«Гендерное воспитание дошкольников по средствам фольклора»
презентация на тему

Гендерное воспитание дошкольников по средствам фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_doshkolnikov_po_sredstvam_folklora.pptx869.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Гендерное воспитание дошкольников по средствам фольклора» Саблина С.В. БДОУ «Детский сад № 194 комбинированного вида»

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют нас, педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей. Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Слайд 3

Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Каждый индивидуум принадлежит к одной из этих групп, к одному из двух полов. Человек является существом либо женского, либо мужского пола. Ге́ндер - (от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Слайд 4

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: гендерное ,художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Слайд 5

Полоролевое воспитание в России ( XV-XIX век)

Слайд 6

Когда-то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка. Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником. Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

Слайд 7

С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка. Мать, укачивая своего малыша, в колыбельной песне обращается непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…», « Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», « Спи, доченька маленькая…». Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях – величаниях мальчиков и девочек. Величание для мальчика: Мой сыночек, мой дружочек, Мой сиреневый цветочек, Молодец да удалец, В волосах твоих венец. Храбрый, смелый богатырь, Ты добро приносишь в мир. Величание для девочки: Моя девочка – прелестница, Мастерица и кудесница! Зорькой алой умывалась И с рассветом просыпалась. Маме с солнцем улыбнулась- Лучики лица коснулись.

Слайд 8

Пестушки, потешки для мальчиков и девочек Спи, Ванюшка, Спи, родной. Спи, Ванюшка, Спи, усни, Не вздымай головы, Бай да люли, Будет пора, Да разбудим тебя. Спи, спи, усни, Будешь большой, Будешь рыбку ловить, Тетерку ловить, Будешь лес рубить, Татку, мамку кормить. Маша в гости приглашала, Маша в гости зазывала: Приходи, Ванюша, Приходи, Петруша, А Никитушка – ну, пожалуйста! Маша деток привечала, Маша деток угощала: Вот Ванюше блинчик, Вот Петруше блинчик, А Никитушке – Мятный пряничек.

Слайд 9

Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки Для мальчиков: … Будем рано разбужать, На работку посылать, На работу на таку, Да на веселую страду, Будем сено косить, Да будем в кучки носить. Будешь большой, Будешь рыбку ловить. Тетерьку ловить, Будешь лес рубит Тятьку, мамку кормить. Идет Кузьма из кузнецы, Несет Кузьма два молота. Тук, тук, тук! Вот ударим разом вдруг: Для всех людей, Накуем гвоздей! Для девочек: Аленка – малёнка Шустра, быстра: Грибов насобирала, Носок довязала, Сарафан дошила, Воды наносила. Везде поспела В охотку ей дело. Посылали молодицу Под горушку по водицу. А водица далеко, А ведерко велико. Наша Катя подрастет, Катя силы наберет, Станет по воду ходить, Вёдра красные носить.

Слайд 10

От девочек и мальчиков младщего возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Пошла Маня на базар, Принесла домой товар: Родной матушке – платок, Братьям-соколам – По козлиным сапогам, Сестрицам – лебедицам – До по новым рукавицам. Баю-баюшки, бай-бай, Глазки, Маша, закрывай. Я тебя качаю, Тебя величаю. Будь счастлива, будь умна, При народе будь скромна. Спи дочка, до вечера, Тебе делать нечего!

Слайд 11

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства, такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина». По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Слайд 12

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. Доступны и близки детям дошкольного возраста русские народные сказки «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и д.р. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, учат почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Слайд 13

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» «Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»; «С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;и д.р.

Слайд 14

Таким образом, роль народного фольклора и русских традиций является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Эта работа всегда живая, интересная, разнообразная, яркая, красочная, образная, увлекательная, веселая и высокоэффективная. Она укрепляет ниточку, которая связывает поколения. Чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор и гендерное воспитание дошкольников

Материал знакомит читателя с опытом наших предков (русская семья)  в воспитании детей с помощью фольклора. Приводятся примеры....

Художественно - эстетическое воспитание дошкольников по средствам фольклора

Первое знакомство ребенка с искусством начинается  с фольклорных произведений. первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, затем и другие формы устного народного творчества. Как прави...

Роль народного фольклора и русских традиций в гендерном воспитании дошкольников .

 Когда-то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянн...

«Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной русской культуры»

Проект совместной деятельности  с детьми подготовительной группы воспитателя, педагога-психолога и учителя-логопеда "Гендерное воспитание дошкольников средствами традиционной ...

Обобщение опыта. Тема "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности."

Презентация "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности"...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...