игры для детей 3-4 лет
материал (младшая группа) на тему

Ткачева Ирина Николаевна

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

 

     Целью развивающих игр является непосредственное развитие ребенка, а также формирование у него конкретных психических процессов и способностей. Как известно, игровая деятельность занимает особое место в жизни малышей. Доказано, что усвоение новых знаний, а также адаптация детей в окружающем мире происходят намного успешнее в процессе игры, нежели на обычных занятиях. Поэтому неслучайно педагоги используют игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Такие развлечения могут иметь разное содержание и характер, однако все они направлены, прежде всего, на развитие интеллекта ребенка.

     Польза развивающих игр состоит в том, что они являются активной, осмысленной и добровольной деятельностью детей. Развлекаясь, ребенок, сам того не осознавая, получает новые знания и определенные навыки, которые легко может применить в других ситуациях, следовательно, и необходимость их назидательного закрепления отпадает.

 

ИГРЫ С БЕГОМ

Бегите ко мне

Описание игры

 Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. Воспитатель отходит к противоположной стене комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне». Дети бегут к нему.  Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки.

 Когда дети соберутся возле воспитателя, он переходит или перебегает на другую сторону площадки и говорит снова: «Бегите ко мне». Так повторяется 3-4 раза.

 Если игра проводилась с небольшой группкой, воспитатель предлагает этим детям отдохнуть и проводит игру с другой группкой. В том случае, когда в игре участвовали одновременно все дети, воспитатель возобновляет игру со всеми.

 На слова воспитателя «Бегите домой» дети садятся на стулья и отдыхают.

 Продолжительность игры 4-6 минут.

 Правила игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

     Целью развивающих игр является непосредственное развитие ребенка, а также формирование у него конкретных психических процессов и способностей. Как известно, игровая деятельность занимает особое место в жизни малышей. Доказано, что усвоение новых знаний, а также адаптация детей в окружающем мире происходят намного успешнее в процессе игры, нежели на обычных занятиях. Поэтому неслучайно педагоги используют игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Такие развлечения могут иметь разное содержание и характер, однако все они направлены, прежде всего, на развитие интеллекта ребенка.

     Польза развивающих игр состоит в том, что они являются активной, осмысленной и добровольной деятельностью детей. Развлекаясь, ребенок, сам того не осознавая, получает новые знания и определенные навыки, которые легко может применить в других ситуациях, следовательно, и необходимость их назидательного закрепления отпадает.

 

ИГРЫ С БЕГОМ

Бегите ко мне

Описание игры

 Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. Воспитатель отходит к противоположной стене комнаты или в дальний угол площадки и говорит: «Бегите ко мне». Дети бегут к нему.  Воспитатель приветливо их встречает, широко раскрыв руки.

 Когда дети соберутся возле воспитателя, он переходит или перебегает на другую сторону площадки и говорит снова: «Бегите ко мне». Так повторяется 3-4 раза.

 Если игра проводилась с небольшой группкой, воспитатель предлагает этим детям отдохнуть и проводит игру с другой группкой. В том случае, когда в игре участвовали одновременно все дети, воспитатель возобновляет игру со всеми.

 На слова воспитателя «Бегите домой» дети садятся на стулья и отдыхают.

 Продолжительность игры 4-6 минут.

 Правила игры

  1. Бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне».
  2. Дети бегут к стульям и садятся только после слов воспитателя «Бегите домой».

 Указания к проведению игры                                                                                                                                                                                                                                                          

  1. Игру можно проводить не со всеми детьми, а с небольшими группами: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем они меняются ролями.
  2. Вначале дети могут занимать любой стул, а постепенно приучаются находить свои места.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе не толкаясь. Дети упражняются в беге по прямому направлению.

Догоните меня                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Описание игры

 Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догоните меня», - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня» — и бежит в противоположную сторону, а дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.  

Общая продолжительность игры 4-5 минут.

