Мастер-класс "Педагогические условия стимулирующие развитие игровой деятельности младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа) на тему

Стоянова Ирина Николаевна

                   Цель мастер-класса  -  разработка и создание педагогических условий для развития игровых умений и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

 МАСТЕР – КЛАСС 

на тему «Педагогические условия, стимулирующие развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

провела: воспитатель  

второй младшей группы

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 10 «Лазорик» г. Донецка

Стоянова И.Н.

 

                   Цель мастер-класса  -  разработка и создание педагогических условий для развития игровых умений и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Опираясь на теоретические положения  ученых А.А.Люблинской, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, исследования педагогов-практиков и собственный опыт можно считать, что условиями развития игровой деятельности могут служить  следующие позиции:

  • - подбор разнообразных дидактических игрушек, для обогащения сенсорного опыта и  уточнения представлений детей о способах действий с различными  предметами и игрушками;
  • - организации  различных игр-занятий по сенсорному воспитанию и индивидуальных игр с ребенком, показа данных занятий родителям;
  • - использование в работе с детьми народных  и сюжетных  игрушек;
  • - использование в работе с детьми  проблемных ситуаций, словесных (простых и сложных) инструкций, конфликтных ситуаций, предметов – заместителей.

Исходя из этого, можно определить этапы формирования игрового пространства и  игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста:

1 этап – обогащение предметной  развивающей среды посредством создания условий для игр и занятий детей в режиме дня;

2 этап -  работа с детьми по следующим направлениям:

а) содержание игры;

б) выполнение взятой на себя роли;

в) реализация игровых действий ;

г) взаимоотношения  детей в игре.

3 этап – работа с родителями по организации и проведению игровой деятельности с детьми в детском саду и дома.

         Считается, что  предметно-игровая деятельность является ведущей для ребенка раннего возраста и  оказывает особое влияние на его  развитие.  Сенсорный опыт детей — основа познавательного развития.  Дидактические игрушки, для детей младшего дошкольного возраста, должны развивать наглядно-действенное мышление, обогащать чувственный опыт ребенка, учить их мыслить, рассуждать. Игрушки для развития мелкой моторики, должны вызывать у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами помогают  ребенку  запоминать и воспроизводить способы действий, которые  мы показываем детям на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Главной задачей в работе воспитателя является – активизировать  внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор предметов и мелких игрушек по сходству и различию. Для детей младшего дошкольного возраста подбираются   игрушки, отличающиеся по цвету, форме, величине, качеству и  количеству.

Для младших групп существуют самые разнообразные  игрушки для организации игр-занятий по сенсорному развитию:

  • для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное
    отверстие разнообразные пирамидки, конусы и т.д.;
  • для проталкивания и вкладывания предметов различных форм в соответствующие
    отверстия;
  • для прокатывания предметов по дорожкам, игрушки каталки и т.д.;
  • образные фигурки со шнуровками, с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);
  • игрушки и фигурки разной величины, формы, цвета для сравнения и раскладывания предметов, резко различающихся по форме (куб), и т.д.

В  практических действиях детей  на соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

         Так же  рекомендуется иметь в группе коллекцию народных игрушек (матрешки, яйца, лошадки, качалки и др.), изготовленных из дерева, глины, стекла, яркие иллюстрации народных промыслов. В беседах с родителями мы должны говорить о  роли игрушки из натуральных материалов и предостерегать их от  покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» (преобладающих в настоящее время на рынке) и др.

         Для  развития  сюжетно-отобразительной игры в группе должны быть разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.), мебель, конструкторы, модули.

В плане воспитания здорового и физически развитого ребенка в младших группах проводятся  различные подвижные игры с целью профилактики плоскостопия, нарушений осанки, координации движений и развития разных видов двигательной активности.

            Игры для развития речи  имеют особое значение в развитии детей раннего возраста поскольку в данном возрасте идет ее становление. Если взрослый мало говорит с ребенком, то этот малыш может не получить опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться говорить. В своей работе мы  учитываем  речевые  возможности ребенка, подбираем и проводим  разнообразные игры для речевого развития детей младшего дошкольного  возраста.

