Мнемотехника
методическая разработка (средняя группа) на тему

Мнемотехника - техника для запоминания детьми информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx562.64 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА    

В   РАЗВИТИИ   СВЯЗНОЙ    РЕЧИ  

У   ДОШКОЛЬНИКОВ

         Проблемы речи среди детей дошкольного возраста:

Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.  

Неспособность грамматически правильно построить предложения.  

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.  

Употребление нелитературных слов.

Неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Неспособность построить текст своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и  выводов.

Несоблюдение последовательности в пересказе.

Плохая дикция.

«Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  - он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,  но  свяжите двадцать  таких  слов  с  картинками, и  он  их  усвоит  на  лету»

К . Д. Ушинский

Мнемотехника

от греческого « mnemonikon »

По имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери

девяти муз и обозначает « искусство запоминания». Считается,

Что это слово придумал Пифагор Самосский ( vi век до н. э.)

Мнемотехника – техника запоминания.

Мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание  и увеличивающих

Объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

В дошкольном возрасте преобладает зрительно- образная память. Чаще

Всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-

то предмет попал в поле зрения ребёнка. Поэтому вводить мнемотехнику

 с 4- 5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

С чего начинать?

-  Сначала ребёнок знакомятся с мнемоквадратами -  понятными изображениями, которые обозначают одно слово или словосочетание.

Усложняем:

 -  демонстрируем мнемодорожки - это  квадрат из четырёх картинок, по которым можно составлять небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Самое сложное:

 - мнемотаблицы - это схемы, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ.

Мнемотехника

  • Помогает  упростить процесс запоминания.
  • Увеличивает объём памяти.
  • Развивает кругозор.
  • Развивает ассоциативное мышление и воображение.
  • Развивает  зрительную и слуховую память.
  • Развивает  зрительное и слуховое внимание.
  •  Уменьшает время обучения.
  • Обогащает словарный запас.
  • Формирует  все стороны речи.
  • Развивает умение к перекодированию информации.

Где можно использовать?

  • Для заучивания стихотворений.
  • Для заучивания песен.
  • При обучении составления рассказов
  • Обучение описательных рассказов
  • Для ознакомления с окружающим миром
  • Для обогащения словарного запаса
  • При ознакомлении с культурно-гигиеническими навыками и навыков самообслуживания
  • При ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Игры с детьми на ассоциации

Спрашиваем у детей - что это? (солнце)

А что оно делает? (светит, греет)

Что еще может светить? (фонарь, месяц, электрическая лампочка и т.д.)

Спрашиваем у детей - что это? (иголка)

А кого еще есть иголки? (Ежика, елки и т.д.)

Спрашиваем у детей - что это? (самолет)

А что он делает? (летает)

А кто или что может летать? (птицы, бабочки, вертолет и т.д.)

Работа с пословицами, поговорками и скороговорками

  • У маленькой Зины  бузина в корзине.
  • У крошки-матрешки пропали сережки.
  • Сережка сережки нашел на дорожке.
  • У четырех черепах по четыре черепашонка.
  • У ежа ежата, у ужа ужата.

Составление описательного рассказа о времени года - весне

Весной ярко светит солнце

Снег тает, и бегут ручьи.

Птицы прилетают с юга.

Мишка встал с берлоги.

Зайка поменял шубку.

Чаще идёт дождик.

Люди обули резиновые сапоги.

Появились первые подснежники.

На деревьях распускаются почки.

Можно в лужицах пускать

Бумажные кораблики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...