Правило игры

Бежать за воспитателем можно только после сигнала «Догоните меня».

Указание к  проведению  игры

Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети -меняются ролями.

 При помощи этой икры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе не толкаясь. Дети упражняются в беге по прямому направлению.

Найди свой домик (Солнышко и дождик)

Описание игры

 Дети сидят на стульях или скамейках, поставленных вдоль стены комнаты или по сторонам площадки, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода! Идите гулять!» Дети встают и идут ,в любом направлении. «Дождь пошел, - говорит воспитатель, - бегите домой!» Дети бегут к стульям и занимают свои места.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 Воспитатель приговаривает: «Кап, кап, кап» - и стучит пальцами о какой-нибудь предмет, изображая, как дождь бьет по крыше.

 Постепенно дождь утихает, и воспитатель снова говорит детям: «Идите гулять! Дождь перестал».

 Так повторяется 3-4 раза. После этого дети возвращаются в домики, а воспитатель осматривает их одежду и расспрашивает, не намочили ли они платье, ботинки.

 Затем игра возобновляется.

 Игру следует повторить 4-5 раз.

Правила игры

1) Дети уходят из дома по сигналу: «Идите гулять!» , 2) Дети бегут домой по сигналу воспитателя: «Дождь прошел!»

Указания к проведению игры

  1. Игру можно постепенно усложнять: дети вначале занимают любой стул, а затем только свой.
  2. Вместо домика можно устроить переносный навес (из материи, большого платка или одеяла), растягивать который помогает воспитателю ребенок из старшей группы. Дети прячутся от дождя под навес.
  3. Сначала дети собираются под навесом в определенном месте, а потом навес устраивается в разных местах "площадки.
  4. Во время прогулки  дети могут,  собирать грибы, ягоды.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  5. Иногда ходьбу можно заменить пляской.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя) и находить свое место на площадке. Дети упражняются в ходьбе и беге.

Мыши и кот

Описание игры

Дети-«мыши» сидят в норках — на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.

 В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

 Кошка засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо.) После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проводит по комнате, а затем возвращается на свое место и засыпает.

 Игра повторяется 4—5 раз.

 Правила игры

  1. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кошка заснет.
  2. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

 Указания  к  проведению  игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
  2. Воспитатель может использовать в игре кошку-игрушку или такую, которая надевается на руку.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в беге по разным направлениям.

Воробышки и автомобиль

Описание игры

 Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или на скамейках «воробышки». На другом конце обозначается место для «автомобиля» (гараж). Автомобиль изображает воспитатель.

 «Воробышки вылетают из гнезда», - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях (в пределах очерченной площадки), подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробышки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место- гнездо). Автомобиль возвращается в гараж.

 Игра повторяется 3-4 раза.

 Общая продолжительность игры 5-6 минут.

 Правила игры

  1. Нельзя убегать за границы площадки.
  2. Вылетать из гнезда можно только по сигналу воспитателя.
  3. Возвращаться в гнезда можно лишь при появлении автомобиля.

 Указания  к  проведению  игры

  1. Первое время автомобиль изображает воспитатель, а затем он выбирает вместо себя одного или нескольких детей.
  2. Детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать рули или флажки (флажки надо держать поднятыми вверх).
  3. Воробышки могут помещаться в гнездышках (в кружочках), начерченных на земле или выложенных из шишек, камешков.
  4. Воробышки могут стоять на скамеечках высотой 10-15 см и по сигналу воспитателя спрыгивать с них.
  5. Вместо скамеечек можно использовать доски на подставках. Воспитатель следит, чтобы при спрыгивании дети сгибали колени и приземлялись на носки. Прежде чем вводить прыжки в игру, нужно дать детям возможность поупражняться, при этом воспитатель должен проследить, как прыгает каждый ребенок, и помочь детям овладеть правильным движением.
  6. В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол или о землю.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в беге по разным направлениям и в прыжках.

