Непрерывная образовательная деятельность "Мир семьи"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Реваева Ольга Николаевна

Готовый конспект занятия с детьми. Этот конспект был представлен на 2 этапе конкурса "Открытие - 2017".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_domovenok_revaeva_o.n.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад №270»

КОНСПЕКТ

познавательно-поисковой деятельности

 для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Мир семьи»

Разработал

воспитатель БДОУ

«Центр развития ребенка – д/с №270»

Реваева Ольга

Николаевна

г. Омск – 2017г.


Интеграция  видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы работы: беседа,  ситуативный разговор, отгадывание загадок, решение проблемной ситуации.

Цель:  иметь представление  о семье как о людях, которые живут вместе, о доброжелательных отношениях  и эмоциональном состоянии членов семьи.

Задачи:

  1. Закрепить элементарные представления о родственных связях в семье. Познакомить с понятием «генеалогическое дерево».
  2. Дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи и семейных увлечениях.
  3. Закреплять умение собирать целое по частям.
  4. Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
  5. Формировать у детей навыки совместной деятельности, элементы сотрудничества.

Материал и оборудование: Домовенок Кузя, сундук, заготовки ромашки, клей, цветные картинки, демонстрационный материал.

Предварительная работа: Рисование на тему «Моя семья и я», рассматривание семейных альбомов и фотографий, заучивание имени и отчества, фамилии родителей и других членов семьи, их профессии; изготовление деталей для коллажа; наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют члены семьи.

Ход НОД

Мотивация деятельности

В: здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня я пришла к вам в гости. Мне очень хочется с вами подружиться. Я предлагаю взяться за руки и поздороваться.

В этот момент раздается смех.

В: ребята, кто это так весело смеется? Посмотрите вокруг себя, может быть,  мы найдем того, кто смеется.

Дети осматриваются и находят домовенка Кузю, который сидит на шкафу.

В: ребята, поздоровайтесь с гостем! Здравствуй, ты кто?

К: здравствуйте! Я домовенок Кузя.

В: очень хорошо. Спускайся к нам вниз, расскажи нам что-нибудь о себе.

К: Я живу в этом детском саду. Слежу за  порядком, охраняю его. Мне очень нравится наблюдать за тем, как вы играете и занимаетесь разными делами. Но я никак не могу понять, куда вы уходите каждый вечер! Мне сразу становиться одиноко и скучно!

В: ребята расскажите Кузе, куда вы уходите по вечерам.

Д: мы уходим домой.

К: домой? Это в другой детский сад, что ли?

Д: нет! Мы уходим домой к маме и папе. Мы там живем.

К: А кто такие мама и папа?

Д: это наши родители. Мы вместе с ними живем. Они о нас заботятся, они нас любят…

В: ребята, а как можно назвать это одним словом, когда все вместе живут под одной крышей.

Д: семья!  

К: ааааа,  в сундуке бабы Яги как раз спрятано что-то, связанное с этим словом!

В:  Кузя, а что же ты не откроешь свой сундучок?  

К: А я не могу, баба Яга говорила, что сундук откроется только тогда, когда я отгадаю загадку. А я ее не могу отгадать.

В: так может быть, мы поможем отгадать загадку?

Кузя загадывает загадку (загадка). Воспитатель и дети отгадывают загадку

Д: семья

Сундучок открывается, воспитатель достает свиток, лепестки от ромашки.

В: Ребята, что же это? Может быть,  прочитаем?

«Дорогой Кузя! Пишет тебе баба Яга.  Я знаю, что ты давно хочешь узнать, что же такое семья. Так вот, найди себе помощников, которые тебе расскажут о семье. Чтобы рассказ получился интересным, я  предлагаю выполнить задания, а результат разместить на лепестках чудесного цветка – ромашки, который является символом семьи  в России.  Удачи, тебе домовенок! »

Установка цели детьми

К: где же я возьму помощников?

В: ребята, как вы думаете, кто может быть помощниками у Кузи?

Д: мы можем!

