Главные вкладки

    Дистанционное обучение: Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 1. Модуль 3 Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в свете ФГОС
    учебно-методический материал по теме

    Алексеенко Андрей Анатольевич

    Тема 7 - Психолого-педагогическое сопровождение

    Тема 8 - Карта психолого-педагогического сопровождения

    Тема 9 - Основные направления и технологии

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тест начат

    Пятница, 1 Апрель 2016, 20:37

    Состояние

    Завершено

    Завершен

    Пятница, 1 Апрель 2016, 20:42

    Прошло времени

    4 мин. 19 сек.

    Баллов

    11,00/11,00

    Оценка

    100,00 из 100,00

    Отзыв

    Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

    Вопрос 1

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    Понятие «сопровождение» трактуется исследователями по-разному. Определите, кому принадлежат данные определения.

    Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь;

     

    Ответ 1Верно

    Сопровождение - взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого;

    Ответ 2Верно

    Сопровождение - система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений;

    Ответ 3Верно

    Педагогическое сопровождение - особая форма деятельности преподавателя, направленнуая на взаимодействие по оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выборе способов поведения, принятии решений.

    Ответ 4Верно

    Вопрос 2

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    03. Образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) является

    Выберите один ответ:

    a. объектом психолого-педагогического сопровождения; Верно

    b. предметом психолого-педагогического сопровождения;

    c. целью психолого-педагогического сопровождения;

    d. задачей психолого-педагогического сопровождения.

    Вопрос 3

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    04. Ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослые, сверстники), с самим собой является

    Выберите один ответ:

    a. объектом психолого-педагогического сопровождения;

    b. предметом психолого-педагогического сопровождения; Верно

    c. целью психолого-педагогического сопровождения;

    d. задачей психолого-педагогического сопровождения.

    Вопрос 4

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    05. Обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) является

    Выберите один или несколько ответов:

    a. объектом психолого-педагогического сопровождения;

    b. предметом психолого-педагогического сопровождения;

    c. целью психолого-педагогического сопровождения; Верно

    d. задачей психолого-педагогического сопровождения.

    Вопрос 5

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    06. Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению являются:

    Выберите один ответ:

    a. профилактика;

    b. диагностика;

    c. консультирование;

    d. развивающая работа;

    e. коррекционная работа;

    f. психологическое просвещение и образование;

    g. экспертиза;

    h. все ответы верны. Верно

    Вопрос 6

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    07. Формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей - это…

    Выберите один ответ:

    a. профилактика;

    b. диагностика;

    c. консультирование;

    d. развивающая работа;

    e. коррекционная работа;

    f. психологическое просвещение и образование; Верно

    g. экспертиза.

    Вопрос 7

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    08. Это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем -

    Выберите один ответ:

    a. профилактика; Верно

    b. диагностика;

    c. консультирование;

    d. развивающая работа;

    e. коррекционная работа;

    f. психологическое просвещение и образование;

    g. экспертиза.

    Вопрос 8

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    09. Задачами психолого-педагогического сопровождения в дошкольных учреждениях являются:

    Выберите один или несколько ответов:

    a. предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка Верно

    b. психологическое обеспечение образовательных программ Верно

    c. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации Верно

    d. обеспечение готовности к школе

    Вопрос 9

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    10. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат:

    Выберите один или несколько ответов:

    a. возрастные особенности детей на разных периодах развития; Верно

    b. возможности обеспечения дошкольного учреждения;

    c. психолого-педагогические направления деятельности; Верно

    d. профессиональная компетентность педагогов.

    Вопрос 10

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    11. Цель психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника - это

    Выберите один ответ:

    a. помочь ребенку полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в различных видах деятельности; Верно

    b. помочь ребенку полноценно организовать свою игру для достижения успешности в различных видах деятельности;

    c. помочь ребенку полноценно развить свои способности, знания, умения и навыки для успешной подготовки к школьному обучению.

    Вопрос 11

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    02. Для взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализующих личностно-ориентированное обучение, характерны следующие особенности:

    Выберите один или несколько ответов:

    a. равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса; Верно

    b. признание авторитета педагога и его ведущей роли в воспитании;

    c. равное признание активной коммуникативной роли друг друга; Верно

    d. психологическая помощь детям в их развитии;

    e. психологическая поддержка друг друга. Верно



    Предварительный просмотр:

    Тест начат

    Пятница, 1 Апрель 2016, 20:44

    Состояние

    Завершено

    Завершен

    Пятница, 1 Апрель 2016, 20:48

    Прошло времени

    3 мин. 31 сек.

