Статья "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников".
статья на тему

Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Размышляя над этими вопросами, можно подумать о театре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность

как средство развития

творческих способностей у дошкольников.

        В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление дать детям знания, научить их считать, писать, читать, но каждый год в детский сад приходят разные дети с отклонениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Они меньше удивляются и восхищаются, все реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны: куклы Барби, компьютеры, игровые приставки.

        Вместе с тем, наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. «Творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».

        Творчество – это совершенствование человеком самого себя, прежде всего, в духовной сфере.

- Как же разбудить в детях интерес к миру, к самим себе?

- Как заставить их душу трудиться?

- Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью

жизни?

- Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать,

выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Размышляя над этими вопросами, можно подумать о театре.

        В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.

Театрализация – это, в первую очередь, импровизация, оживление предметов и звуков. И важную роль в этом играет театрализованная деятельность. В рамках данной деятельности можно выделить следующие направления работы:

  • Развитие эмоциональной сферы детей.
  • Приобщение к азам театрализованной деятельности.

        Этапы работы по организации театрализованной деятельности:

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем, незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако, развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

        Очень нравится малышам, когда на занятие приходят куклы театра би-ба-бо (Петрушка, Принцесса, дед, бабка). Дети с удовольствием вступали с ними в беседу, отгадывали загадки, описывали предметы, которые

они предлагали рассмотреть. На занятиях учили потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывали их, используя жесты, движения, мимику.

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Исходя из особенностей психического развития детей младшего дошкольного возраста, театрализованные игры, строятся на материале

знакомых сказок. Например, «Встреча в лесу» – игра построена на основе сказки «Колобок»; «В гости к бабушке» – на основе сказки «Репка».

        В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

        В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

        Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники – сказку целиком. У дошкольников 6 – 7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи – куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

        Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.
  • Происходит развитие различных анализаторов.
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера.
  • Происходит коррекция поведения.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

        Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Итак, театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой личности. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой це...

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

Индивидуальный план по самообразованию " Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей"

Цель:Приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.Задачи:1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.2. Привлекать детей к совместной театрализованной дея...

Проект Музыкально-ритмическая деятельность как средство творческих способностей старших дошкольников

Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-ритмический деятельности...

Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей»

Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей»...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье освещаются вопросы поддержки детской инициативы в дошкольном учреждении и дома. Автор уделяет особое внимание значимости влияния взрослого на развитие детской инициативы в игровой деятельност...

Выступление на методическом объединении по теме :"Отчет по самообразованию по теме «Палочки Ф. Кюизенера как средство математических способностей у дошкольников».

Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной , интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры в детстве влияют на дальнейшую учебу ребенка в школе, учат его принимать реше...