Семинар-практикум для воспитателей «Коммуникативное взаимодействие»
план-конспект занятия на тему

Шкуратова Светлана Вячеславовна

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Общение педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одной из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных учреждений, поэтому возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnoe_vzaimodeystvie.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: обратить внимание педагогов на проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию.

Задачи:

  1. Развитие невербальных средств общения;
  2. Актуализировать эффективные способы общения (передача информации, разнообразие точек зрения, эмпатия);
  3. Активизировать внутренние ресурсы участников;

Ход занятия

Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги. Как вам известно, наша работа требует от нас умения общаться: с детьми, коллегами и с родителями. Поэтому мы должны постоянно совершенствовать навык эффективного и правильного общения, а также развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку вербально и невербально.

Упражнение «Ассоциации» (доска, листы, маркер)

Так как сегодня мы говорим об общении, то давайте для себя выясним, что для каждого означает слово «общение» (что подразумеваем, какие способы, что важно при общении – все, что приходит на ум при произнесении слова «общение»).

Все высказанные варианты записываем на доску.

Вывод: Как много мы подразумеваем под общением и поэтому иногда сложно учесть все мелочи и коммуникация проходит не всегда на том уровне, на котором нам хотелось бы. Сегодня на занятии мы вспомним и рассмотрим некоторые эффективные способы общения.

Упражнение «Домик из кубиков» (домик из кубиков, листы, карандаши)

Участникам предлагается нарисовать ту часть дома, которая видна им лучше всего. По окончании рисования работы показывают всем, и проводится обсуждение.

Вывод: обращаем внимание участников на сходства и различия, после чего задается вопрос: «Как так получилось, что все рисовали один и тот же домик, а рисунки у всех разные?». Если смотреть на один и тот же предмет с разных сторон или, как говорят, с разных точек зрения, то и виден он будет по-разному. Мы видим одну грань сооружения, другой человек – видит другую грань, третий – третью! И также с точкой зрения, у каждого она своя, и истина возможна только при полном изучении всех граней сооружения!

Упражнение «Марфуша»

Цель: показать участникам, насколько влияют на коммуникацию «личностные фильтры»

Выбираются три участника, которые выходят из комнаты. Ведущий зачитывает текст первому участнику, первый должен передать информацию второму участнику, второй - третьему и третий рассказать всем, после чего зачитывается полный текст.

Текст:
«Марфуша была примерной девушкой. Работала на заводе, как и все ходила на демонстрации, продукты покупала только в магазинах, сексом занималась исключительно с мужем и по пятницам.
Однажды она пошла в лес и встретила там НЛО.
С тех пор, все не как у людей. С работы уволилась, дома стала устраивать демонстрации, продукты покупала на рынках, а сексом занималась с кем угодно и где попало»

Вывод: часто искажение информации происходит из-за того, что каждый стремится добавить что-то свое, некоторые могут упустить детали – не посчитав их важными или постесняться сказать об этом или забыть. Происходит это потому, что у каждого человека собственное восприятие окружающего мира и событий, которые в нем происходят! Таким образом и рождаются слухи.

Упражнение «Общий  рисунок»

Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги. Условия рисования: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем

Вывод: обсуждение сложностей рисования - получилось или нет, почему не получилось, что мешало?

Один из факторов эффективного общения – умение невербально взаимодействовать с  оппонентом и при этом взаимодействие должно быть конструктивным. Иногда взгляд, жест или просто улыбка помогают нам при общении и настраивают на нужный лад.

Упражнение «Сокровищница жизненных сил» (набор психологических карт «Сокровищница жизненных сил»)

Я предлагаю вам сейчас подумать о том, что же мешает вам эффективно общаться – это может быть ваша индивидуальная черта, может быть незнание и неумение устанавливать контакт, неумение эффективно передавать информацию, те почему ваше общение иногда бывает отрицательным. И вот эту свою негативную мысль, я предлагаю обменять на одну жизненную силу. Каждый участник берет одну карточку, зачитывает жизненную силу и, если она ему нужна, говорит «спасибо, я оставляю ее себе».

Упражнение «Комплимент»

Умение видеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное всегда подобрать нужные слова и вербализовать их – вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны, внимательны и на сколько нам легко и комфортно делать друг другу комплименты.

По кругу каждый участник вербализует комплимент рядом сидящему, тот участник, которому сделали комплимент, должен поблагодарить.

Вывод: легко ли было делать комплименты, часто вы это делаете или нет, считаете ли это нужным, в каких ситуациях?

Заключение

Сегодня на занятии мы рассмотрели очень малую часть того, из чего состоит наше эффективное общение. Спасибо вам за участие! Желаю вам приятного и эффективного общения. И хочется услышать несколько слов обратной связи: какие трудности возникали, важная ли для вас тема, несколько слов ведущему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум на тему «Формирование коммуникативных качеств у дошкольников»

Правильная  речь -  это   главное  условие  успешного  обучения  детей  в  школе  и  их  дальнейшего  благополучия. В  данно...

Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"

В практической деятельности для развития ритмических навыков детей  необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много...

Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...