Творческо-познавательный проект "Мой край - моя Кубань" в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа) на тему

Репина Елена Викторовна

Цель проекта: формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани;

познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;

дать представление о возникновении станиц и хуторов;

совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект Моя Кубань391.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д\с № 8

                    Творческо - познавательный проект

«МОЙ КРАЙ – МОЯ КУБАНЬ»

                                    в подготовительной

                                                                 группе

        

                                                                        Воспитатель:

Репина Е.В.

г. Кропоткин

2017

Паспорт проекта «МОЙ КРАЙ – МОЯ КУБАНЬ»

Вид проекта: творческо - познавательный

Продолжительность: среднесрочный, 1 неделя

Автор: воспитатель Репина Е.В.

Образовательная область:  познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

 Участники:    воспитанники подготовительной группы, родители.

Актуальность:  Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины немаловажная составляющая в формировании патриотически - нравственной культуры личности ребенка. Детство - это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры, поэтому очень важно в этом возрасте заинтересовать и познакомить детей с культурой, традициями, обычаями историей. Вложить в них чувство любви и уважения к Родине, дать возможность проникнуться и ощутить причастность к великой земле, к великому народу, продолжая сохранять накопленное годами, за всю историю казачества.

 Проблемный вопрос: воспитание чувство патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.

Цель проекта: формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани;

познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;

дать представление о возникновении станиц и хуторов;

совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине

Задачи проекта:

1Познакомить с историей, культурой, географическими особенностями Кубани.

2.Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное время, к природе и людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.

3. Воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе.

4. Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире. 

Роль родителей в реализации проекта: помощь в сборе материала о родном крае, заучивание с детьми стихотворений по теме, создание фотоальбома «Мы любим путешествовать!»

Предполагаемый результат: в результате участия детей в проекте ожидается повышение уровня знаний в области кубановедения, воспитание бережного сохранения исторических ценностей. У детей будут сформированы представления о кубанских традициях, обычаях, быте и культурно- исторических ценностях.

Формы реализации проекта:

-совместная деятельность;

-практическая деятельность.

 В совместной деятельности используется практическая работа, познавательная деятельность, игровые приёмы.

Продукт детской деятельности:

-выставка рисунков «Роспись по мотивам кубанской вышивки», «Мой край»;

-лепка из солёного теста «Подсолнухи»;

-конструирование из бумаги «Изготовление Красной книги Краснодарского края ».

Этапы реализации проекта.

1 этап. (Подготовительный)

-выбор темы;

-выявление первоначальных знаний детей о Кубани;

-постановка целей, задач, написание плана;

-подбор литературного, методического, наглядного материала;

-изготовление альбомов «Вышивка кубанских мастериц», «Достопримечательности края»;

-изготовление дидактического материала, атрибутов для дидактических, сюжетно-ролевых, режиссёрских игр.

2 этап. Основной

Образовательная деятельность:

- Ознакомление с предметным и социальным окружением «Моя Родина – Кубань».

- Рисование «Мой край», «Роспись по мотивам кубанской вышивки».

     Беседы:

- «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края».

- «Хлеб – всему голова».

- "Люблю тебя - мой край родной».

- «Традиционные кубанские блюда и напитки».

- «Различные виды  исторических промыслов и ремесел на Кубани».

- «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков».

    Экскурсия:

 -  в кубанский уголок детского сада.

    Прослушивание и заучивание музыкальных произведений:

 - Гимн Краснодарского края;

 - «Ой, да на Кубани» (кубанская народная песня в обработке В. Захарченко);

 - «Варенички» (кубанская народная песня).

   Чтение произведений:

 - Л. Степанова  «Сказка о Екатеринодаре и о славных кубанских казаках».

 - В.А.Попов. рассказ «Чабрец», сказ «Заветный колос».

 - В.П.Бардадым «Жизнь реки», «Колодец».

    Заучивание:

  - произведения В. В. Нестеренко.

   Игровая деятельность:

  - дидактические игры: «Собери флаг Кубани», «Обустрой казачью хату», «Данетка», «Наряди казачку».

  - сюжетно-ролевые: «Железная дорога», «Ярмарка», «Дочки-матери».

        - подвижные игры: «Золотые ворота»; «Салки»; «Горелки»; «Жмурки», «Ручеек», «Догони      платочек». (См. картотеку кубанских подвижных игр).

 

         Рассматривание:

         - фотографий с изображением различных достопримечательных мест  Краснодарского края;

  

        - иллюстраций «Национальная одежда  кубанского казака и  казачки»;

        - фотоальбома «Ремёсла на Кубани», «Вышивка кубанских мастериц».

        Цикл практических дел:

       - изготовление фотоальбома «Достопримечательности Краснодарского края», «Ремёсла на Кубани», «Вышивка кубанских мастериц»;

       - изготовление дидактических игр «Обустрой казачью хату», «Наряди казачку».

       Художественно-творческая деятельность:

     - изготовление «Красной книги Краснодарского края» (аппликация);

     - изготовления поделок по теме «Край родной, навек любимый».

      Работа с родителями:

     - привлечение родителей к сбору материала о родном крае, к созданию фотоальбома «Достопримечательности края».

      3 этап. Итоговый.

   Выставка детских работ.

   Викторина «Что мы знаем о Кубани».

   Презентация на педсовете.

   Оформление проектной деятельности.

     4 этап. Заключительный.

   Анализ и оценка результативности реализации проекта.

       

            

 

                Приложение

          Конспект ОД по рисованию «Роспись по мотивам кубанской вышивки».