  Таким образом, жизнь ребенка младшего возраста, проходит с обязательным включением игры. Мы в своей группе проводим игры  в течение всего дня: в процессе выполнения режимных моментов, на прогулке, на занятиях, в самостоятельной деятельности,  игры – занятия во второй половине дня,  игры с родителями (на родительских собраниях) и игры дома. Для правильной организации игровой деятельности детей мы разработали рекомендации для воспитателей  «Как играть и общаться  с маленьким ребенком». 

 В исследованиях Н.Н. Поддьякова отмечается, что ребенок присваивает себе знания, которые не всегда отчетливы и вполне правильны. Ученый отмечает, что именно они, не сформированные знания детей,  являются основой активной детской деятельности. Подсказка взрослого в виде проблемной ситуации дает детям возможность активного поиска решения игровых проблем.

В своей работе, по  разработке  педагогических условий для игровой деятельности детей раннего возраста, мы используем метод проблемных ситуаций и систему постепенно усложняющихся словесных инструкций в процессе  игровых действий детей.

На первом этапе детям даются прямые инструкции. Например: «Дай кукле пить из чашки». Данная словесная инструкция  побуждает ребенка к активной  игровой деятельности.  При этом сами игровые ситуации могут различаться по сложности. Наиболее простой можно считать ту, в которой предметы находятся рядом с ребенком. Например, он держит в руках куклу, чашка - рядом, на столике. Более сложная ситуация, когда игрушки нужно сначала найти. На этом же этапе дается прямая инструкция, которая усложняется за счет того, что в ней не раскрывается способ действий (например, «Дай кукле пить»).

В возрасте  до 2-х лет дети могут выполнить игровые действия с проблемной ситуацией, опираясь на собственный опыт. Прямую инструкцию или поручение взрослого  можно заменить  косвенной: «Кукла хочет пить». Ребенок слышит только названия действия и предмета и сам должен решить, как ему поступить дальше и что надо сделать.

Проблемные ситуации и словесные инструкции мы  постепенно усложняем. В игру вводятся предметы-заместители или воображаемые предметы.              Например,  палочка – это градусник, карандаш, ложка, другой предмет кубик – мыло, телефон. Эти ситуации мы считаем простыми проблемными ситуациями.

 Наиболее сложными являются конфликтные ситуации, когда игровой персонаж не хочет что-либо делать, «плачет». Часто, не зная, как решить такую проблему, дети уходят от ее решения.

Например,  на обращение взрослого: «Кукла не хочет пить молоко - оно горячее», - девочка (2 года б месяцев) ответила: «Она хочет горячее». В данном случае она решила проблему,  используя свой практический опыт.

Девочка  (2 года 9 месяцев), играя с куклой, уронила ее. После обращения воспитателя: «Она плачет», - подняла куклу, вытерла ей слезы. А потом взяла из игровой аптечки грушу для измерения давления, приложила ее к губам, как микрофон, и начала петь песню кукле.

Мальчик (3 года) мял в руках игрушечного медведя. В ответ на слова взрослого: «Ему больно, он не хочет, чтобы его так мяли», - нашлепал медведя и погрозил ему пальчиком. Видимо, такой у ребенка жизненный опыт.

           Анализ многочисленных  игровых ситуаций, предложенных детям в возрасте от 1,5 до 3 лет, показал, что использование проблемных игровых ситуаций является эффективным педагогическим условием, стимулирующим  развитие  игровой деятельности  детей в данном возрасте.

  С возрастом возможности организации детских игр и формы руководства игрой могут быть более разнообразными. Постепенно усложняются и проблемные ситуации, они уже требуют более активного  использования предметов-заместителей. Дети 2-3 года жизни  начинают сами ставить перед собой проблемы и решать их либо самостоятельно, либо с помощью взрослого. Например: девочка (2 года 11 месяцев) играет с куклой: прикладывает лист бумаги к ее спине. Воспитатель спрашивает у него: «Заболела?». Оля кивает. Берет карандаш, смотрит на него, как на градусник, говорит: «Высокая, пусть спит. Поеду на автобусе». Обращается к воспитателю: «Где билеты?». Сама берет листы бумаги, садится в игрушечную машину. Обращается к воспитателю: «Авария - надо красить». Карандашом водит по машине, как кистью: «Все, починила».

             Марина  (2 года 10 месяцев) варит кукле суп. Карандашом водит по шарикам (чистит картошку), сообщает: «Эти плохие». Ставит кастрюлю с шариками на плиту. Кладет куклу в коляску: «Поеду гулять». Возит коляску. Обращается к воспитателю: «Суп убежал». Воспитатель советует: «Нужно огонь убавить». Аня карандашом пробует суп. Воспитатель: «Соли мало?». Девочка карандашом из воздуха набирает соль и насыпает в кастрюлю. Обращается к воспитателю: «Нужно шить». Воспитатель дает воображаемую иглу. Аня «берет» ее и делает движения, будто шьет: «Это шапку сшила».

    Использование детьми предметов-заместителей в период до 2-х лет носит единичный характер. В игре 3-летних детей предметы-заместители становятся многофункциональными:

- один предмет-заместитель заменяет несколько предметов (палочка - нож, ложка, градусник, ручка, игла; бумага - полотенце, билет, рецепт, одеяло);

- дети самостоятельно могут предложить любой  предмет (цилиндр)  и его  замещение других предметов (мороженое, хлеб).

 Исследования ученых показали, что уже к 2 годам предметы-заместители, используемые в игре, дети отыскивают по просьбе взрослого. Например, «Возьми ложку», - предлагает взрослый. Ребенок находит палочку, которой «ест» суп. В дальнейшем дети сами называют предметы-заместители и функции, которые те выполняют в игре. В этом же возрасте дети начинают использовать воображаемые предметы.

Таким образом, проблемное руководство игрой уже в раннем возрасте стимулирует игровую деятельность детей, их интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт.  К педагогическим условиям  развития игровой деятельности детей 3-го года жизни  можно отнести:

  • -  использование  различных  приемов и  форм комплексного руководства игрой;
  • - создания разнообразной, многофункциональной  игровой среды;
  • - обогащение игрового опыта детей через наблюдения, показы, совместные игры;
  • - включение в педагогический процесс проблемных ситуаций (простых и сложных) и словесных инструкций;
  • - педагогическое просвещение родителей по организации игровой деятельности детей в домашних условиях.

  Особое значение имеет активное участие самого ребенка в игре, взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.

     

        Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что при  правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Это свидетельствует о том, что сюжетно-отобразительная игра достигла совершенства и есть все основания для перевода ее на качественно новую ступень развития – на этап сюжетно-ролевой игры.

                                                     

Дидактическая игра «Забавные фигурки» (по сказке «Репка»)

          Задачи для воспитателей:

  1. Познакомить воспитателей с игрой как формой воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста. Научить пользоваться различными методами и приёмами при организации игр. Совершенствовать формы работы с воспитателями, повышая их педагогическое мастерство и навыки общения с детьми.  
  2. Способствовать развитию творческих способностей детей, психических процессов: памяти, воображения, речи, мышления, восприятия, внимания.

 

Задачи:

  1. Обучающие:

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, трудом взрослых в природе. Закрепить знания  основных цветов и их названий. Продолжать учить различать дополнительные цвет. (белый, оранжевый).

  1. Развивающие:

Развивать интерес к русскому народному творчеству, сказочным героям, желание участвовать совместной инсценировке, координацию движений, координацию, речь (в том числе диалогическую), память, мышление, воображение. Формировать и игровую активность.

  1.  Воспитательные:

Воспитывать умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней; взаимодействовать в игре со взрослым, как с равным игровым партнёром, сопереживать героям.  

