Куклы наших бабушек
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Манукян Мария Юрьевна

Куклы наших бабушек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_nashih_babushek_2.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  муниципального образования города Краснодара «Детский сад № 39 «Ромашка»  

Конспект познавательного занятия

«Куклы наших бабушек»

Средняя группа

Составила: воспитатель

МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №39»

Манукян Мария Юрьевна

Программное содержание: Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук, речь, активизировать словарь.

Воспитывать y детей любовь к своей Родине, к своим родителям, близким. Развивать чувство национального достоинства и гордости за творческое наследие наших предков.

Словарная работа: Музейный экспонат, куклы: Берегиня, Kyвадка, Вермуша, Семиручка, Стригуша.

Методические приёмы: Рассказ воспитателя, показ, рассматривание, художественное слово, народные игры, рассказ родителей.

Предварительная работа: Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, совместное изготовление кукол родителями, детьми и воспитателем.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы много с вами беседовали о музеях. Скажите, что же такое музей? (Музей-это место, помещение, где собирают и сохраняют предметы: старинные посуду, одежду, картины, документы; и показывают их людям).

Какие вы знаете музеи? (художественные, исторические, научные, музыкальные, литературные, музей- заповедники.)

Расскажите, какой музей мы с вами посетили? (краеведческий)

Что вы там видели? (образцы камней фотографии, документы.)

A в магазины вы любите ходить? И какой самый любимый? Конечно магазин игрушек! Каких только игрушек там нет! На любой вкус: и Оля мальчиков, и для девочек Даже трудно представить, что было время, когда таких магазинов не было. А где же дети брали игрушки! Или они совсем не играли? Конечно играли! А игрушки брали не в магазине, а делали сами.

Представьте себе такую картину.

Собрались девочки поиграть, а кукол нет! Вы думаете они расстроились? Как бы не так! огляделись девочки вокруг. Вот одна сор травки пучок, перевязала ее вверху травинкой, отделила по пучкам на ручки, перевязала в поясе, распушила юбочку.

Получилась кукла.

Вторая вытащила из соломенной крыши пучок соломы и так же ловко скрутила себе куклу.

А третья подобрала кукурузную кочерыжку и завернула в тряпицу,- вот вам и пeленaшка.

А вот еще одна в дом метнулась- там мать только что полотно соткала и начала кроить рубахи. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног, да лоскутки собирает - куклу вертит.

Яркая кукла получилась, нарядная!

Хотите увидеть кукол, дети которыми играли в старину давнюю?

Заходите в избу тихонько, здесь младенец спит. Он так спокойно спит, потому, что с ним его берегиня Дрема.

Ребенок: А я знаю колыбельную o Дрёме!

-Спой, пожалуйста.

Ребенок: Ой, сонюшка,

Драма дремушка,

убаюкай мое чудо,

Угомoнушка.

Да, так и убаюкивала мама своего малыша. А такую Берегиню она делала еще до рождения младенца и укладывала ее в колыбель, чтобы Берегиня обогрела кроватку. Когда появлялся малыш, Драма оставалась с ним и оберегал его спокойный сон и здоровье.

-Посмотрите, из чего сделана берегиня? (из ткани)

-Мы открыли свой маленький музей, где собрали разные экспонаты- игрушки, которые сделали мы с вами по мотивам старинный народных кукол.

Давайте представим, что экспонаты вдруг ожили. Что бы они могли рассказать о себе?

(Дети поочередно берут в руки куклы и составляют рассказ от имени 2-3 рассказа).

1 ребенок: Я кукла Kyвадка. Меня свернули в трубочку из куска ткани. Перевязали ниткой головку, вставили ручки, украсили нитками.

2 ребёнок: Я кукла Пеленаша. Меня сделали из ткани. Скатали столбик, перевязали голову и запеленали, как настоящего ребёнка.

3 ребёнок: Я кукла Стригушка Меня сделали из ниток. Уменя есть голова, ручки и яркая юбочка.

-Скажите, ребята, а кто проводит экскурсии в музее и знакомит с его экспонатами?

(входят мальчик и девочка в русских костюмах. Здороваются)

Девочка: Народные куклы были трёх видов: обереговая, обрядовая и игровая. У обрядовых и обереговых кукол нет лица и изготовили их без помощи иглы. Наши предки считали, что у кукол есть душа. А лицо – это отражение души. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило бы душу куклы. У игровых кукол лица рисовали или вышивали.

Мальчик: Я хочу рассказать о кукле Семиручке. Эту куклу дарила мать своей дочери, когда та выходила замуж. Эта кукла должна была помочь молодой хозяйке вести хозяйство, управляться с множеством разных дел. Её изготавливали из соломки или цветных лоскутков, или ниток.

-Спасибо экскурсоводам.

-Ребята, в нашем музее можно не только рассматривать экспонаты, но и поиграть.

Народная игра «Чурилки»

-Ребята, когда мы с вам создавали музей, кто нам помогал?

Конечно ваши мамы и бабушки. Они делали с вами куклы – обереги. Сегодня у нас в гостях мама Ярика. Она расскажет, как они делали свою куклу.

(Рассказ мамы)

-А сейчас мы возьмём кукол, встанем в круг и ребята позабавят нас потешками, да прибаутками

Маша: Катя, Катя маленькая,

Катенька удаленькая,

Пойди по дороженьке,

Топни Катя, ноженькой.

Данил: Танечка, нарядись,

Всем ребятам покажись.

Танечка, попляши

Твои ножки хороши.

Ростик: Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бордовая

Маша чёрнобровая.

Шутка:

Таня: Сынок, сходи за водицей на речку

Артём: Брюхо болит!

Таня: Сынок, иди кашу есть.

Артём: Что ж, раз мать велит, надо идти!

-Молодцы, давайте поставим экспонаты на место. Наша экскурсия закончилась. Мы покидаем наш музей до следующей встречи.

В группе воспитатель подводит итоги:

-Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для педагогов "Куклы наших бабушек"

показатьзначимостьнародной игрушки в воспитании ребенка - докольника, познакомитьс приемами изготовления тряпичной куклы - оберега "куватки"...

Презентация исследовательского проекта "Куклы наших бабушек"

В презентации отражена цель, задачи, проблема проекта.; поэтапная работа над проектом....

конспект занятия "куклы наших бабушек".

на занятие дети знакомятся с разными видами народных кукол...

Куклы наших бабушек

проектная деятельность...

Проект в средней группе "Куклы наших бабушек"

Проект в средней группе по ознакомлению с окружающим миром...

Проект в средней группе "Куклы наших бабушек"

Проект в средней группе по ознакомлению с окружающим миром...

Презентация для воспитателей доу " Куклы наших бабушек"

Образовательная : познакомить с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны.  Воспитательная :прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к нацио...