Бегите к флажку

Описание игры

 Дети получают флажки двух цветов: одни - синего, другие - красного.

 Воспитатель становится на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой - красный флажок. Дети с флажками синего цвета свободно группируются возле воспитателя напротив синего флажка, дети с красными флажками - напротив красного. Затем воспитатель предлагает всем погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Воспитатель в это время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!» Он протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра проводится 4-5 раз.

 Правила игры

  1. Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять».
  2. Бежать к воспитателю и становиться против флажка своего цвета можно только после слов: «Раз, два, три, скорей сюда беги!»

 Указания  к  проведению  игры

  1. Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него.
  2. Воспитатель включает в игру добавочный сигнал «Стой». По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель тем временем бесшумно переходит на другое место площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги!» Дети бегут к воспитателю и становятся против флажка своего цвета.
  3. Вместо флажков детям можно повязать на руку ленточку соответствующего цвета или дать в руку платочек того же цвета. С платочками дети могут поплясать, а затем по сигналу собраться возле воспитателя.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Дети упражняются в беге, ходьбе.

Поезд

Описание игры

 Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне - «паровоз», остальные - «вагоны».

Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»).

 «Поезд подъезжает к станции», - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.

 Общая продолжительность игры 4-5 минут.

 Правила игры

Поезд может двигаться только после гудка (т. е. по сигналу воспитателя).

 Указания к проведению игры

  1. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда.
  2. Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Вариант игры

 После остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну.

 В другой раз можно предложить детям немного поплясать под мелодию, спетую воспитателем.

Указания к проведению игры

  1. В варианте игры бежать в вагоны, т. е. строиться в колонну, можно только по гудку паровоза.
  2. Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне — находить свой' «вагон».

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закрепляет навык построения в колонну. Дети упражняются в ходьбе, беге друг за другом.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

Мой веселый, звонкий мяч

Описание игры

 Дети сидят на стульях, расставленных в разных местах комнаты (возле стен) или по границе площадки. Воспитатель находится в центре. Он берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря при этом:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

 Затем воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать, «как мяч». Дети, наблюдая за мячом, прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и, повторяя стихотворение, делает движение рукой так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают в том же темпе. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню».

 Все дети убегают к стульям и садятся на них, а воспитатель делает вид, что догоняет «мячи». Когда дети немного отдохнут, игра повторяется.

 Продолжительность игры 5-7 минут.

 Правила игры

 Убегать можно только после слова «догоню».

 Указания к проведению игры

  1. Вначале воспитатель проводит игру с небольшой группой детей, а остальные сидят и смотрят. При повторении игры он вовлекает в нее еще нескольких детей, а затем и всю группу.
  2. Воспитатель может поставить рядом с собой нескольких детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, а затем ловить убегающих детей.
  3. Вначале воспитатель не ловит, а только делает вид, что догоняет детей.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение прыгать ритмично в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в беге, в подпрыгивании на двух ногах.

По ровненькой дорожке

Описание игры        

 Дети сидят на стульях, на скамейках или на траве. Воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну.

 Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе, следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки раз, два, раз, два,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам…

В яму - бух!

 При словах «по ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», - прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «в яму - бух» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель дает им отдохнуть, потом повторяет стихотворение.

 После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом -

Там мы живем.

 По окончании дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.

 Повторить игру можно 2-3 раза.

 Правила игры

  1. Движения должны соответствовать тексту стихотворения.
  2. Вставать с корточек можно только после слов воспитателя: «Вылезли из ямы».
  3. Убегать домой разрешается  только после слов: «Там мы живем».

 Указания  к  проведению  игры

  1. Воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число фаз.
  2. Вначале  воспитатель сам идет впереди колонны. Потом отходит в сторону  и следит за тем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором произносится стихотворение.
  3. Дети не должны долго находиться в положении на корточках.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение двигаться ритмично (согласовывать движения со словами), находить свое место. Дети упражняются в ходьбе, в прыжках, в приседаний, в беге.

