Знакомство детей старшего дошкольного возраста с изготовлением традиционной тряпичной куклой-закруткой
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Витькина Лариса Дмитриевна

Педагогическая мвстерская посвящена теме "Народные куклы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с изготовлением традиционной тряпичной куклой-закруткой.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Тема моего выступления посвящена игрушке – народной кукле, в которую играли наши предки. Впереди нас ждёт практическая часть, мы будем создавать кукол своими руками. Надеюсь, что вы узнаете что-то новое, интересное и необычное для себя.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и как её средство – игрушка. С её помощью дети знакомятся с цветом, формой, окружающей действительностью, социальными ролями. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребёнка недооценивается. Во что же играют современные дети? Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако мы редко задумываемся над вопросом, а какую пользу они могут принести нашим детям и сколько вреда? Современные игрушки – это анти игрушки. Современных кукол Барби или Винкс почему-то не хочется кормить с ложечки, прижимать к себе, укачивая. Детей привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных боевиков, забывая о реальном мире. И как результат такого воздействия у детей наблюдается: повышенная агрессия, тревожность, раздражительность, неумение строить межличностные отношения, появление страхов и фобий.

Особое место среди игрушек заняли куклы. Главный  посыл современной куклы – быть красивой, гламурной. А такие качества как доброта, нежность, хозяйственность уходят из игры современных девочек. Современные игрушки для мальчиков всё дальше уходят от образа человека, все больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями, силой, жестокостью, отсутствием внутреннего мира.

В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и психоэмоционального развития ребёнка. Игрушка для ребёнка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры.

Игрушка закладывает в душу ребёнка первоначальные понятия добра и зла, должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах имеется минимальное количество игрушек при всём многообразии. Как выйти из этой ситуации? Сделать самим, своими руками! Ведь осязая руками натуральный материал, рука ребёнка получает правдивую информацию о мире. Играя же с пластмассовыми игрушками, ощущаешь лишь холодную, гладкую поверхность. Нагружая информацией руку, ребёнок нагружает свою кору головного мозга. Фантазия и образное мышление «достроит» из любой «примитивной» куклы всё что угодно.

Где же нам взять такую куклу, которая соответствовала бы всем вышеуказанным требованиям?

Обратимся к нашей культуре. Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Уходя корнями вглубь веков и будучи связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.

Давайте немного оглянемся на историю рождения русской народной куклы, которая является частью народных традиций. Не зря в народе говорят «кто в куклы не играет, тот счастья не знает».

В куклы играли бабушки и прабабушки всех сословий, в них играли и в царских дворцах и в крестьянских избах. С пяти лет такую куколку могла сделать любая девочка. Кусок ткани, свёрнутая в скалку тряпочка, наряд из пёстрых лоскутков, коса – кукла готова.

Главная особенность народной куклы заключалась в том, что её изготавливали без ножниц и иглы и безлика. Для ребёнка игрушка будет подружкой и оберегом одновременно. Поэтому не надо колоть её иглой. А делать лицо по народным поверьям нельзя, т.к. такая кукла может обрести душу и стать опасной для ребёнка.

Все куклы делились на 3 группы:

  • Обереги
  • Обрядовые
  • Игровые

- Обереги предназначались для оберега семьи дома, детей от злых духов.

- Обрядовых кукол было великое множество, их мастерили к каждому православному празднику или обряду (рождение, свадьба)

- Игровые – это просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

ПЕЛЕНАШКА-ОБЕРЕГ

Куколку изготовляли из куска ношенной ткани вобравший запах и тепло мамы. Куколку подкладывали в колыбельку до крещения.

КУКОЛКА-КОЛОКОЛЬЧИК (куколка добрых вестей)

Похожа на солнышко, у куколки три юбки. Счастье тоже состоит из трёх частей: если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек счастлив. Даря такой колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие вести и дарить радость и хорошее настроение.

КРУПЕНИЧКА (зерновушка)

Тряпичная кукла на оберег, на сытость, достаток в семье, хозяйственность. Крупеничку  заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу.  Во время неурожая из куклы отсыпали зерно, варили кашу. Если кукла была худая, значит в дом пришла беда, голод.

КУБЫШКА-ТРАВНИЦА

Наполнена душистой, лечебной травой. Куколку нужно помять, пошевелить и по комнате  разнесётся травяной дух, который отгонит  болезни. Защитница от злых духов , болезни и добрая утешительница.

ВЕПСКАЯ КУКЛА (капустка, рванка)

Символизирует плодородие, достаток. Белолица, грудаста и уряжена хоть куда.

КУКЛА-СЕМЬЯ

Имеет шесть детей. Символ материнской любви и заботы. Сколько б не было детей, всех она любит и заботится о детях.

Формы работы организации учебного процесса разнообразны. Это и мастер класс, игра, презентация, конкурсы, выставки.

Но значение такой формы как педагогическая мастерская – переоценить сложно, главным принципом которой является принцип «Все равны, все способны». Такая форма работы побуждает детей слышать и слушать, в процессе работы создаётся доверительная, творческая атмосфера, рождается чувство общности. В ходе работы использую как групповую деятельность с  детьми, так и работу в парах, индивидуальную работу.

Обучая детей мастерить кукол, я убедилась что полученные реальные знания и умения важны не менее, чем сама атмосфера творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Богатая фантазия детей, нестандартность их мышления, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат – хоровод ярких, пёстрых и праздничных кукол.

А главная ценность русской народной куклы в том, что она не утратила прекрасной способности дарить детям радость!

Поэтапное изготовление куклы-самокрутки

  1. Основу может выполнять плотно свёрнутый картон, перевязанный ниткой или резинкой (это будет туловище) (рис.1)
  2. Сверху кладём кусочек ваты и накрываем тулово куском ткани (20×20) строго по центру. Натянем ткань и закрепим ниткой в том месте, где будет шея. (рис.2)
  3. Разведем в разные стороны 2 противоположных угла квадрата – это руки, а 2 других опустим вниз, закрепив нитку на талии. Уголочки рук перевяжем ниткой у «запястья» (рис 3)
  4. Остаётся украсить основу куклы самокрутки. Вырежем из квадрата юбку-солнце. Оденем на куклу и закрепим цветным передником. На голову повяжем цветной платок. Украсим тесьмой талию и лоб. Куклу можно украсить бусами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам традиционной культуры Архангельской области

В статье представлен опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с историей родного края, народными праздниками, обрядами и традициями в рамках проекта "Своя земля и в горстке мила..."....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления игрушек по технике оригами...

Статья "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с традиционной мезенской росписью "

Вызвать интерес к изучению народной, традиционной мезенской росписи....

Мастер- класс для детей старшего дошкольного возраста по изготовлению креативной открытки "Круглая открытка"

Данный мастер- класс рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В каждом доме есть много бросового материала, который мы, не задумываясь,выбрасываем. Диски от музыкальных ц...

«Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по изготовлению и использованию различных тренажеров для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики дома»

Выполнение упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике сами по себе не интересны, проходят без желания выполнять рекомендации и упражнения педагогов.Если использовать тренажеры, изготовленн...