ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И ЭТЮДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ И УМЕНИЯ СОПЕРЕЖИВАТЬ
статья на тему

Зюзина Надежда Сергеевна

Этюды и музыкальные игры направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка – познавательной и эмоционально-личностной сферы. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональная проблема вызывается не только ситуациями, но и их неверным восприятием. С помощью игр и этюдов дети изучают различные эмоции, возможности управлять ими. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике, выразительными движениями мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимиков выразительным свойствам речи. К выразительным движениям относятся к физиологическим реакциями, сопровождающиеся эмоции –сосудистые, дыхательные, секреторорные. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и ньюансов выражения лица, жеста и движения человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya_igry_i_etyudy.docx17.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И ЭТЮДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ И УМЕНИЯ СОПЕРЕЖИВАТЬ

Этюды и музыкальные игры направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка – познавательной и эмоционально-личностной сферы. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональная проблема вызывается не только ситуациями, но и их неверным восприятием. С помощью игр и этюдов дети изучают различные эмоции, возможности управлять ими. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике, выразительными движениями мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимиков выразительным свойствам речи. К выразительным движениям относятся к физиологическим реакциями, сопровождающиеся эмоции –сосудистые, дыхательные, секреторорные. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и ньюансов выражения лица, жеста и движения человека.

2. Мимика говорит нам без слов о чувствах и настроениях человека. Радость, страх, интерес, недовольство, гнев, удивление, удовольствие и другие эмоции могут быть выражены мимикой и жестами.

1. Так этюды из книги М.И. Чистяковой «Психогимнастика» помогает в развитии эмоциональной культуры, отзывчивости и умения сопереживать. Например этюд «Вкусные конфеты»(стр.96) – дети «пробуют конфеты кислые, сладкие, мягкие сосульки». По выражению лица можно определить какая конфета на вкус. Или игра «Фотоаппараты»(авторская работа Гавриловой И.Ц.) – дети распределяются парами –один фотографирует, другой позирует. Можно делать групповые фотографии – один фотограф и 4-5 детей придумывают позу картинку.

Этюд «Штанга» Читсяковой (стр. 83) –дети поднимают «тяжелую штангу» и это отображается на их лицах. В этих этюдах подключается еще и движение –пантомимика.

Еще один пример - это этюд «Насос и мяч» (стр.84.). Двое детей один мяч (сдувшийся), а другие его надувают насосом, затем дети меняются. Здесь должно быть взаимопонимание между детьми. Это этюды для старшего возраста.

У малышей этюды носят игровой характер.

Так «лиса и цыплята», «выход петрушки», Федоровой. Образы «Медведь», «зайцы», «Волки», «Птицы» сборник «Образцы упражнения игры» Зиминой А.Н.

Для опознания эмоций и умения их  назвать проводится этюды «Маленький скульптор» один ребенок лепит из другого статую. «Скульптурная группа», «В магазине зеркал».

В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбудимые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Музыкальные игры и этюды снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера и ведомого т.е социально загружают ребенка.

Музыка помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние  в этюде  или игре. Так лирическая музыка способствует общему успокоению, а драматическая возбуждает, повышая жизненный тонус.

Так в книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» представлены и игры и этюды  на выражение различных эмоциональных состояний: внимания («будь внимателен»(стр.64)»Слушать звуки»), «тень (стр. 68)» опыт на стене –тень от руки – тень повторяет все движения человека «В магазине зеркал» (стр.68)

Игра на преодоление двигательного автоматизма игра «Замри» на музыку «клоуны» Кабалевского игра «иголка и нитка»(«вышивание узора») взаимодействия сопереживание «игра в сережки» (стр.80) «насос и мяч»(стр.84) «пылесос и пылинки» (стр.88)

Этюды на выражение основных эмоций – «золотые капельки» (стр.95) удовольствие и радость «вкусные конфетки»(стр. 96)

Удивление, страдание и печаль, отвращение и презрение, гнев, страх, сопереживание («скульптурная группа стр.129»)

Этюды затем используют затем в танцах играх «бармалей»(страх, испуг, интерес), «осенние листья» (импровизация с листьями) Бурениной Этюд осенние листья  стр.54. Чистяковой

Различные эмоции «кто взял ключи от буфета» жилин

Музыкальные игры – ведущая форма  организации ритмических движений. В основе игры чаще всего программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей, развивает творческое воображение.