ИГРЫ С ПОДЛЕЗАНИЕМ

Наседки и цыплята

Описание игры

 Дети изображают «цыплят», а воспитатель «наседку».

 На одной стороне площадки огорожено веревкой место - «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40—50 см).

Сбоку, в стороне, помещается «большая птица».

 Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

 Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.

 Игру можно повторить 3—4 раза.

 Правила игры

1) По зову наседки все цыплята   выбегают из дома, подлезая под веревку.    

2) По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой.      

 Указания  к  проведению  игры

  1. Веревка должна быть натянута примерно на высоте 40—50 см от земли. При такой высоте дети могут подлезать на четвереньках. При большей высоте (60—70 см) дети не опираются руками о пол (землю), а, подлезая, только сгибают корпус.
  2. Когда цыплята возвращаются домой, воспитатель поднимает веревку повыше, чтобы дети не задели ее.
  3. Роль наседки можно поручать со временем и самим детям.
  4. Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку  и немного побегали по площадке.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу-(по слову). Дети упражняются в беге по разным направлениям и в подлезании.

ИГРЫ СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ

Пузырь

Описание игры

Дети стоят вплотную по кругу,  взявшись  за руки. Вместе с воспитателем они говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

 Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.

 Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети - встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.

 Игру можно повторить 3-4 раза.

 Правила игры        

Говорить хором «хлоп» и приседать на корточки можно только после слов воспитателя «пузырь лопнул».

 Указания к проведению игры

  1. Слова «пузырь лопнул» воспитатель может заменить словами «воздух выходит». Тогда все играющие, не разрывая сцепленных рук, медленно сходятся к центру, произнося «тсс...»
  2. После слов «да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит «полетели пузыри». Дети разбегаются, кто куда хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит; «Полетели, полетели, полетели!..»

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Дети упражняются в приседании и построении в круг, а в варианте игры - в беге по разным направлениям. Игра способствует развитию речи.

Зайка

Описание игры

 На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «бегите в круг» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину.

 Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст.

1.  Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

 Дети стоят в кругу. Начиная со слов  «вот так» и до конца шевелят кистями рук, подняв их к голове.

2. Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова «хлоп» и до конца хлопают в ладоши.

3. Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Со слова  «скок»  и до конца прыгают на двух ногах на месте.

4. Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим домам.

 Затем игра возобновляется с новым «зайцем».

 Игру можно повторить 3-4 раза.

 Правило игры

 Дети могут убегать на свои места только после слов «и убежал», а собираться в круг после слов «бегите в круг».

 Указания к проведению игры

  1. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети четко произносили слова.
  2. Движения нужно делать только тогда, когда произносятся две последние строчки каждого куплета.
  3. До начала игры воспитатель вместе с детьми должен приготовить - места для зайцев.   Если игра проводится зимой, на площадке хорошо начертить кружочки краской на снегу; если она проводится в комнате, местами для зайцев могут быть стулья.
  4. В середину круга можно поставить    несколько зайцев.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение согласовывать движения со словами. Дети упражняются в беге, подпрыгивании на двух ногах, в нахождении своего места. Игра способствует развитию речи.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

Угадай, кто кричит

Описание игры

 Дети сидят полукругом на стульях, на ковре или на траве. Перед детьми, на расстоянии нескольких шагов, ставится ширма или протягивается веревка, на которую вешается занавеска. Воспитатель называет кого-нибудь по имени и тот идет за ширму. Педагог договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздаётся мычание коровы, блеяние овцы, кудахтанье курицы, лай собаки, крик петуха и другие звуки. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

 Продолжительность игры 4-6 минут.

 Правило игры

 Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

 Указание  к  проведению игры

 Если ребенок не знает, какому животному или птице подражать,— воспитатель ему помогает.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей наблюдательность, внимание, активность.