В: если мы будем помощниками, то как мы будем ему помогать?  

Д: мы ему расскажем о семье.

В: правильно! Так на какой вопрос мы должны ответить?

Д: мы должны ему рассказать, что такое семья.

Совместная работа по нахождению способов действия

В: Как же мы это сделаем?

Д: мы будем выполнять задания и результат разместим на лепестках.

В:  Конечно, если мы с вами все сделаем правильно, то в результате получиться ромашка, благодаря которой Кузя узнает все о семье.

Ну что ж, готовы? Смотрим первое задание:

Самостоятельная деятельность детей

Задание №1.

Очень часто люди сравнивают семью с большим и крепким деревом, у которого нижние ветки дерева – это дедушки и бабушки, ветки повыше  – родители, а  верхние ветки – это дети. Соберите для Кузи картинку такого дерева и разместите на лепестке №1.

Дети идут к столам и выбирают картинки, наклеивают их на дерево. Дерево наклеивают на лепесток.  Воспитатель обсуждает полученный результат.

В: первый лепесток готов. Ваня, прикрепи, пожалуйста, лепесток к серединке. Будем выполнять  следующее задание?

В: Кузя, у каждого члена семьи есть свои обязанности, а у вас есть в семье то, за что вы отвечаете?

Д: да (рассказывают)

Задание №2.   Подберите картинки, кто что должен делать в семье. Мальчики пусть подберут то, чем должны заниматься мужчины, а девочки – то, чем женщины. Наклейте это на лепестке №2 и 3.

Дети идут и подбирают картинки -  посуда – мама  готовит еду, стиральная машина – мама стирает белье, иголки, нитки – мама подшивает, чинит одежду, тряпка и ведро –  моет пол.  Молоток – папа забивает гвозди, …

Мальчики приклеивают картинки на лепесток №2, а девоки на лепесток №3. На лепестках соответственно нарисованы мама и папа. 

В:. Паша и Наташа, прикрепите, пожалуйста, лепестки к серединке.  Воспитатель обсуждает полученный результат.

В: Кузя, у каждой семьи есть свои увлечения. У вас, ребята,  есть в семье увлечения?

Д: да

В: какие, расскажите!

Дети кратко полилогом рассказывают о семейных увлечениях.

Задание №3. Вам надо разделиться по два человека и вместе  собрать картинку по частям и прикрепить  на лепесток №4,5.

Детиделятся по парам,  собирают из частей рарезную картинку и наклеивают ее на заготовленный листок бумаги с липучкой, который потом прикрепляют на лепесток.

В: ребята, прикрепите, пожалуйста, лепестки к серединке. Воспитатель обсуждает полученный результат.

В: Кузя, как ты думаешь, чем могут порадовать друг друга  родные люди?

К: не знаю!

В: а вы, ребята, знаете?

Д: хорошими поступками, заботой…

Задание №4

В: Вам нужно подобрать картинки, на которых  можно увидеть чувство заботы и любви. Картинки наклейте на лепесток № 6,7.

Дети находят каждый саостоятельно картинку и прикрепляют ее на лепестки.

В: Прикрепляйте лепесток к серединке.  Воспитатель обсуждает полученный результат.

В: Как ты Кузя думаешь, какое же чувство помогает жить людям под одной крышей? А вы как думаете, ребята?  

Д: любовь  друг к другу.

Задание №5. Наклейте  на серединку ответ на мой вопрос.

Дети наклеивают символ любви – сердечки.

В: Кузя, ребята, посмотрите, ромашка у нас получилась? Кузя, тебе все понятно, что такое семья?

К: Да, теперь я знаю, что такое семья. Я понял, что в семье всех объединяет любовь и забота! Можно я заберу эту ромашку себе?

В: конечно, Кузя, ребята, подарим ему ромашку?

К: Спасибо, пусть пока повисит, а потом я ее заберу, а пока сбегаю к Нафане и рааскажу ему об этом!До свидания, ребята!

Д: до свидания!

Воспитатель уносит Кузю в приемную.

