Тема проекта: «Мы вместе»!
проект на тему

Новизна опыта заключается в разработке системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка на основе ТРИЗ.

         Актуальность опыта объясняется тем, что формирование активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И.: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Мы вместе»!

Автор проекта: Перемитина Марина Вячеславовна

Название места работы: МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Контактные данные:

Тел: 89825069638

Эл.адрес: mar-eroshenko@yandex.ru

Нефтеюганск, 2017

Содержание

  1. Введение
  2. Цель, задачи
  3. Управленческо - кадровый аспект
  4. Содержание и механизм реализации проекта
  5. Содержание  и методы деятельности
  6. Эффективность реализации проекта
  7. Характеристика и способ оценки планируемых результатов
  8. Бюджет. Материально-техническое обеспечение
  9. Выводы. Заключение.
  10. Список используемой литературы.

1.Введение

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации.      Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него различных задач.

Противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития творческих способностей дошкольников путём создания условий, формирующих умение решать нестандартные задачи в различных областях деятельности.

             Проблема развития познавательной активности дошкольников  является одной из самых актуальных на данный момент, поскольку активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

             Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.  Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников.         

Новизна опыта заключается в разработке системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка на основе ТРИЗ.

            Актуальность опыта объясняется тем, что формирование активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И.: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».

            В российском образовательном процессе есть педагогическая система, называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач), ориентированная на развитие креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной психолого-педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной деятельности.   Благодаря использованию методов и приемов - технологии ТРИЗ формируются следующие мыслительные способности:

  • умение обосновывать и рассуждать;
  •  умение предвидеть последствия;
  • чувствительность к противоречиям, постановка и решение проблем;
  • дивергентное мышление - это гибкость, беглость, оригинальность;
  • богатое воображение.

Цель: Создание системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка на основе ТРИЗ-технологии.

Задачи:

  • разработать и внедрить тематическое планирование психолого–педагогического сопровождения ребенка по ТРИЗ – технологии;
  • разработать комплекс тренингов и их классификацировать;
  • систематизировать  комплекс  психолого-педагогического мониторинга;
  • активизировать психолого-педагогического взаимодействия с родителями по ТРИЗ-технологии.

3.Управленческо - кадровый аспект

Проект реализует педагог-психолог ДОУ  I квалификационной категории

4. Механизм реализации проекта

1 этап - аналитико-проектировочный  (сентябрь-январь 2014-2015 )

-анализ исходного состояния;

-формулировка проблемы;

-изучение имеющегося опыта по данной проблеме;

-подбор  диагностической процедуры (мониторинг), содержащей критерии, показатели и инструментарий измерения по определению результативности системы;

-разработка плана реализации проекта.

2 этап - практический (2015-2016 )

- апробация методов и приемов технологии ТРИЗ

-конструирование модели взаимодействия педагога-психолога с воспитанниками с родителями (законными представителями)

-апробация внедрения способов взаимодействия педагога-психолога с воспитанниками с родителями (законными представителями)

3 этап - обобщающий (2016-2017)

-подведение итогов, обобщение опыта;

-презентация системы психолого-педагогического сопровождения ребенка на основе ТРИЗ-технологии.

Таблица 1

Алгоритм внедрения ТРИЗ - технологии в практику педагога-психолога ДОУ

Обоснование     значимости проекта для развития системы образования в автономном округе.

Данная психолого-педагогическая система способствует качеству образования, так как полученные результаты   подтверждают  важность использования  технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили  успешно решать задачи  творческого и интеллектуального развития дошкольников. Воспитанники стали более общительными, не боятся высказать свое мнение,  применяют полученные знания в повседневной жизни.  

5.Содержание  и методы деятельности

Основным средством работы с детьми является психолого-педагогический поиск. Педагог-психолог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

     Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом-психологом в игровых и сказочных задачах.

ТРИЗ

Содержание

ТРИЗ – методы 

Методики

ОТСМ - общая теория сильного мышления

Работа  с проблемными ситуациями, их анализ, построение решений, прогнозирование последствий внедрения этих решений.

- Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

  Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Системный  оператор (многоэкранная схема талантливого мышления);

модель "объект - признак - значение признака" и основанная на ней модель "группового лифта" (кругов Эйлера).