    Баллов

    1,00/1,00

    Оценка

    100,00 из 100,00

    Отзыв

    Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

    Вопрос 1

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    01. В «Карту психолого-педагогического сопровождения дошкольника» входят следующие основные пункты:

    Выберите один или несколько ответов:

    a. результаты анкетирования родителей; Верно

    b. адаптация к условиям детского сада; Верно

    c. сенсомоторное развитие ребенка; Верно

    d. индивидуальная работа с родителями ребенка; Верно

    e. показатели эмоционального благополучия ребенка в ДОУ; Верно

    f. социометрический статус ребенка в группе сверстников; Верно

    g. ориентировочная школьная зрелость; Верно

    h. готовность к обучению в школе; Верно

    i. индивидуальная работа с ребенком; Верно

    j. рекомендации при поступлении ребенка в школу. Верно



    Предварительный просмотр:


    Тест начат

    Пятница, 1 Апрель 2016, 21:07

    Состояние

    Завершено

    Завершен

    Пятница, 1 Апрель 2016, 21:09

    Прошло времени

    2 мин. 8 сек.

    Баллов

    4,00/4,00

    Оценка

    100,00 из 100,00

    Отзыв

    Поздравляем, тест сдан! Успехов в изучении следующей темы.

    Вопрос 1

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    01. При психолого-педагогическом сопровождении детских сюжетно-ролевых игр воспитателям и родителям желательно придерживаться следующих рекомендаций:

    Выберите один или несколько ответов:

    a. открыто не вмешиваться в распределение ролей игр, тех которые возникли стихийно в группе детей; Верно

    b. регулировать справедливое распределение игровых ролей среди детей;

    c. подбирать сюжетно-ролевые игры с таким расчетом, чтобы; у разных детей были равные возможности проявить себя; Верно

    d. поддерживать ценность игры как единственной и главной формы жизни ребенка;

    e. избегать идентификации и фетишизации игры. Верно

    Вопрос 2

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    02. При оказании помощи семье в организации полноценного общения, необходимо учитывать

    Выберите один ответ:

    a. как он относится к семье, к ее отдельным членам;

    b. как относятся в семье к ребенку и как он относится к семье, к ее отдельным членам; Верно

    c. как относятся в семье к ребенку.

    Вопрос 3

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    03. Можно выделить несколько приемов формирования разумных потребностей, специфичных для воспитания именно дошкольников:

    Выберите один или несколько ответов:

    a. ребенку предоставляются «блага», в таком количестве, что он перестает их ценить, обращать внимание, ломает и даже избегает их; Верно

    b. в ребенке воспитывают духовные потребности, и чем они выше, тем более разумны и благородны материальные;

    c. взрослые предлагают ребенку именно то, к чему он стремился, что он хочет, тогда появляется чувство благодарности к ним, уверенности в том, что взрослые всегда на страже его интересов; Верно

    d. взрослые ограничивают информацию (рекламные предложения и др.) о материальных объектах, вызывающих неадекватные потребности у ребенка;

    e. внимание ребенка переводится с одного объекта удовлетворения материальной потребности на другой, более желательный. Верно

    Вопрос 4

    Верно

    Баллов: 1,00 из 1,00

    Отметить вопрос

    Текст вопроса

    04. В дошкольном коллективе существует определенные особенности:

    Выберите один или несколько ответов:

    a. единство целей, норм и правил поведения, выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые», «отверженные»; Верно

    b. в детском коллективе выделяются свои «лидеры», «звезды», «предпочитаемые», но нет «отверженных»;

    c. нет органов управления, как в школьном коллективе, но регулирование отношений, все же происходит по линии неформального лидерства, в рамках своеобразной инфраструктуры связей и взаимодействий; Верно

    d. в коллективе дошкольников нет неформального лидерства;

    e. выразителем, носителем руководящих функций актива выступают воспитатели, наиболее заботливые няни, обслуживающий персонал; Верно

    f. большую роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют личностные особенности детей и их родителей;

    g. огромную роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют родители. Верно



    Предварительный просмотр:

    Практическое задание 3

    Цель: Формирование умений и навыков педагогической деятельности в рамках организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.

    Задание: Прочитайте сюжеты из жизни детей дошкольного возраста и ответьте на вопросы.

    1. «Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды.
    Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички»... И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:

    -- Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!

    Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.

    -- Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!

    -- Кто посмел?

    -- Может быть, это малыши?

    Дети наперебой высказывали свои предположения.
    Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.

    -- Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.
    Воцарилась тишина.

    -- Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей? ... Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:

    -- Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко... Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно... А потом... Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!»

    1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт? 
    2. Какие чувства испытывала девочка?

    Ответ:

    1.Опираясь на «Справочник дошкольного психолога» Широковой Г.А., а также используя сравнительную таблицу ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА практического задания №2,

    хочется отметить, что основные параметры психологического развития ребят старшей группы (Отношения со сверстниками,   Форма общения, Наличие конфликтов и т. д.) в общем и целом уже сформированы. В связи с этим позицию педагога (позицию наблюдателя) считаю действенной и верной в данном случае.

     Воспитатель даёт ситуации назреть, после чего признав наличие проступка, наводит ребят на мысль, что признание и обещание «так больше не делать» искупает таковой и заслуживает прощения.

    2. Девочка обуреваема сильным желанием уйти от ответственности за проступок, тем не менее находит в себе силы признать ошибку и извиниться: данное обстоятельство говорит о правильном векторе воспитания и незаурядном сильном характере.