В: Ребята, на какой вопрос мы с вами ответили? Как вы думаете, смогли мы Кузе помочь узнать, что такое семья?

Д: Да.  

В: молодцы, вот какой замечательный у нас результат получился! Даже если Кузя что-нибудь не понял или забудет – ему всегда об этом напомнит наша ромашка. А вы сами запомнили, что такое семья?  Сможете дома маме и папе рассказать?

Д: да, запомнили!

В: хорошо, сейчас мы это проверим! Для того, чтобы  наш семейный цветок не завял, его надо поливать.  У меня есть лейка. И сейчас я предлагаю вам выбрать  капельки воды, которыми мы польем ромашку. Капельки голубого цвета возьмут те, кто все запомнил и при выполнении заданий не испытывал затруднений. Синюю капельку возьмет тот, кому помогали товарищи  выполнять задания. А фиолетовую капельку возьмет тот, кому   было сложно выполнять задания.

Дети выбирают капельки и прикрепляют их под лейкой. Воспитатель  проводит анализ взятых капелек.

В:  Ребята, встанем  в круг, улыбнемся друг другу. Мне сегодня было приятно с вами пообщаться. Спасибо и до свидания!

Самоанализ

 Уважаемое жюри, вашему вниманию представлена образовательная деятельность в подготовительной группе, количестве 8 человек. Длительность 20 минут.

Тема деятельности «Мир семьи». Образовательная область: познавательное развитие.

Образовательная деятельность построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Перед собой поставила следующие задачи:

  1. Закрепить элементарные представления о родственных связях в семье. Познакомить с понятием «генеалогическое дерево».
  2. Дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи и семейных увлечениях.
  3. Закреплять умение собирать целое по частям.
  4. Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
  5. Формировать у детей навыки совместной деятельности, элементы сотрудничества.

При проведении занятия я использовала следующие группы методов,  которые отображали  одну тематику  и были взаимосвязаны.

Словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ деятельности;

Наглядные:  использование наглядного демонстративного и раздаточного материала;

Практический — самостоятельная деятельность детей.

Для активизации  детей я использовала  такие приемы, как создание проблемной ситуации и проблемного диалога, прием развивающей кооперации (работа в группах, подгруппах), а также фиксацию результата и опору на жизненный опыт детей.

На протяжении всего образовательного процесса я использовала познавательно-поисковую и  коммуникативную деятельность. Цель образовательного процесса была достигнута мной коммуникативная. Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким - то одним видом деятельности.

Перед детьми стояла цель:  усвоить  представление  о семье как о людях, которые живут вместе, о доброжелательных отношениях  и эмоциональном состоянии членов семьи.  На мой взгляд, цель была достигнута…..

 Во время общения с детьми я старалась установить партнерские отношения, что благоприятно сказалось на психологическом климате. Во время проведения  занятия  конфликтов  между детьми не было, так как было достаточно раздаточного материала, и во время выполнения заданий, у них была возможность работать  с тем, с кем ему хотелось.

Цель образовательного процесса была достигнута мной и детьми за счет использования современных педагогических технологий (проблемное обучение, работа в группах и подгруппах) и применения деятельностного подхода при организации образовательного процесса.

 

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие». Раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Семья. Средний возраст (4 – 5 лет)

перспективное планирование занятий, совместной и самостоятельной деятельности воспитателя с детьми: бесседы, игры, продуктивная деятельность, театральная деятельность. работа с родителями....

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области __познавательное развитие__ для детей _среднего_ возраста Тема: «___Моя семья___»

Цель: Формирование представления детей о семье.Задачи: Образовательные: ввести понятие «семья». Дать детям первоначальноепредставление о родственных отношениях в семье: каждые из них однов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области « Социально – коммуникативное развитие» для детей старшей группы. Тема: « Моя семья».

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области « Социально – коммуникативное развитие»для детей старшей группы.Тема: « Моя семья»....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «ФПООМ» коррекционной группе Название: «Мой дом, это моя семья».

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Раздел «ФПООМ»коррекционной группеНазвание: «Мой дом, эт...