Принципы:
- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения. - Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.

6.Эффективность реализации проекта

Воспитанник:

- способный видеть проблемы;

- желающий их решать;

-обладающий необходимыми средствами ("вооруженный") для решения проблем

Родители:

- удовлетворение запросов и потребностей жителей города Нефтеюганска в качественном образовании  детей.

Воспитатели:

-повышение профессионального мастерства педагогов за счет освоения новых технологий.

Образовательное учреждение:

- создание  новой практики образования, обеспечивающей максимально реализовать возможности всех участников образовательного процесса для достижения нового  качества   образования;

- модернизированы формы  занятий в соответствии с применением ТРИЗ-технологии и возрастными психологическими особенностями дошкольников.

- создана служба мониторинга результатов эксперимента по внедрению ТРИЗ-технологии.

- внедрен компетентностный подход в образовательный  процесс для формирования успешной личности дошкольников и повышения профессионализма педагогов.

7.Характеристика и способ оценки планируемых результатов

Диагностика творческого мышления разработана П. Торрансом. Показатель концепции творческого мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • работоспособность.

        Задание «Закончи рисунок» представляет собой субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса, формулируется следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки» (интерпретация результатов приложение 1)

Описание: Тест креативности Торранса - 6.png

                

 

8. Бюджет. Материально-техническое обеспечение

         Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач психолого-педагогической системы по ТРИЗ в детском саду создана необходимая материально – техническая база. В дошкольном учреждении функционируют: физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога,

        Оборудование: компьютеры, принтеры, сканеры, магнитофоны. Реализация проекта стимулировала активность всех субъектов образовательного процесса в развитии творческого мышления и воображения.

Таблица 2

Дополнительное обеспечение

Наименование

Стоимость

Методические пособия ТРИЗ (книги, схемы заданий, пиктограммы, карточки рисунками, «пятиэкранка», настольные игры на развитие психических процессов, наборы демонстрационных материалов для педагога-психолога).

15 000

Оборудование ( стол, 10 стульев, стеллаж модульный,  игрушки животных, карандаши, мячи, контейнеры для карточек и т.д)

25 000

Итого:

40 000

9. Выводы. Заключение.

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Возможность создать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, мы решили для развития творческого потенциала детей использовать элементы ТРИЗ на базе программы, по которой работаем.

         Таким образом, опираясь на важность и необходимость развития творческого воображения детей дошкольного возраста, определили направление психолого-педагогической работы.

         Развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта  и для которых данный опыт предназначен, являются: педагог-психолог дошкольного учреждения, дети дошкольного возраста и их родители (законные представители).  

Предлагаемое нами взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников образовательного процесса в развитие творческого мышления, воображения и речи. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». При этом обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

В процессе совместной деятельности педагога-психолога и воспитанника возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения.  

      Данный  психолого-педагогический проект помогает ребенку самореализоваться в жизни, адаптироваться к динамичной картине мира, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, быть активным членом общества, аргументировано, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу. Особую важность передача накопленного опыта представляет на ступени дошкольного образования, которая является базисной, социально необходимой и самоценной ступенью единой образовательной системы.

      Реализация данной системы  доступна многим педагогам-психологам, желающим участвовать в нем и повышать свою педагогическую квалификацию. Это беспроигрышная возможность профессиональной самореализации педагога-психолога как участника реализации проекта.

10. Список используемой литературы.

Книги

  • Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
  • Гин А.А. «Да» и «нет» говорите. //Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.
  • Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.
  • Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду.М., 2007
  • Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993
  • Алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А.
  • Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / Центр развития ребенка, мунициал. дошк. образоват. учрежд. № 242 “Садко”; Кафедра пед. технологий социал.-пед. колледжа № 1. - Ульяновск, 2001. - 63 с.
  • Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Вып.6 / Лаб. образоват. технологий “Универсальный решатель”; Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-пресс. 2001. -80 с.