    2. «Мальчик старшего дошкольного возраста -- Валерик -- принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга сбыла в красивой обложке и со множеством цветных картинок.
    Ребята сразу окружили Валерика, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Валерика, и порвал ее.

    Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:

    -- Я не виноват! Не надо было Валерику так крепко ее держать, она и не порвалась бы...

    -- По-твоему, значит, виноват Валерик? А как вы, ребята, считаете? -- обращается воспитательница ко всем ребятам.

    Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:

    -- Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!

    -- Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так...
    Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.
    Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Валерику, взял за руку и сказал:

    -- Не сердись на меня... Я ведь не хотел, чтобы так случилось...»
    (Л. Ф. Островская. Надо ли наказывать детей. М., «Просвещение», 1967, стр. 69--70.)

    1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей. 
    2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?

    Ответ:

    1. Признание наличия проблемы, а также поиск и находка решения данной ситуации: ребята согласились, что поступок был нехорошим, но что Кирюша поступил так ненамеренно и стоит попытаться исправить ситуацию (извиниться и, допустим, склеить книгу) в чём все ребята вместе с воспитателем готовы помочь.

    2. Успех в развязке данной ситуации кроется в умении перевести «всеобщее осуждение» на признание всеми «нечаянности, ненамеренности данного поступка» и желание всего коллектива помочь в решении проблемы.

    3. «Как-то несколько ребят (4--6 лет), которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:

    -- А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)

    -- Зачем? -- заинтересовался Вова. -- Она и так воспитательница.-- И после небольшого раздумья:-- Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?»
    (Б. Леонидова. Зову в страну Детства. «Известия» от 20 октября 1966 г.)

    1. О чем свидетельствует этот разговор малышей? 
    2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении?

    Ответ:

    1. Согласно Широковой Г.А в данном возрасте происходит формирования образно- схематического мышления, развивается целенаправленное запоминание, на основе наглядно-образного развиваются элементы логического мышления. Применимо к ситуации в разговоре мальчиков чувствуется устойчивая ассоциативная связь между процессом обучения и приобретением добрых качеств (учение – знание – свет – добро). Подобный вывод ребёнка свидетельствует о недостаточной «теплоте» воспитателя.
    2. Педагогу стоит задуматься о проявлении большего внимания к своим подопечным и понять, что процесс воспитания очень многогранен и не состоит только лишь из одних запретов и ограничений.

    4. «Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.

    Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее.
    С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.

    -- Ой, как красиво! -- воскликнула Рита.

    -- А какие пышные банты! -- с восторгом произнесла Наташа.
    Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:

    -- Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!

    На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями. Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу». (А. Прийдак. Косички. «Дошкольное воспитание», 1965, № 10, стр. 89.)

    1. Объясните причину возникшего конфликта. 
      2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей? 
      3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?

    Ответ:

    1. Невнимательность и непрофессионализм педагога.
    2. Для девочки подобное заявление воспитателя, человека с непререкаемым авторитетом в группе, крайне болезненно и обидно.
    3. Повторюсь: непрофессионализм – «зашоренность»,  нескрываемое раздражение в силу усталости или иных причин.

    5. «Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Валерик из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.

    Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валерик поднялся и с шумом пошел что-то строить.

    -- Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? -- опросил педагог.

    -- А я не хочу заниматься, -- ничуть не смущаясь, ответил Валерик.

    -- Сейчас же садись на место, -- строго, с возмущением сказала воспитательница. Валерик вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался»,-- сел на свое место. В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».

    1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога. 
    2. Как бы вы реагировали на поведение Валерика? 
    3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.

    Ответ:

    1. Исправлять просчёты в воспитании – нелёгкая задача. Марие Ивановне предстоит найти собственный «ключик» к Валерику и подобная безаппеляционность и строгость заявлений не лучший путь к успеху.
    2. Изначально получше узнать ребёнка (ознакомится с его психологической картой) на занятиях, в подобной ситуации, постараться заинтересовать чем- то, что близко ему, направить ход занятия по соревновательному руслу: «Ребята, а давайте поиграем в игру, кто лучше нарисует…».
    3. Гнев – плохой советчик. С педагогикой он несовместим. Если педагог сердится или раздражён - значит где-то в своей работе он допустил ошибку. Имеет смысл остановиться, задуматься и найти верное решение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

    В условиях реализации ФГОС ДО психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические услови...

    Дистанционное обучение: Музыкальный руководитель. Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч) Дисциплина 1.Модуль 1. Основы дошкольной педагогики

    Рано или поздно, многие педагоги сталкиваются с ситуацией, когда любимая работа требует от нас подтверждения нашей квалификации, а иной раз и переподготовки на платной основе. В наше время - время инт...

    Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

    Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...

    Доклад «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации требований ФГОС»

    Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на  эффективное усвоение детьми содержания образовательны...

    Итоговый тест дистанционного обучения музыкальных руководителе ДОО

    Итоговый, междисциплинарный экзамен курсов переподготовки музыкальных руководителей ДОО....

    Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

    Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и раз...