Развитие способности к импровизации и творчеству у детей с нарушением зрения
консультация на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Особенности развития регуляции действия у детей с нарушением зрения раскрывают сложное переплетение различных причин, обуславливающих нарушения формирования у них произвольных движений. В свою очередь, формирование произвольных движений играет важную роль в общем развитии ребенка с нарушением зрения.

Особенно важное значение имеет то, что двигательная недостаточность при нарушении зрения является составной частью ведущего дефекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ИМПРОВИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСТВУ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Особенности развития регуляции действия у детей с нарушением зрения раскрывают сложное переплетение различных причин, обуславливающих нарушения формирования у них произвольных движений. В свою очередь, формирование произвольных движений играет важную роль в общем развитии ребенка с нарушением зрения.

Особенно важное значение имеет то, что двигательная недостаточность при нарушении зрения является составной частью ведущего дефекта.

На занятиях физическими упражнениями это проявляется, прежде всего, в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, косности сформированных навыков, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

Анализ результатов проведенных сравнительных исследований выполнения детьми с нарушением зрения  и нормально видящими физических упражнений, в частности однотипных упражнений, в которых в одном случае требовалось проявление максимальных физических усилий, в другом – преобладало требование четко проектировать в сознании действие и точно регулировать его направление, амплитуду, быстроту, мышечное усилие показал, что специфические особенности моторики у детей с нарушением зрения связаны прежде всего со зрительной недостаточностью.

У детей с нарушением зрения выработка двигательных действий происходит по сравнению с нормально видящими медленнее вследствие ограничения возможности внесения корректив в общую структуру движений по ходу действия.

Однако в развитии способности к импровизации и творчества в двигательной деятельности детей с нарушением зрения особых различий с нормально видящими нет. Эффективность обучения двигательным действиям во многом определяется функциональным состоянием основных анализаторов. Двигательные представления формируются в сознании детей лишь в результате многократного повторения. Немаловажную роль играет показ упражнений, движений. Первостепенное значение в формировании у детей с нарушением зрения представления об изучаемом движении, в понимании его формы и содержания, осмысливании и устранении ошибки приобретают словесные методы обучения. Краткая образная и понятная речь определяет успех применения методов обучения.

В прыжках в длину воспитатель говорит: «Ручеек стал шире. Что надо сделать, чтобы его перепрыгнуть? Вспомните, как взлетает птичка. Правильно. Машите руками, как птицы взлетают с места, только наши крылья взмахивает вверх вперед».

При проведении физкультурных развлечений, занятий, праздников можно использовать не только традиционное их проведение, но и применять методику, направленную на развитие творчества в двигательной деятельности, укрепление физического и психического здоровья детей.

Работая с детьми с патологией зрения, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей. Поскольку у детей преобладает наглядно-образное мышление, на использовании этого фактора может быть построена система занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастики. Создание мыслительного образа и воплощение его с помощью выразительных движений, характерных для того или другого сказочного героя, формирует у детей способность к творческому мышлению.

На занятиях педагог дает детям образные задания «догоняем сыщика», «перепрыгиваем ров», «бросаем снежки», «проникаем в замок через потайной лаз», «убегаем от преследования», «играем на гармошке» и т. д. Это помогает наполнить смыслом выполняемые упражнения, быстрее овладеть ими. Для детей, которые себя чувствуют скованно и не проявляют способности к импровизации полезно выполнение пластических этюдов. «Загадки»: ребенок изображает отгадку загадки (воробей, аист, медведь, зайчик, курочка, цыплята).

В младшем и среднем возрасте основным методом выступает метод импровизации. Он способствует формированию у детей представления о средствах двигательной выразительности, помогает войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять новый образ, вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз: жучки упали на спину, шевелят лапками, не могут подняться, бабочки перелетают с цветка на цветок, пьют цветочный сок, показывают друг другу красивые крылышки

Приобретенный на музыкально-двигательных занятиях опыт дети учатся воплощать в образы персонажей сюжетных занятий, а впоследствии – создавать новые двигательные связки и композиции. Творческие задания даются педагогом в виде придумывания новых упражнений и жестов. Например: изобразить трусливого зайчишку, смелого петуха, грустного щенка, страшного серого волка и т.д. Для этой цели используются пластические этюды: осенний листопад, дождик, отлет птиц.

Старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и преобразовывать его структуру. Этому способствуют творческие композиции. Посредством движений и поз дети отгадывают двигательные загадки, показывают действия по сказкам, различным сюжетам ( дети изображают как старый дед несет тяжелый мешок, как растет репка и т.д.). Знакомые упражнения обновляются новыми структурными частями.

В процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения.

Приведу пример коррекционного занятия «Перелет птиц». Детям предлагается изобразить тренировку птиц перед полетом: оно расправляют крылья, тренируют лапки, учатся перестраиваться в полете, затем птицы отправляются в полет, перелетают через препятствия. В пути помогают другим птицам, которые ослабли. Птицы отдыхают на острове, клюют зерна, водят хоровод, выступают все вместе против хищников, которые прячутся в кустах. В спортивном развлечении «Космонавты» дети изображали подготовку космонавтов к полету, сооружали ракету из кубиков, показывали, какие позы принимают космонавты в состоянии невесомости.

На физкультурном развлечении «Моряки и летчики» дети с удовольствием изображали действия моряков на корабле, лодке, летчиков – в полете. В соревновании между командами выбирали самого смелого и умелого, кто наиболее выразительно выполнял зрительно - двигательные гимнастики  «Самолеты», « Капитаны», участвовал во всех этапах соревнований.

В ходе регулярных занятий педагоги замечают, как растет интерес и внимание детей к действиям педагога, как они учатся слушать музыку и ждут продолжения сказки или сюжета, как обогащается эмоциональный опыт детей, развивается творческое воображение, фантазия, инициативность и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи» (в I младшей группе для детей с нарушением зрения).

Приоритетная образовательная область: коммуникация.Тема: «Поможем маме-кошке найти котенка».Приоритетная образовательная область: коммуникация.Цель непосредственно образовательной деятельности – в игр...

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

Развитие словесного творчества у детей с нарушениями зрения на основе восприятия литературных произведений

Слово может быть не только средством воображения, но и его "строительным материалом". Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребен...

Кружок Прикладного творчества для детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группе «Поролоновая сказка»

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового....