Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, с тяжелым нарушением речи.
консультация по коррекционной педагогике

Татаренцева Евгения Владимировна

Предварительный просмотр:

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, с тяжелым нарушением речи.

К.Д. Ушинский [2, c. 112]. :«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Л.А.Венгер,  Д.Б. Эльконин [2, c. 110].  говорит,что «Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.» В исследованиях многих психологов  отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. По мнению психологов,она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Итак,актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:

      - ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;  

  -использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

-применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.     Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым [3, c. 64]. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.   В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

 1. Предметные 

2. Предметно-схематические модели. 

3. Графические модели (схемы)  

   Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука ( согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий), слова ( определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец), то есть развивать все стороны речи.

Использование наглядного моделирования особенно важно для детей с ОНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев)[3, c. 21]. . Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит - готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Н. Алексеева[4, c. 17]. .

  Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение  информации.  

  Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование  мнемотехники для  дошкольников сегодня становится  все более актуальным, т. к. в современном  мире  много закодированной информации в виде символов, схем,  и важно ребенка научить  перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В коррекционно-педагогической  работе мнемотехника помогает в развитии:

•        связной речи;

•        ассоциативного мышления;

•        зрительной и слуховой памяти;

•        зрительного и слухового внимания;

•        воображения;

•        ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам  и позже - к мнемотаблицам и коллажам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. 

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения  режимных процессов и т.д.

Виды мнемотаблиц:

•        Развивающие (тренинг основных психических процессов)

•        Обучающие.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается   схематическая   мнемотаблица.

Коллаж - (от фр. collage — приклеивание). Это изображение, основанное на   неожиданности сочетания разнородных материалов. В мнемотехнике это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Мнемоколлаж используется для закрепления различных методов запоминания; развития фотографической памяти ребёнка; расширения словарного запаса, образного восприятия; развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:   Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.  Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая  последовательность, т.е. отработка метода запоминания.  Графическая зарисовка мнемотаблицы.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

При работе над заучиванием стихотворных текстов с  помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2.Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3.Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.

4. Объяснение  значения непонятных слов в доступной для детей форме.

5.   Повторное  чтение с  установкой на запоминание.

6.Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7.   Чтение  стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей  последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной  и вербальной  памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

 Список литературы:

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники /Санкт-Петербург«ДЕТСТВО-ПРЕСС».,2005 .-74с.

2. Венгер Л. А. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Вегнер, О. М. Дьяченко. – /Москва:Высшая школа,1989.-144 с. 

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием /Москва: Академия,2005.-158с.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В.-Москва :Сфера, 2008. — 64 с.

5.Поваляева М.А. Справочник логопеда  / Ростов на Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Арт-терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Материалы  презентации  раскрывают  основные  направления и  виды  современной арт-терапии, используемые  в работе  с детьми  с тяжелым нарушением речи....

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, дви...

Осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи посредством применения практики «Сказки на степ - платформах»

Представить опыт работы по использованию практики «Сказки на степ - платформах», как один из способов коррекционно – развивающей работы с детьми с  тяжелыми нарушениями ре...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны...

"Применение здоровьесберегающих технологий - как фактор эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи".

В статье представлена информация о практическом применении в коррекционно-образовательной деятельности педагогических технологий, сберегающих здоровье детей-логопатов, способствующих достижению максим...

Проект «Применение информационно – коммуникативных технологий в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ»

Применение в воспитательно – образовательном процессе информационно - коммуникативных технологий (мультимедийных презентаций, игр, слайд – шоу, видеороликов и т.д.), позволяет сделать мате...