Материал, используемый в проекте:

Беседы: 

«Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края». Цель: познакомить детей с символикой Краснодарского края, воспитывать  патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину;

«Хлеб – всему голова». Цель: воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство  гордости  за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов;

 "Люблю тебя - мой край родной». Цель: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных;

«Традиционные кубанские блюда и напитки». Цель: знакомить детей с традициями кубанской кухни;

«Различные виды  исторических промыслов и ремесел на Кубани». Цель: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду  и людям труда;

«Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков». Цель: знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.         

Экскурсия в кубанский уголок детского сада. Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на Кубани, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков

Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест  Краснодарского края;  иллюстраций «Национальная одежда  кубанского казака и  казачки»; фотоальбома «Ремёсла на Кубани», «Вышивка кубанских мастериц»; .

Прослушивание гимна Краснодарского края, песен о Кубани, знакомство с символами Краснодарского края.

Чтение произведений :

Л. Степанова  «Сказка о Екатеринодаре и о славных кубанских казаках». Цель: познакомить с произведением поэтессы из станицы Воронцовской; поддерживать интерес детей к стихотворным сказкам; отметить исторические события, упомянутые в сказке;

 В.А.Попов. рассказ «Чабрец», сказ «Заветный колос». Цель: познакомить с работами писателя из станицы Таманской о казаках, их службе и быте;

 В.П.Бардадым «Жизнь реки», «Колодец». Цель: обогащать знания детей о прошлом нашего края через литературные произведения;

 Нестеренко В.В. Цель: познакомить детей с творчеством кубанского поэта; вызвать чувство гордости , что в нашем крае есть такие талантливые люди;

«Кубанский фольклор: пословицы, поговорки, песни»

Цель: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие  о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.        

Рисование «Роспись по мотивам кубанской вышивки», «Мой край».

Дидактические игры:

«Собери флаг Кубани» (Кубики Никитина) Цель: развивать мелкую моторику, воображение, речь, внимание, продолжить работу над формированием сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования;

 «Данетка». Цель: Закрепить знания о Краснодарском крае;

«Обустрой казачью хату». Цель: закрепить названия и назначение предметов быта казаков.

«Скажи наоборот»; «Как зовут друзей» «Отгадай кто»; «Что лишнее»; «Один – много»; «Кто есть кто?»; «На что похоже?» «Отгадай, что это»; «Что с начала, что потом»; «Назови профессии».

Сюжетно – ролевые игры: 

«Железная дорога». Цель: углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде железнодорожного транспорта, о железной дороге. Дать детям сведения о других городах нашего края – Краснодаре, Сочи, Анапе, Геленджике. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта;

 «Дочки-матери», «Ярмарка».

Режиссёрские игры 

«Обрядовые праздники Кубани».

Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.    

Подвижные игры: «Золотые ворота»; «Салки»; «Горелки»; «Жмурки», «Ручеек», «Догони платочек»

(См. картотеку кубанских подвижных игр).  

 

Приложение 1 Произведения кубанских авторов

П. Воронько Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!

А.Мецгер «Волшебная страна»

Там, где в небе скачут кони
Где в горах живут драконы,
Должен рыцарь появиться
В виде сказочного принца.

Подниму я меч булатный
И пойду на подвиг ратный.
Великанов и злодеев,
Победить я всех сумею.

В подземелье у Кощея
Я коня поймать сумею,
И с Еленою Прекрасной
Мы умчимся в путь опасный.

Светит в небе нам Жар-Птица,
Зло с добром должно сразиться,
На далёкий дикий остров,
Я отправлю злобных монстров.

Где-то там, за океаном,
Есть страна для великанов,
Для принцесс, богатырей,
И - для маленьких детей!

А.Мецгер «Бабушка, я тебя люблю!»

Подарю я солнышко
Бабушке своей,
Чтоб в глазах грустиночек
Не было у ней.

Засветилась радостью
Этим ясным днем
Каждая морщиночка
На лице родном.

Я цветочек аленький
Также подарю
И скажу ей «Бабушка,
Я тебя люблю!»

Приложение 2

Беседа «Моя малая Родина»

Цель: познакомить детей с историей Кубани, упражнять в умении составлять рассказ по представлению;

- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;

- учить сравнивать описывать, делать выводы.

Беседа «Ты, Кубань, ты наша Родина»

Цель: познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятие «казаки» и «казачки»; выделить главный город Кубани- Краснодар; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьей сказке; воспитывать любовь к родному краю.   

  Воспитатель рассказывает о древней земле Кубани, ее местонахождении и населяющих ее людях, о переселенцах, обычаях кубанцев, их фольклоре, рассматривают иллюстрации.

 Беседа «Жилище казаков» (в кубанском уголке д\сада)

Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на Кубани, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков, познакомить из чего строили хаты, что находилось во дворе, внутри хаты. Учить лепить  из соленого теста по заданной теме. Развивать чувство симметрии, умение красиво и правильно оформлять постройку, создавать ее по схеме, воспитывать чувство коллективизма.

Беседа «Знакомство с символами Краснодарского края и Кущевского района»

Цель: Закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани, познакомить с символами родного Кущевского района,  воспитание патриотических чувств: любви к Родине, уважение к символам Кубани и района

Использованная литература:

  1. М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения»
  2. Т.П.Хлопова «Ты Кубань, ты наша Родина»
  3. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению  с окружающим миром»
  4. Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр»
  5. Интернет - ресурсы:   http://little-kinder.ru/pages/view/94.html

                                     https://deti-online.com/stihi/stihi-mecgera/