ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОВЗ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Журавель Надежда Ивановна

Врожденное или приобретенное в раннем возрасте нарушение слуха оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Именно поэтому, формирование устной речи и развитие слухового восприятия является важнейшим условием психического и речевого развития детей с нарушением слуха.

Основные направления: 2 вида

  1. Работа в образовательной организации. 2 состовляющих:
  • Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире.
  • Развитие слухового восприятия на специально   организованных занятиях. (формы работы: индивидуальные и групповые занятия.)

На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты).

Индивидуальные занятия  проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения.

Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих.

  1. Организация развития слухового восприятия в семье.  

Также 2 состовляющих:

  •  Сопутствующее сопровождение.
  •  Планомерное сопровождение.  Это специально организованная работа в течение определенного времени. Педагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОВЗ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА

1 слайд

Врожденное или приобретенное в раннем возрасте нарушение слуха оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Именно поэтому, формирование устной речи и развитие слухового восприятия является важнейшим условием психического и речевого развития детей с нарушением слуха.

2 слайд

Основные направления: 2 вида

  1. Работа в образовательной организации. 2 состовляющих:
  • Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире.
  • Развитие слухового восприятия на специально   организованных занятиях. (формы работы: индивидуальные и групповые занятия.)

На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты).

Индивидуальные занятия  проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения.

Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих.

  1. Организация развития слухового восприятия в семье.  

Также 2 состовляющих:

  •  Сопутствующее сопровождение. 
  •  Планомерное сопровождение.  Это специально организованная работа в течение определенного времени. Педагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей.

3 слайд (фото)

Выбор индивидуальной стратегии коррекционной работы определяется языковой, или как это теперь принято понимать шире, коммуникативной компетенцией ребенка, - его способностью владеть невербальными и вербальными средствами общения.

4 слайд

Можно выделить три категории особенностей коммуникативной компетенции детей с нарушением слуха:

1. довербальные дети - у которых отсутствуют навыки ранней коммуникации. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых жестов и указательный жест. Кроме того, для обозначения дискомфорта, удовольствия, протеста, желаний и потребностей, дети используют эмоциональные звуки, крики и плач. Понимания обращенной речи нет.

2. дети переходной группы, начинающие использовать звукокомплексы, звукоподражания. Они понимают небольшой набор простых бытовых инструкций, реагируют на собственное имя. Имеется контакт "глаза в глаза".

3. дети с функциональной речью, которые используют устную речь для общения. Собственная речь представлена простыми (двух-трех - словными) фразовыми конструкциями. Лексический запас сужен, слоговая структура многих слов искажена, отмечаются полиморфные нарушения произношения, нарушения просодических характеристик речи. Понимание обращенной речи на бытовом уровне.

5 слайд

Этапы реабилитации  детей с нарушениями слуха:

I этап – исключительно связан  с развитием у ребенка начального интереса к звукам, должны быть настроены КИ, СА  (3 – 12 недель).
        II этап – основной период развития слухоречевого восприятия с КИ, с СА. Формируем способность анализировать окружающие звуки и речь, как звуковые сигналы. За этот период нужно сформировать умение различать и узнавать все звуки речи (6 – 18 мес). Сроки индивидуальны.

III и IV этапы работы связаны с языковым периодом развития восприятия речи и собственной речи. Длительность этих этапов более 5-ти лет.

Условия, необходимые для развития речи у детей с нарушением слуха:

1. Ребенок должен постоянно носить СА или КИ.
2. СА или КИ должны быть правильно настроены!
3. Обеспечить хорошие условия для восприятия звуков, поскольку детям даже в СА и КИ трудно учится слушать в шумных помещения.
4. Дать возможность ребенку слушать разные речевые и неречевые звуки.
5. Создать условия для общения ребенка в разных ситуациях (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей).
6. Создать условия для накопления у ребенка положительного опыта в слушании и общении.
7. В процесс развития и воспитания следует вовлечь всех, заботящихся о ребенке: родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, сверстников, педагогов
.

6 слайд

Работая над развитием речи тугоухих детей, на логопедических занятиях мы ставим цель: формирование и развитие у дошкольников с нарушением слуха навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.

Решаем следующие  коррекционные задачи:

  • формирование и совершенствование слуховой функции;
  • обогащение представлений о мире неречевых звуков;
  • формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи.
  • формирование правильного звукопроизношения. Исходной единицей при обучении произношению является слово, так как в нем реализуются все стороны произношения. Дети усваивают его произнесение в основном при подражании речи взрослых, воспринимая на слух. Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. Не имея возможности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдифференцировать его от сходных звуков, ребенок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией.
  • формирование и активизация словаря, уточнение лексического значения слов;
  • обучение пониманию и использованию в речи различных конструкций фраз и предложений;
  •  овладение разными формами речи, усвоение грамматических категорий; развитие связной речи.

7 слайд

Составными компонентами логопедического воздействия являются следующие разделы работы:

Формирование произносительной стороны речи:

 а) фонетико-фонематическая сторона речи (работа по автоматизации и дифференциации звуков; связь работы над фонемами с закреплением в письменной речи, предупреждение и преодоление ошибок, связанных с фонематическими трудностями; обучение различным видам языкового анализа);

 б) слоговая структура слова (развитие восприятия и произношения слов различной слоговой сложности): определение наличия или отсутствия искажения в слове; угадывание нормативного слова, прогнозирование финального и инициального элемента, структурное оформление лексических единиц различного слогового состава;

 в) ритмо-интонационная сторона речи. Сюда же относится работа над интенсивностью речи, изменение высоты, темпа, реализация различных интонационных композиций и эмоциональных оттенков.

