки предметов — форму и величину; имеет представления о направлениях пространства, а также о пространственных отношениях между предметами, понимает и использует речевые средства для обозначения пространственных взаимоотношений между предметами.

Во многих специальных исследованиях показана недостаточная сформированность пространственных представлений у различных категорий детей с отклонениями в развитии.

У многих из них затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.

Механизм недостаточности пространственных представлений у различных категорий детей с отклонениями в развитии может быть разным. В более тяжелых случаях это может быть локальное поражение теменных отделов коры головного мозга, что нередко имеет место у детей с церебральными параличами при поражении теменно-височно-затылочной области коры головного мозга. В этих случаях у ребенка появляется так называемая зрительно-пространственная, или конструктивная апраксия. У ребенка с трудом формируется возможность различения правой и левой стороны, он даже к школьному возрасту не понимает смысла предлогов над, под, за.

Такой ребенок с большим трудом обучается конструктивной деятельности, он не может сложить из кубиков или из палочек цельное изображение, картинку, квадрат или треугольник, особенно стойкие затруднения он испытывает в рисовании: не может нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов.

В дошкольном возрасте у него наблюдаются стойкие затруднения в дифференциации правой и левой стороны тела.

Такие стойкие пространственные нарушения характерны для детей с церебральным параличом. Нарушения формирования пространственных представлений у этих детей может быть связано с ограничениями в движении глаз с одной или с обеих сторон. Из-за наличия внутреннего косоглазия ребенок привыкает пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя наружные поля зрения. При большем поражении моторного аппарата левого глаза может наблюдаться своеобразное нарушение — односторонняя пространственная агнозия. В этих случаях ребенок привычно игнорирует левое поле зрения. При специальных пробах на конструктивный праксис он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинки видит также только изображение справа; то же имеет место и при чтении. При обучении грамоте у ребенка могут возникнуть существенные затруднения, особенно в чтении. Нарушения чтения у него будут зависеть от патологии его зрительного восприятия. С таким ребенком необходимо как можно раньше начинать специальные занятия по развитию движений глазных яблок и укреплению паретичных мышц. Для этого используют яркие звучащие игрушки, располагая их в направлении наиболее дефектного движения, всячески стимулируя развитие этого движения. Необходимо проводить серии упражнений в прослеживании игрушки во всех направлениях, добиваясь плавности движения и возможности переключения с одного движения на другое. Подобного рода нарушения могут наблюдаться у детей с дефектами зрения.

Проявления конструктивной апраксии могут наблюдаться у различных категорий детей с отклонениями в развитии при нарушениях созревания у них корковых теменных отделов мозга. Несформированность пространственных представлений характерна для всех категорий детей, у которых имеет место замедленный и неравномерный темп созревания ЦНС или недоразвитие коры головного мозга, например, у детей с ЗПР, стойкими речевыми расстройствами, у умственно отсталых детей.

Имеется определенная характерная динамика в развитии пространственных представлений, характерная как для нормального, так и нарушенного психического развития. Первоначально у ребенка формируются представления о форме предметов, затем о величине и направлениях пространства. У всех детей с отклонениями в развитии особенно нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно, по сравнению со здоровыми сверстниками, формируется конструктивное мышление, требующее полноценной аналитико-синтетической деятельности мозга. Поэтому для всех детей с отклонениями в развитии важное значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослыми. Важное значение в развитии пространственных представлений имеют все виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, специальные двигательные упражнения.

Во всех этих видах деятельности ребенка учат наблюдать за предметами, выделять в них пространственные признаки и отношения, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их по общности пространственных признаков и словесно их обозначать.

На начальных этапах работы педагог совместно с ребенком сравнивает предметы по признакам различия, например, шар и кубик. Берется ящик, в стенках которого имеются прорези круглой и квадратной формы. Ребенку даются кубики и шарики. На первом занятии ребенка знакомят с различными формами шара и куба и отверстиями на коробке. Развивают элементарные навыки переноса: шар — отверстие круглой формы — окошко, кубик — квадрат. Ребенок учится опускать шар в отверстие круглой формы, а кубик — в отверстие квадратной формы. Затем ребенка учат дифференцировать другие геометрические формы, предлагая игру-занятие «Почтовый ящик». Эти игры предлагаются ребенку с 3-х лет. Нормально развивающиеся дети до 3 лет правомерно пользуются силой при выполнении этого задания. Однако уже к 3 годам у них появляются отдельные целенаправленные пробы, а к 4-м они выполняют это задание путем зрительного соотнесения, хотя и допустимы еще отдельные пробы. Однако к 6 годам ребенок должен пользоваться в основном зрительным соотнесением.

Важное значение имеет обучение ребенка конструированию по подражанию. Это занятие проводится совместно с педагогом. Педагог на глазах у ребенка производит различные постройки из кубиков, стимулируя ребенка к подражанию. Педагог и ребенок строят «домик», «мостик», «столик» и т.п. Такие занятия проводятся с детьми, начиная с трех лет.

Ребенка обучают также разбирать и складывать матрешки, пирамидки. Разбор и складывание матрешки дается детям, начиная с 3-х летнего возраста. К возрасту 4—5 лет ребенок уже должен складывать матрешку без предварительных проб.

Обучение складыванию шестисоставной матрешки проводится с детьми старше 4 лет.

Проводятся специальные игры-занятия по разбору и складыванию пирамиды. Эти упражнения проводятся с детьми, начиная с 2-х лет.

Обычно до 3 лет здоровые дети еще могут складывать пирамиду без учета величины. Однако к 4 годам они начинают прибегать к пробам, или примериванию, а старше 5 лет справляются с этим заданием после первого предъявления.

Важное значение для развития пространственных представлений имеет развитие у ребенка конструирования. На первых этапах работы ребенка учат конструировать по подражанию. Эти занятия начинают проводить с детьми в возрасте 3-х лет.

Затем переходят к более сложным заданиям — конструированию по образцу. Эти занятия проводятся с детьми, начиная с 4-х лет. Даже нормально развивающийся ребенок может выполнять правильно это задание лишь к 4—5 годам.

Как уже отмечалось, наиболее выраженные пространственные нарушения наблюдаются у детей с церебральным параличом. При воспитании у этих детей восприятия формы предметов обязательно подключают тактильное восприятие и речь. Каждая предъявляемая ребенку геометрическая форма называется, и ребенок ощупывает ее руками, затем с помощью игры «Волшебный мешочек» он начинает узнавать ее на ощупь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие пространственных представлений у детей ОНР

творческое выступление на фестивале Педагогического мастерства...

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Статья посвещена коррекционной работе с детьми дошкольноговозраста по профилактике оптической дисграфии...

Развитие пространственных представлений у детей ЗПР

Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно, пространственные представления являются базисом, над ко...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

«Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений».

laquo;Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений»....

Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"

Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...