Педагогическая работа с соматически ослабленными детьми с повышенной нервной возбудимостью и нарушениями поведения
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Направление педогагической работы с соматически ослабленными детьми с повышенной нервной возбудимостью и нарушениями поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая работа

с соматически ослабленными детьми с повышенной

нервной возбудимостью и нарушениями поведения

Для детей с соматической ослабленностью, возникающей под влиянием хронических заболеваний, характерны астенические состояния:

  • с низкой умственной работоспособностью,
  •  общей вялостью,
  • пониженным фоном настроения,
  •  сниженным аппетитом,
  • нарушениями сна.

Для этих детей первостепенное значение имеют общеукрепляющие мероприятия, лечебная физкультура, игротерапия. Кроме общеоздоровительных мероприятий, для этих детей важное значение имеет психолого-педагогическая работа, направленная на предупреждение невротических реакций и различных нарушений, таких как эгоцентризм, инфантилизация психики с постоянной зависимостью от окружающих, неуверенностью в своих силах.

В особом педагогическом подходе нуждаются дети с так называемой врожденной детской нервностью — невротерапией, а также дети с нарушениями поведения.

Ранняя детская нервность — это особый тип развития нервной системы, в возникновении которой большая роль принадлежит наследственным факторам. Кроме того, причинами детской нервности могут быть различные неблагоприятные влияния на плод во время его внутриутробного развития и на новорожденного в период родов.

Ребенок с нервотерапией отличается повышенной нервной возбудимостью, начиная с первых недель жизни: он мало спит, проявляет общее беспокойство, часто срыгивает. Характерным признаком является нарушение аппетита, дети с трудом пережевывают пищу, отказываются от твердой пищи. У многих из них наблюдается привычная рвота и чрезмерная избирательность в еде.

Для детей с невропатией характерна плохая приспособляемость к изменяющимся метеорологическим условиям. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров у них усиливается нервная возбудимость, нарушения сна, могут появляться головные боли.

Для детей с невропатией также характерна избирательность в еде. Многие из них предпочитают жидкую пищу и отказываются от твердой, у других имеет место боязнь новых блюд, в некоторых случаях отмечается стремление есть несъедобные вещи (уголь, известь, песок и т.д.). Часто нарушения аппетита сочетаются с повышенной жаждой.

Важным признаком детской нервности в грудном и раннем возрасте является нарушение сна, иногда очень раннего пробуждения. Расстройства сна иногда переходят в бессонницу: ребенок не спит всю ночь, беспрерывно кричит. Если вначале крик вызван каким-либо неприятным раздражителем, то уже позднее ребенок кричит без всякой причины (фиксированный крик). У некоторых детей как бы вырабатывается отрицательный условный рефлекс на ночной сон. Вначале бессонница возникает как реакция на неудобное положение в кроватке, шум или тишину, свет или темноту, чувство голода, боли в животе, перегрев или охлаждение тела и т.п. Один раз прерванный сон фиксируется в психике ребенка длительное время.

На 2 году жизни у детей с невропатией отмечается устрашающие сновидения, ночные эпизоды в форме приступов испуга и лунатизма. Ночной испуг возникает под влиянием ничтожных психогенных факторов, которые оказывают более сильное влияние, если они действуют перед засыпанием или в ночное время. Раз возникнув, ночные страхи по типу упрочившейся условной связи сохраняются обычно в течение длительного времени.

Наряду со страхами для детей с невропатией характерна повышенная склонность к онанизму.

По особенностям психической деятельности выделяют два варианта детской нервности. При первом — у детей преобладают повышенная возбудимость и раздражительность. Дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, к колебаниям настроения, часто проявляют грубость, непослушание, внимание их крайне неустойчиво. Повышенная раздражительность и суетливость мешают их контакту со сверстниками. В их аффективных вспышках, по существу, отсутствуют аффект и настоящая злоба, вспышки их кратковременны, после проявления грубости они раскаиваются, просят прощение. Они крайне истощаемы, двигательное беспокойство всегда усиливается при общем утомлении.

При втором варианте преобладают явления повышенной истощаемости. Дети пугливы, легко тормозятся в новой обстановке, малоактивны, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки. Они отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью, поэтому стараются оберегать себя от столкновений с действительностью, в связи с чем часто находятся в стороне от детского коллектива. Дети не уверены в себе, очень тревожны. Боязнь оказаться несостоятельными часто бывает причиной плохого настроения. Достаточно незначительного повода, чтобы вызвать у них чувство страха. Течение этой формы невропатии обычно благоприятное. При проведении лечебно-педагогических мероприятий дети постепенно становятся увереннее, жизнерадостнее и работоспособнее.

Психические особенности детей с ранней детской нервностью характеризуются особой динамикой, что объясняется, в первую очередь, повышенной чувствительностью этих детей к различным раздражителям, главным образом, отрицательного характера. Поэтому на фоне невропатии легко возникают различные дополнительные нарушения. У детей раннего возраста наиболее часто возникают желудочно-кишечные расстройства, нервная анорексия (потеря аппетита), энурез, энкопрез, нарушение сна, страхи, двигательное беспокойство со склонностью к реакциям истероидного характера.

В период первого возрастного криза (к 3 годам) у детей с невропатией могут отмечаться патологически усиленные проявления общего или частичного негативизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога с детьми группы раннего возраста

Зрение-прекраснийший дар природы, помогающий познавать окружающий мир...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Программа коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования....

"Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

В статье описаны виды театрализованной деятельности, которые использует учитель-логопед для коррекции речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста. Разработаны игры, упражнения, этюды и иг...