Проектная деятельность в ДОУ, как инструмент саморазвития воспитанников
проект на тему

Мельниченко Надежда Александровна

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностного подхода к образованию, способствует интегрированию образовательных областей в педагогическом процессе. В данной статье представлен опыт работы по проведению образовательных практико-ориентированных проектов в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12» города Майкопа. Материал может быть  полезен  педагогам образовательных учреждений и родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в ДОУ, как  инструмент саморазвития воспитанников

Аннотация. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностного подхода к образованию, способствует интегрированию образовательных областей в педагогическом процессе. В данной статье представлен опыт работы по проведению образовательных практико-ориентированных проектов в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12» города Майкопа. Материал может быть  полезен  педагогам образовательных учреждений и родителям.

Ключевые слова: проект, культурные практики, интеграция, дошкольное образование, здоровый образ жизни.

 Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного  процесса, становится инструментом их саморазвития, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.[2, с. 1]

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

  Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Как отмечает Н.Б. Крылова, до школы культурные практики формируются, с одной стороны, на основе взаимодействия с взрослыми, а с другой, не менее важной, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, продуктивная деятельность, творчество, наблюдения-изучения-исследования).

   Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым  путем, анализировать его и преобразовывать.[1, с.4]

Тематика проектов может быть разнообразной, но самое главное необходимо сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить.

 Проектная деятельность или метод проектов включает в себя несколько этапов:

1.Погружение в проект (формулирование проблемы);

2.Организация деятельности (создание условий для совместной и самостоятельной деятельности);

3.Осуществление деятельности;

4.Презентация (обобщение полученного результата, создание продукта проекта).

Организация проектной деятельности в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12» (из опыта работы).

В нашем детском саду организуется работа по разработке и реализации проектов, как групповых, так и общесадовских.  Деятельность по  проектированию строим с учетом принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

-поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

-построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей;

-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-установления сотрудничества с семьей.

Педагогами детского сада были проведены проекты: исследовательско-творческий «Наши младшие друзья», информационно-творческий «Расти здоровым, малыш!»  (младшая группа), творческо-речевой «Наши добрые сказки» (средняя группа), познавательный «Волшебный четырехугольник», познавательно-речевой, творческий «Осторожно-огонь» (старшая группа), исследовательско-творческий «Удивительный мир профессий» (подготовительная к школе группа) и другие.

 Тематика, продолжительность и вид проекта подбираются в соответствии с возрастными особенностями, интересов детей, решения определенной проблемы. Например, проблема здоровья и его сохранения, всегда актуальна, так как уровень больных детей постоянно растет.  

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща, через проектную деятельность.

Методический паспорт детско-родительского  проекта «Здоровые дети в здоровой семье» (из опыта работы).

 Цель проекта: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни,  осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

 Задачи проекта:

Образовательные: дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах его укрепления; о гигиене здоровья.

Научить элементарным приемам сохранения здоровья.

Воспитательные: формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, воспитывать желание  заботиться о своем здоровье.

Профилактические: развивать у детей потребность в активной деятельности,

 в выполнении специальных профилактических упражнении и игр  в детском саду и дома.

 Условия реализации проекта:

1. Интеграция  здоровьесберегающего материала  оздоровительно-развивающей программы М.Л. Лазарева «Здравствуй».

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.

4. Организация  сотрудничества с семьей.

План реализации проекта

I этап (мониторинг заболеваемости детей, постановка проблемы).

II этап (подготовительный)

1.Изучение научно - методической литературы, педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений по проблеме.

2.Разработка плана проекта, конспектов мероприятий, положения о смотре-конкурсе «Парад зарядок».

3.Подбор  художественной литературы, демонстрационного и дидактического материала,  изготовление дидактических игр по валеологии, пополнение «Центров здоровья» и «Центров науки».

4. Анкетирование родителей, с целью выявления их участия в оздоровлении детей в семье.

5. Анкетирование педагогов, с целью выявления знаний здоровьесберегающих технологий и их применения в образовательном процессе.

III этап (практический)

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

1.Проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми на темы: «Сохрани свое здоровье сам», «Микробы», «Осанка-зеркало здоровья».

1.Тренинг с педагогами «Секреты психологического здоровья».

1. Консультации: «Здоровье дело престижное», «Игры, которые нас лечат», «Правильное питание-залог здоровья».

2.Физкультурный досуг «Будем здоровы» с детьми и  работниками детского сада.

2. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования.

3.Семейный час «Спортивное развлечение с родителями и детьми».

4. Создание игровых образовательных ситуаций, чтение художественных произведений, заучивание стихов, песен, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов, «Уроков тетушки Совы».

4. Мастер-класс для педагогов «Гимнастика между делами».

4. Изготовление книг-самоделок на тему: «ЗОЖ- наш друг и помощник».

5. Игра-соревнование для старших дошкольников «Кто хочет быть здоровыми ?».

5.Подготовка  семинара для родителей по обмену семейного опыта по воспитанию у детей навыков здорового образа жизни.

5. Участие в семинаре «Оздоровление в семейном воспитании», составление эмблемы здоровья семьи.

6. Смотр-конкурс утренней гимнастики с предметами «Парад зарядок».

6.Оформление фото-альбомов «ЗОЖ в нашей семье».

6. Мастер-класс «Детская хатха - йога».

7. Создание сюжетных и проблемных ситуаций; проведение  игр- экспериментов «Сердечные помощники», «Где спрятался пульс», «Почему болят зубы?», «Война с микробами», «Как работает ухо?».

7.Разработка итоговых мероприятий, пакета рекомендаций для родителей о здоровом образе жизни. Размещение информации на официальном сайте, в газете для родителей «Тополек - территория счастливого детства».

7.Викторина для родителей «Спорт – это жизнь».

8. Оформление выставок нестандартного оборудования для оздоровления,  книг-самоделок на тему: «ЗОЖ- наш друг и помощник».

IV этап (заключительный)

1. Обобщение опыта педагогов

2. Составление отчёта о проделанной работе, размещение информации на официальном сайте.

3. Выпуск методических рекомендаций.

4. Презентация проекта.

Продукт проектной деятельности:

1.Нестандартное физкультурное оборудование: «Тропа здоровья», массажеры, султанчики для дыхательной гимнастики и др.; книжки-самоделки, дидактические игры  по валеологическому воспитанию дошкольников.

2. Разработки конспектов НОД, мероприятий, рекомендаций для родителей.

3. Мультимедиа презентации.

Таким образом, организация проектной деятельности позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Интеграция – один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка [1, c.5].

Список литературы:

1.Деркунская В.А.. Проектная деятельность дошкольников.- Москва: Центр педагогического образования, 2013.- 144с.

2. Журавлева В.Н.. Проектная деятельность  старших дошкольников - Волгоград: Учитель, 2011.-202с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подход к управлению ДОУ как к проектной деятельности на основе реализации мониторинга воспитанников ДОУ по ФГОС

В современном мире, где проектная деятельность стала настолько популярной, что используется даже при обучении дошкольников - все сложнее и сложнее найти организации, не использующие в своей деятельнос...

«Совместная проектная деятельность с детьми и родителями воспитанников»

Проектная деятельность в детском саду. Взаимодействие с родителями в работе над проектами в группе детского сада. Участники дети, педагоги, родители....

«Совместная проектная деятельность с детьми и родителями воспитанников»

Презентация " Совместная деятельность с детьми и родителями воспитанников"...

«Проектная деятельность во взаимодействии с семьями воспитанников »

Презентация для педагогов "Проектная деятельность во взаимодействии с семьми воспитанников"...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»

Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа с семьями воспитанников должна у...