 

Найди флажок

Описание игры

 Дети сидят  на стульях в разных  местах комнаты (площадки). По слову воспитателя дети встают и повертываются лицом к стене,   а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей).

 «Пора», - говорит воспитатель, дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки.

 Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок.

 По сигналу «на места» дети садятся на стулья, и игра начинается снова.

 Игра повторяется 2-3 раза.

 Правило игры

 Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора».

Указания к проведению игры

  1. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок.
  2. Хорошо проводить эту игру в лесу, на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

 При помощи этой игры воспитатель развивает наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»).

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ

ИГРЫ БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ

ИГРЫ С БЕГОМ

Птички и птенчики

Описание игры

 Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек; каждая группа имеет свой домик-гнездо. Дети изображают птенчиков, сидящих в гнездышках. У каждой группы птенчиков есть птичка-мать. По слову воспитателя «полетели» птенчики вылетают из гнезда. Они летают около дома, помахивая руками, как крыльями. Птички-матери также вылетают из гнезд, они улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «домой» птички-матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок, и птичка-мать кормит их воображаемыми червячками. Затем игра повторяется.

 Игра проводится 3-4 раза.

 Правила игры

  1. Все птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «полетели».
  2. Птенчики возвращаются   домой   по зову птички-матери.
  3. Птички-матери возвращаются домой по слову воспитателя «домой».

 Указания  к  проведению  игры

  1. Воспитатель устраивает «гнезда» для птичек, де лая кружки при помощи веревки, концы которой связаны, или чертит кружки на земле.

2)   До начала игры следует рассказать детям о том, как птички-матери кормят своих птенчиков.

3)   Воспитатель сам выбирает птичек-матерей.

При помощи этой игры воспитатель развивает умение выполнять движения по сигналу, запоминать свое место. Дети упражняются в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.

Найди свой цвет

Описание игры

 Дети получают флажки трех-четырех цветов: одни красного, другие - синего, третьи - желтого и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, площадки. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флаг (красный, синий, желтый).

 По сигналу воспитателя «идите гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку. По слову воспитателя «найди свой цвет» дети собираются возле флага соответствующего цвета.

 Воспитатель отмечает, какая группа скорей собралась. Затем игра повторяется.

 Общая продолжительность игры 4-5 минут.

 Правила игры

  1. Выходить из «домиков» можно по сигналу воспитателя «идите гулять»^
  2. Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета можно только после слов «Найди свой цвет».

 Указания к проведению игры

  1. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время прогулки остановиться, закрыть глаза, и тем временем переставляет флажки, стоящие в углах комнаты.
  2. Ходьбу, бег воспитатель может сопровождать игрой на бубне.
  3. При помощи этой игры воспитатель развивает у детей внимание, умение различать цвета и действовать по сигналу. Дети упражняются в беге, ходьбе.

Цветные автомобили

Описание игры

 Вдоль стены комнаты или по краю площадки сидят на стульях дети. Они — «автомобили». Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

 Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета.

 Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (в любом направлении); на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «автомобили возвращаются» направляются шагом каждый в свой «гараж» (к своему стулу). Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.

 Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

 Продолжительность игры 4-6 минут.

 Правила игры  

  1. Выезжать из гаража  можно  только по сигналу воспитателя, т. е. при поднятии   воспитателем  флажка соответствующего цвета.
  2. Возвращаться в гараж можно только по сигналу воспитателя «автомобили возвращаются».
  3. Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

 Указания к проведению игры

  1. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились».
  2. Количество  цветов   увеличивается  постепенно. Вначале даются флажки двух,  затем трех и четырех основных (спектральных) цветов.
  3. Вначале воспитатель показывает флажок того или иного цвета, потом может заменить цветовой сигнал слуховым (например, «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).
  4. В тех случаях, когда дети  наблюдали движение тракторов, можно автомобили заменить тракторами.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Дети упражняются в беге, ходьбе.