Словарная работа: названия цветов, «ласковые» прилагательные, глаголы, обозначающие действия кошки, названия частей тела человека, числительные: два, две, одна, один, одно

Оборудование: короб картонный, муляж репы с зелёной верхушкой, и сюрпризом в виде мешка сумки с обратной стороны, 6 кругов разного цвета (жёлтый, зелёный, оранжевый, синий, красный, белый), кубик со сторонами из цветной плёнки 6-ти цветов, книга – русская народная сказка «Репка» с персонажами в виде наклеек, элементы костюмов героев сказки, (шапка-ушанка, платок, сарафан (косынка), ушки и хвосты собаки, кошки, мышки).

Организация и проведение игры:

  1. Игровая.

Форма проведения: игра «Забавные фигурки» ( по сказке «Репка»)

Условия игры: с помощью разноцветного кубика дети находят по выпавшему цвету конверт с фигуркой персонажа сказки, описывая его, выполняют задание данного героя, приближая финал игры. После того, как все 6 заданий будут выполнены, дети смогут подойти к коробу и узнать, что за сюрприз их ждёт.

-Молодцы! Все справились с заданиями. Что же за сюрприз ждёт нас в волшебном коробе.  

1 задание. Красный конверт  – для внучки.

- Кто это ? (правильно) Внучка просит помочь рассадить цветы на клумбах. Цветы должны быть такого же цвета как клумба.

Дидактический материал: картонные цветы и клумбы.

Цель: развитие цветового восприятия.

2 задание. Зелёный конверт – для бабушки.

Цель: Пополнение словарного запаса, воспитание дружеского взаимоотношения друг к другу.

Давайте скажем бабушке комплименты, ей будет приятно (добрая, заботливая, милая, красивая, весёлая и т.д.).

3 задание. Синий  конверт  – для мышки.

Цель: развитие слухового восприятия и внимания.

Я буду называть различных животных, а как только я скажу слово мышь нужно хлопнуть в ладоши (корова, собака, мышь, тигр, лошадь, мышь, кот, обезьяна, мышь).

4 задание. Белый конверт  – для кошки.

Цель: развитие основных движений детей, игровых навыков, артистизма, создание хорошего настроения

- Сейчас мы превратимся в котят.

- Что умеют котята? (мяукать, ходить на носочках, лакать молоко, мурлыкать и умываться). Далее дети и воспитатель выполняют имитационные движения.

5 задание. Оранжевый конверт – для дедушки.

Какие части тела есть у дедушки? (перечисление: ноги, руки, голова, туловище, на голове: рот, глаза, уши, нос ) Сколько у дедушки рук? (ног, голов, глаз и т. д.)  

6 задание. Жёлтый конверт – для собаки.

-Кто это?

- Как мы её назовём?

- Где живут собаки?

- Что любит есть?

Итог игры:  

- Все цветные круги открыты.  Из какой сказки пришли эти герои? (спросить нескольких детей, отметить лучший ответ, повторить его весте).  

Сколько героев сказки? Посчитайте.

Подхожу к коробу, открывают его и достают репку и книгу!

Ребята, а вы смогли бы рассказать эту сказку гостям и родителям? (да)

Тогда я предлагаю вам стать сказочниками.

  1. Театрализация сказки «Теремок»
  2. Итоговая.

Молодцы! Молодцы наши артисты

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

                                               

                                                                             

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план игровой деятельности младший дошкольный возраст

Перспективный план игравой деятельности включает в себя все виды игр с целями. Игры разбиты на три графы - утро, прогулка, вечер, а так же на тематические недели. Данный материал разработан на три мес...

Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО.

laquo;Наиболее приемлемый вид обучения дошкольника- это игра».С данным положением , в прочем , ни кто и не спорит, но вот как это выглядит на практике в данный моммет. Если вспомнить детство на...

Консультация для педагогов «Организация развивающей среды, стимулирующей развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Организация развивающей среды,  стимулирующей развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста»      Вопрос организации раз...

Предметно развивающая среда как средство развития игровой деятельности младшего дошкольного возраста

В статье уточнено понятие игровой деятельности, описаны ее виды и этапы ее развития у дошкольников, выделены особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста, описаны сп...

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию пре...

«Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка, оказывая влияние на все стороны его психического развития. Особенно это касается дошкольного возраста, когда игра является ...