Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ
методическая разработка на тему

Илюхина  Валентина Леонидовна

Методические рекомендации о том, как правильно оформить музыкальные уголки в группах ДОУ по возрастам.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное дошкольное                                                                                                                    

 образовательное учреждение  детский сад  № 35 общеразвивающего  вида  с приоритетным осуществление деятельности по физическому  развитию детей  Калининского района Санкт-Петербурга

                                                                                             

Конспект  методической работы

   «Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ»

     

                                                                         Выполнила:

                                                                         Илюхина Валентина Леонидовна

                                                                         Музыкальный руководитель

Санкт – Петербург

2017 год

Цель: Приобщение ребёнка к музыке, развитие у него музыкальных способностей и заинтересованности в музыкальной деятельности.

Задачи:

1) Формирование самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников;

2) Совершенствование   слуховых, певческих и двигательных навыков детей ;

3) Развитие  творческого воображения детей, способность и умение передавать образ через музыкальную деятельность;

4)  Создание  положительных эмоциональных переживаний;

5) Расширение  кругозора  детей , стимулирование  познавательного  интереса;  

6) Воспитание  любознательности.

 В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструментымузыкальные игрушки, картинки и наглядные пособия.

Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

2. «Музыкальный уголок – это…»

• Это необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников;                                                                                • Это создание предметно – развивающей среды, которая

состоит из трех блоков:

1. восприятие музыки

2. воспроизведение музыки

3. музыкально – творческая деятельность                                                                                               Где дети могут по собственному желанию петь песни, исполнять несложные                 танцевальные движения,  водить хороводы, слушать любимые произведения или подбирать и подыгрывать простые мелодии на музыкальных инструментах;                                     • Это возможность самостоятельно играть в музыкально – дидактические игры;                                     • Это исполнительское мастерство, где дети самостоятельно устраивают «Концерты» и «Спектакли», используя при этом игрушки, куклы, плоскостные фигурки.

3. Цель « музыкального уголка»

Целью функционирования музыкального уголка является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей. Формирования положительного отношения детей к окружающему миру, семье, сверстникам и себе.

Содержание в группе музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье малышей, позволяет выявить творческие способности каждого ребенка, развивать эстетический вкус.

4. Размещение  «музыкального уголка и музыкальных инструментов»

Следует продумать условия размещения музыкального уголка:

1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей

2. Разнообразие оборудования  музыкального уголка

3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка

4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования                                                              5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Музыкальный уголок разделяется на два уровня:                                                                     Верхний уровень – для воспитателей                                                                                               Нижний уровень – для детей

На верхний уровень размещают инструменты, которые используются детьми дозировано  (металлофон) и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки).

На нижний уровень – барабаны, бубны, деревянные ложки, треугольники и т. д.

В музыкальных уголках должны находиться:

• Неозвучные музыкальные инструменты;

• Озвучные музыкальные инструменты;

• Музыкальные игрушки;

• Самодельные музыкальные инструменты;

• Музыкально – дидактические игры;

• Технические средства (аудио – и видеозаписи).

Для поддержания интереса к самостоятельной музыкальной  деятельности нужно 1-2 раза в квартал обновлять пособия, вносить новые музыкально – дидактические игры, оборудование и самодельные музыкальные инструменты.

«Музыкальный уголок 21века» или «Современные тенденции»

• В группе должны быть аудио- и видео- аппаратура, CD и DVD – плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста, для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим.

• Подборка детских современных песен и классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей.

• Качественное  звучание музыкальных  инструментов (в том числе и электронных, т. е. хорошо настроенные и издающие  знакомые  детям звуки  (дабы не засорять слуховой опыт ребенка).

Таким образом, музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков.

           На музыкальных занятиях дети получают основные знания и умения, а закрепляют полученные знания в самостоятельной деятельности. В группе дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски.

Следует продумать условия размещения музыкального уголка:           1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей      2. Разнообразие оборудования музыкального уголка                                                                 3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка                                      4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.

В музыкальном уголке могут быть не только детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки, которые подбираются с учетом возраста детей, но и могут быть представлены музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Музыкальный уголок лучше всего размещать  около уголка театрализованной деятельности. Это позволяет детям подбирать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА  В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

1. Куклы- неваляшки;                                                                                                                                  2. Образные  музыкальные  «поющие»  или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.);                                                                                                                                                             3. Органчики, шарманки;                                                                                                                          4. Погремушки, колокольчики, бубен, барабан;                                                                                       5. Музыкально-дидактические игры: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Чудесный мешочек»;                                                                                                                                                     6. Не озвученные инструменты (гармошка, дудочка, балалайка и т. д.);                                               7. Атрибуты к играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т. д. 8. Флажки, султанчики, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;                  9. Настольная ширма;                                                                                                                               10. Перчаточная игрушка (для воспитателя);                                                                                        11. Магнитофон, набор аудиокассет;                                                                                                         12. Поющие и двигающиеся игрушки;                                                                                                     13. Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома, в виде отдельных красочных иллюстраций.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. Образные музыкальные «поющие», «танцующие» игрушки;                                                          2. Органчики, шарманки;                                                                                                                          3. Колокольчики, погремушки, барабан, бубен;                                                                                           4. Не озвученные инструменты: гармошка, балалайка, дудочка и т. д. ;                                              5. Флажки, султанчики, платочки, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;                                                                                                                                6. Настольная ширма, набор игрушек;                                                                                                                      7. Перчаточная игрушка (для воспитателя);                                                                                             8. Магнитофон, аудиокассеты;                                                                                                                               9. Музыкальные картинки к песням: в виде куба или отдельные иллюстрации или альбом с картинками или книжки-малютки «Мы – поём»;                                                                                       10. Металлофон, шумовые инструменты;                                                                                  11. Фланелеграф или магнитная доска;                                                                                                   12. Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик», «Цветик-семицветик» и т. д. ;                                                                      13. Атрибуты к играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;                                                                                                               14. Музыкальные  лесенки  (3-ёх ступенчатая,  5-ти ступенчатая, на которых находятся маленькая и  большая  птички.                                                                                                              Таким образом, музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков.

             Желательно  в  каждой группе иметь магнитофон  и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром  (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В CТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ;
• портреты композиторов;
• иллюстрации по теме «Времена года»;
• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
• альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные) ;

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра                                             • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;
• атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Алый платочек»)
• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и  атрибуты к танцевальным

импровизациям по сезону  (листики, снежинки, цветы и т. д.) ;                                                • разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы,  разноцветные ленточки, разноцветные перышки для  музыкально-танцевальных импровизаций.

             Правильная организация и оформление музыкальных уголков в группах помогут детям дошкольного возраста приобщиться к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность, воспитают интерес и любовь к музыке, разовьют  способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деяте...

Статья на тему: "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах в соответствии с программным содержанием образовательной области "Музыка".

1. Теоретическая часть:цели и задачи.2. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в группе.3. Оформление музыкальных уголков в младших группах.4. Оформление музыкальных уголков в средних группах....

Статья на тему: "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах"

Какова цель организации музыкальных уголков, как создать благоприятные условия для развития музыкальных способностей детей, что может способствовать практическому усвоению музыкальных занятий в игрово...

Рекомендации для воспитателей «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют, четвёртые танцуют,...