Трамвай

Описание игры

 Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой - левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага - желтый, красный и зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут - «трамвай двигается». Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага; если поднят зеленый флаг, движение трамвая продолжается, если появляется желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться.

 Продолжительность игры 5-6 минут.

 Правила игры

  1. Бежать можно только тогда, когда поднят зеленый флаг.
  2. При появлении желтого и красного флагов колонна останавливается.

 Указания  к  проведению  игры

  1. В игру можно включать  не всех детей,  а часть труппы. В этом случае детей можно поставить не парами, а в колонну по одному.
  2. Сюжет игры можно развернуть и усложнить: устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия трамвая; когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят. При посадке дети приподнимают шнур. Те дети, которые вышли из трамвая, садятся на стулья, стоящие у стены.
  3. До проведения  игры  детей  следует познакомить с тремя цветами: желтым, красным и зеленым.
  4. Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно трамвай заменить другим видом транспорта.

 При помощи этой игры воспитатель развивает умение различать цвета (красный, зеленый, желтый) и действовать по зрительному сигналу. Во время игры дети упражняются в беге и ходьбе в колонне. Дети знакомятся с правилами уличного движения.

ИГРЫ С ПОДЛЕЗАНИЕМ

Мыши в кладовой

Описание игры

 Дети-«мыши» сидят в норках — на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута веревка на высоте 50-40 см. Это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

 Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

 Повторить игру можно 4-5 раз.

 Правила игры

  1. Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.

2) Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

 Указания к проведению игры

  1. В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает веревку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает ее и бежит догонять мышей.
  2. Воспитатель должен следить, чтобы  дети, подлезая под веревку, не задевали ее.

 С помощью этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.

Кролики

Описание игры

 На одной стороне площадки очерчиваются кружки - «клетки кроликов». Перед ними ставятся стульчики, к которым вертикально привязываются  обручи, а если нет обручей, протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул - «дом сторожа», на котором сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов - «луг».

 Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группка становится в очерченный кружок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 «Кролики сидят в клетках», — говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки - это кролики в клетках. Воспитатель, выполняющий роль сторожа, поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать.

 Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки». Кролики бегут домой, и каждый возвращается в свою клетку, пролезая снова в обруч.

 Кролики отдыхают до тех пор, пока «сторож» не выпустит их из клетки.

 Игру можно повторить 4-6 раз.

 Правила игры

  1. Кролики не выбегают из своих клеток до тех пор, пока воспитатель (сторож) «не откроет клеток» и не выпустит их.
  2. Кролики возвращаются в свои клетки после сигнала воспитателя: «Скорей в клетки!»

 Указания к проведению игры

  1. Для проведения игры нужны стульчики и обручи из расчета: два стульчика и один обруч на 3-4 детей.
  2. Приготовить все надо до начала игры,  чтобы не задерживать ее проведение.
  3. Детям следует дать побегать, попрыгать на двух ногах, но следить, чтобы они не переутомились.                            
  4. В каждую «клетку» можно поставить  скамеечку или  стульчики  по числу  «кроликов»,   находящихся в клетке.

 При помощи этой игры воспитатель развивает умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Дети упражняются в подлезании, в беге, прыжках на двух ногах.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

Поймай комара Описание игры

 Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру.

 Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут (длиной 1-11/2 м) с привязанным на шнуре (длиной 1/2 м) картонным «комаром». Воспитатель обводит прутом (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».

 Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

 Игра продолжается 4-5 минут.

 Правила  игры

  1. Ловить комара  можно только  обеими  руками и подпрыгивая на двух ногах.
  2. Ловить комара нужно не сходя с места.