 Развитие речи:

 а) коррекция устной и письменной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя);

 б) развитие связной речи (диалогической и монологической, устной и письменной).

Используются следующие виды занятий:

 • занятие по произношению

• занятие по развитию речи;

• комбинированное занятие.

Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю:

первое занятие – произношение,

 второе занятие – развитие речи;

третье занятие – комбинированное.

 Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада.

8 слайд

Методы и приемы делятся  на группы: наглядные, вербальные и смешанные.

Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи: 

• использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);

• демонстрация слайдов, учебных фильмов;

• демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

 • подбор синонимов, антонимов;

• перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);

 • подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);

 • морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);

 • подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);

• негативные определения (беспорядок – нет порядка);

• тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);

• опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).

Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).

9 слайд

Фото с объяснением

10 слайд

Примерный календарный план

11 слайд

Благодарю

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОВЗ

С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА

Учитель-логопед

Журавель Н.И.

г. Югорск

2017 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОВЗ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА Составила учитель-логопед МБОУ «СОШ № 6» Журавель Н.И .

Слайд 2

Основные направления : Работа в образовательной организации: - Сопутствующее сопровождение. Эта работа не требует специальной организации, так как она проходит в рамках событий дня. Общение проходит на фоне звуков окружающей среды. Все это обеспечивает естественные условия для работы над развитием слуха ребенка, обучения его ориентироваться в звучащем мире. - Развитие слухового восприятия на специально организованных занятиях . (формы работы: индивидуальные и групповые занятия .) На занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). - Организация развития слухового восприятия в семье . - Сопутствующее сопровождение. - Планомерное сопровождение. Это специально организованная работа в течение определенного времени. Педагог рекомендует материал для занятий. Родители дополняют его своим речевым материалом, связанным с жизнью и бытом семьи. Виды работы достаточно разнообразны: игры, отработка домашнего задания, просмотр телепередач, прослушивание аудиозаписей.

Слайд 4

Особенности коммуникативной компетенции детей с нарушением слуха: довербальные дети: у которых отсутствуют навыки ранней коммуникации. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых жестов и указательный жест . дети переходной группы: начинающие использо-вать звукокомплексы , звукоподражания, и меется контакт "глаза в глаза". дети с функциональной речью: которые исполь-зуют устную речь для общения. Понимание обращенной речи на бытовом уровне.

Слайд 5

Этапы реабилитации детей с нарушениями слуха I - начальный II - основной III – 3 и 4 этапы IV – связаны с развитием восприятия речи и собственной речи Условия, необходимые для развития речи у детей с нарушением слуха

Слайд 6

Цель: формирование и развитие у дошкольников с нарушением слуха навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Задачи: формирование и совершенствование слуховой функции; обогащение представлений о мире неречевых звуков; формирование у детей внятной, членораздельной, естественной речи. формирование правильного звукопроизношения. формирование и активизация словаря, уточнение лексического значения слов; обучение пониманию и использованию в речи различных конструкций фраз и предложений; овладение разными формами речи, усвоение грамматических категорий ; развитие связной речи.

Слайд 7

Компоненты логопедического воздействия Формирование произносительной стороны речи: фонетико-фонематическая сторона речи; слоговая структура слова ; ритмо-интонационная сторона речи Развитие речи: коррекция устной речи (расширение, уточнение, активизация словарного запаса, формирование грамматического строя); развитие связной речи (диалогической и монологической).

Слайд 8

Методы и приемы для расширения лексического запаса речи: Наглядные приемы использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений); демонстрация действий и создание наглядных ситуаций. демонстрация слайдов, учебных фильмов. Смешанные приемы используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием). Вербальные приемы подбор синонимов, антонимов; перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами; подбор определений; морфологический анализ структуры слова; тавтологические толкования; опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова .

Слайд 10

Календарный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком (4-5 лет) с ОВЗ МБОУ СОШ № 6 на 2016-2017 учебный год. Фамилия, имя ребёнка расписание Дата, время Содержание работы Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, речевого слуха Развитие мелкой моторики рук Обогащение словаря Развитие грамматического строя речи Понедельник 16.30-16.50 Четверг 16.00-16.15 Игры на звукоподражание «Повтори звуки» П/и «Как называются наши пальчики?» Тема «Овощи». Игра «Назови одним словом» Тема «Овощи» Игра «Назови ласково»

Слайд 11

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической коррекционно- развивающей работы с детьми ФФНР

Программа разработана для коррекционной работы с детьми ,ФФНР.  Составлено календарно-тематическое планирование с детьми начиная с детьми  со среднего возраста...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, дви...

Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»

Инклюзивное образование   («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...

Технологическая карта организации подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности с детьми в младшей группе по теме «Мой любимый детский сад. Помоги доктору»

Разработанное занятие, помогающее преодолению стрессовых состояний у детей с осложненным течением адаптации к детскому саду, страха перед медицинскими работниками, снижение импульсивности, тревог...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми

Основные правила установления контакта, создания оптимальных условий для работы....