В яслях игры предельно просты, но вызывают у детей большой эмоциональный отклик, желание играть, плясать с любимой игрушкой.

Например малыши весело пляшут, а потом при появлении игрушечной собачки убегают на свои места. А если в гости пришел мишка, каждый с ним танцует, а другие ребятки хлопают. Музыка в играх доступна и понятна этому возрасту. Часто используется пение взрослых, в котором отражается содержание игр.

В младшем возрасте большое значение играют хороводные игры. Образные движения в хороводе дают большие возможности индивидуального проявить себя, творчески дествовать, активизировать детское творчество.

Они имеют определенный сюжет, который инсценируется в соответствии с литературным текстом и программным содержанием музыки.

Например игра «зайцы и медведь»(муз. Римского Корсакова и В.Ребикова) элемент выразительности наиболее контрастны (высокий регистр и низкий регистр) Игра имеет определенную ситуацию и действия персонажей «зайчики» веселые, резвятся, прыгают, радуются, а медведь большой, тяжелый зайчиков пугает.

Как правило в хороводах используются не сложные  песенки, которые легко запоминаются. В старших группах – сложнее, используются солисты (например музыкальная игра «Теремок» И.Щековой)

У каждого персонажа своя песенка и роль, которая помогает ребенку само выражаться.

В играх драмоманипуляциях дети передают образы отдельных персонажей в соответствии с программой и изобразительной музыкой, используя простейшие движения в соответствии с тематикой и сюжетом игры.

Для того, чтобы игра вызывала у ребенка правильный эмоциональный отклик, сопереживание педагог должен заинтересовать детей, привлечь их внимание к звучанию пьесы, научить откликаться на нее соответствующими действиями. Этому способствуют выразительное исполнение музыки, образцовый и точный показ движений, яркие, четкие пояснения, а также самостоятельные действия каждого ребенка.

Так, например сюжетные музыкальные игры «Бармалей», «Морозец и дети», «Репка», «баба-яга», «карлсон», «новый мяч», «зима в избушке»

Для старшего возраста с рассказами о действиях персонажей с раскрытием музыкально-поэтического образа. «Осенние листья» Куренин

Для младшего возраста «весёлый огород», «чья песенка», «теремок» Кустовой, «Зимние забавы», «колобок смешной бок»

Игры подвижные с музыкой Жилин к.орф «Воробушки (с обручами)», «Зайки и волки» Ивашкиной, «Петушок и горошинки»

Для старших «Сова» Ивакиной, «Игры со звуком» Соколовой, «Два вселых инструмента»

С инструментами «Колокольцы бубенцы» (мл.), «дерижер» (старшие), «Про зайца и охотника», «три веселых инструмента», «звучащая комната», «дед мороз» Кустовой

В несложных музыкальных играх движения чаще всего зафиксированные, хотя заканчиваются они иногда соревнованием («не опоздай», «будь ловким», «ищи игрушку», «игра со звоночками» из «программы воспитания» Васильевой)

Цитата: «Игра непременный спутник детства»

«игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М. Горький

Игра, одна из форм приобщения ребенка к музыке. С ее помощью формируется музыкально образное мышление и развиваются эмоциональная культура. Способность мыслить образами и эмоционально реагировать –это качества, являющиеся мостом для проникновения музыки во внутренний мир маленького человека. Любой материал должен подаваться в игровой форме, это поможет ввести детей в мир музыки постепенно, не нарушая их привычного мировосприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы, используемыедля развития интеграционного качества ,,Эмоционально-отзывчивый"

Игры и упрупражнения используемые для развития у детей 5-7 лет умения  видеть,узнавать, называть, изображать, понимать эмоциональное состояние не только другого человека, но и свое....

Игры, этюды на развитие эмоциональной сферы

Игры, этюды на развитие эмоциональной сферы - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее...

Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников

Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Этюды на развитие эмоциональной сферы детей

Варианты игровых занятий по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста....

Картотека игр и этюдов на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Игры и этюды на развитие эмоционального интеллекта  помогут ребенку понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции, воспроизводить эмоции и черты характера через ж...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...

Материалы педагогического опыта работы в детском саду "Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки"

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человечески...