 Указания к проведению игры

  1. Подпрыгивание на двух ногах можно   предварительно (2-3 раза) провести без ловли комара, предложив детям показать, как они умеют высоко  подпрыгивать.
  2. Перед каждым   повторением   игры   воспитатель должен проверить, чтобы дети отступили на 1-2 шага из круга, так как они его немного сужают . при  подпрыгивании.
  3. Вращая прут с комаром, воспитатель  должен то опускать, то поднимать его, но на такую  высоту, чтобы дети могли достать комара.

Вариант

 Если группа детей небольшая, воспитатель может бежать впереди, держа в руках прут с картонным комаром, а дети будут его догонять.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, дети упражняются в прыжках (подпрыгивание на месте).

Воробышки и кот

Описание игры

 Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на поду. Это «воробышки на крыше» или в «гнездышках». Поодаль сидит кошка, роль которой исполняет воспитатель. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате.  «Кошка» тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит: «Мяу, мяу» - и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».

 Правила игры

  1. Воробышки спрыгивают с возвышений или выпрыгивают из обручей по сигналу воспитателя «воробышки полетели».
  2. Воробышки возвращаются на места, когда кошка произносит: «Мяу, мяу».

 Указания к проведению игры

  1. Прежде чем начать игру можно предложить детям поупражняться в прыжках - спрыгнуть несколько раз с возвышений и снова влезть на них. Следить, чтобы, приземляясь, дети сгибали колени и опускались на носки.
  2. Надо следить, чтобы во время бега врассыпную дети не наталкивались друг на друга.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга, а также действовать по сигналу. В этой игре дети упражняются в прыжках в глубину, с места в длину и в быстром беге.

ИГРЫ СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ

Принеси мяч

Описание игры

 Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. На расстоянии 3-4 шагов (от сидящих) проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами по количеству стоящих детей.

 «Раз, два, три - беги!» - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи из ящичка.   Дети бегут за мячами; каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладет его в ящичек.

 Затем дети садятся на свои места, а за чертой становится другая группа.

 Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.

 Повторить игру можно два раза.

 Правила игры

  1. Бежать за мячом  можно  только  после  слова «беги».
  2. Поднимать и класть в ящик нужно   только один мячик.

 Указания к проведению игры

 Когда дети возвращаются с мячами, воспитатель должен протягивать им навстречу ящик, чтобы дети не сталкивались.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову воспитателя), а также наблюдательность и сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять). Дети упражняются в беге по определенному направлению.

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

Что спрятано?

Описание игры

 Дети сидят в комнате на стульях, на полу по кругу или по одной линии. Воспитатель кладет в центре круга 3-5 предметов и предлагает их запомнить. Затем играющие встают и поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза.

Воспитатель прячет одну-две вещи, лежащие в центре круга, и говорит: «Посмотрите!» Дети открывают глаза, снова поворачиваются лицом к центру и вспоминают, каких вещей нет. Воспитатель подходит к некоторым детям, и каждый из них на ухо говорит ему, что спрятано. Когда большинство играющих даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанную вещь. После этого игра возобновляется.

 Продолжительность игры 3-4 минуты.

 Правила игры

  1. Когда воспитатель прячет вещь, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза.
  2. По сигналу «посмотрите»  играющие   открывают глаза и снова повертываются лицом к центру круга.

 Указания к проведению игры

  1. В игре воспитатель подбирает однотипные предметы.
  2. Например, игрушки, изображающие  животных (лошадку, корову, собачку).
  3. Число предметов, положенных в центр, зависит от возраста играющих; примерно их должно быть 3-5.
  4. Проводя эту игру с детьми,  можно закрепить у них знание основных цветов (красного, синего, желтого, зеленого). Для этого нужно взять кубики или флажки разных цветов.
  5. Может быть такой вариант: воспитатель вызывает только одного играющего, тот поворачивается и по сигналу «посмотри» говорит, какая вещь спрятана.
  6. После трех повторений игры дети разбегаются по площадке и по сигналу воспитателя «садитесь на места» снова занимают свои места в кругу, и игра возобновляется.

При помощи этой игры воспитатель развивает у детей зрительную память, внимание.

Где позвонили?

Описание игры

 Дети сидят по кругу или вдоль стены комнаты. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими (повернувшись к ним спиной). По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить.

 Ребенок, находящийся в центре круга, должен, не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «пора», и отгадывающий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает звонок и показывает его. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз.

 Затем воспитатель назначает другого водящего.

 После того как игра проведена 3-4 раза, дети по сигналу воспитателя разбегаются в разные стороны по комнате (площадке). При словах воспитателя «на места» каждый занимает свое место, и игра продолжается.

 Продолжительность игры 3-5 минут.

 Правило  игры

 Отгадывающий (водящий) открывает глаза только после слова воспитателя «пора».

 Указания к проведению игры

  1. Воспитатель следит за тем, чтобы водящий во время игры не открывал глаза.
  2. Указывая направление звука, водящий может повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук.
  3. Дети должны звонить не слишком громко.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей слух, внимание и выдержку.

Возьми, что хочешь, и поиграй, с кем хочешь

Описание игры

 Дети сидят на стульчиках по кругу или полукругом. Напротив детей на некотором расстоянии стоит стол, на котором разложены игрушки: флажок, платочек, вожжи, обруч, мяч, ветряк, музыкальные игрушки (бубен, музыкальная шкатулка-органчик).

 Воспитатель называет имя ребенка и говорит ему: «Возьми, что хочешь, и поиграй, с кем хочешь». Ребенок подходит к столу, берет игрушку и выбирает товарища для игры. Он может взять обруч и катить товарищу или бросать мяч, катать мяч, или играть в лошадки; если один будет вертеть ручку органчика, другой может плясать и т. д.

 Через некоторое время воспитатель говорит: «Положите игрушку на место». Игравшие кладут игрушку и садятся на места. Воспитатель называет   имя другого ребенка, и игра продолжается.

 Продолжительность игры 4-6 минут.

 Правила игры

  1. Надо взять  одну игрушку  и выбрать товарища для игры.
  2. По слову воспитателя «положите  игрушку» надо положить игрушку на прежнее место и сесть на стул.

 Указания к проведению игры

 Воспитатель помогает советом, как использовать ту или иную игрушку, если ребенок затрудняется.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей активность, инициативу, чувство дружбы.

Кто бросит дальше мешочек

Описание игры

 Дети сидят вдоль стен комнаты или по сторонам площадки, лужайки.

 Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол или на траву веревкой или перед начерченной на земле линией. Дети получают мешочки 3-4 разных цветов. По слову воспитателя «бросай» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше, и говорит: «Поднимите мешочки». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки, и игра продолжается. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки. Игра повторяется 3-4 раза.

 Правила игры

 Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

 Указания  к  проведению  игры

  1. Мешочки с песком даются той группке детей, которая бросает.
  2. Дети, бросившие мешочки, поднимают их и передают рядом сидящим товарищам.
  3. Бросать мешочки надо правой и левой рукой.
  4. Перед проведением игры воспитатель показывает, как надо встать  и замахнуться,  чтобы  мешочек упал Подальше.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение  действовать   по сигналу.    Дети  упражняются в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

Попади мешочком в круг

Описание игры

 Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны; круг может быть также начерчен на земле.

Диаметр круга 1 ½-2 м. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от этого круга. В руках у детей мешочки с песком. По слову воспитателя «бросай» все дети бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки»,— говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, и игра продолжается. При повторении игры дети бросают мешочек другой рукой.

Игра повторяется 4-б раз.

Правило игры

Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «бросай», поднимать по сигналу «поднимите мешочки».

Указания  к  проведению  игры

  1. Перед  началом  игры   воспитатель   показывает детям, как держать и бросать мешочек в круг.
  2. Вместо мешочков можно бросать шишки.

 При помощи этой игры воспитатель развивает у детей умение действовать по сигналу. Дети упражняются в метании правой и левой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...