Публикации Сидорчук Т.А

  •  Сидорчук Т.А., Журавлева Н.М., Хижняк Н.В. ОТСМ – ТРИЗ-РТВ-технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. В сб.: «Проблемы компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования» /Под ред. С.Л.Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. стр. 100 – 106.
  • Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в системе внутрифирменного обучения на основе технологий ОТСМ – ТРИЗ. В сб. «ОТСМ – ТРИЗ как основа построения инновационного пространства в образовательных учреждениях». Материалы VII Международной конференции. /Под ред. Т.А.Сидорчук. – Ульяновск, 2009. стр. 17-28.        
  • Сидорчук Т.А. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в системе внутрифирменного обучения на основе технологий ОТСМ – ТРИЗ. /В сб. «Дошкольник. Образование. Родной край» [Teкст]: методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской обл. в 2010 – 2011 учебном году /отв. Ред. 23-35.
  • Сидорчук Т.А. Проблемные ситуации и творческие задания на основе ОТСМ — ТРИЗ как средство формирования исследовательских навыков обучающихся. В ж. «Учитель Приморья» 4/2011, Владивосток, ОО «Издательский дом «ВладивостокЪ», 2011 стр. 7-9.

Электронные ресурсы

http://www.trizland.ru/

http://www.altshuller.ru/triz/

http://trizinfo.by.ru/

Приложение 1

Тест П. Торранса. Интерпретация результатов

Фигура 1

  • 0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (15) Лестница, ступени. (37) Лицо человека.

  • 1 балл(от 2 до 4,99%)

(33) Гора, скала. (36) Ваза. (64) Дерево, ель. (19) Кофта, пиджак, платье. (66) Молния, гроза. (37) Человек: мужчина, женщина. (28) Цветок.

Фигура 2

  • 0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (64) Дерево и его детали. (67) Рогатка. (28) Цветок.

  • 1 балл (от 2% до 4,99%)

(41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, указатель. (8) Птица, следы, ноги. (45) Цифра. (37) Человек.

Фигура 3

  • 0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (53) Звуковые и радиоволны. (37) Лицо человека. (9) Парусный корабль, лодка. (31) Фрукты, ягоды.

  • 1 балл (от 2 до 4,99%)

(21) Ветер, облака, дождь. (7) Воздушные шарики. (64) Дерево и его детали. (49) Дорога, мост. (4) Животное или его морда. (48) Карусели, качели. (68) Колеса. (67) Лук и стрелы. (35) Луна. (27) Рыба, рыбы. (48) Санки. (28) Цветы.

Фигура 4

  • 0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (36) Блюдо, ваза, чаша. (9) Корабль, лодка. (37) Лицо человека. (65) Зонт.

  • 1 балл (от 2 до 4,99%)

(33) Водоем, озеро. (47) Гриб; (10) Губы, подбородок. (22) Корзина, таз. (31) Лимон, яблоко. (67) Лук (и стрелы). (33) Овраг, яма. (27) Рыба. (25) Яйцо.

Фигура 5

  • (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека. (1) Очки. (38) Птица (летящая), чайка.

  • 1 балл (от 2 до 4,99%)

(10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море. (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка. (21) Облако, туча; (58) Сверхъестественные существа. (10) Сердце («любовь»). (4) Собака. (8) Сова. (28) Цветок. (37) Человек, мужчина. (31) Яблоко

Фигура 6

  • 0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (37) Девочка, женщина. (37) Человек: голова или тело.

  • 1 балл (от 2 до 4,99%)

(41) Буква: У и др. (36) Ваза. (64) Дерево. (11) Книга. (19) Майка, платье. (2) Ракета. (58) Сверхъестественные существа. (28) Цветок. (67) Щит.

Фигура 7

  • 0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (18) Автомашина. (36) Ключ; (62) Серп.

  • 1 балл (от 2 до 4,99%)

(47) Гриб. (36) Ковш, черпак. (43) Линза, лупа. (37) Лицо человека. (36) Ложка, половник. (62) Молоток. (1) Очки. (18) Самокат. (60) Символ: серп и молот. (48) Теннисная ракетка.

Фигура 8

  • 0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (33) Горы, холмы. (4) Животное, его уши. (41) Буква М.

  • 1 балл (от 2 до 4,99%)

(4) Верблюд. (4) Волк. (4) Кот, кошка. (4) Лиса. (37) Лицо человека. (4) Собака. (37) Человек: фигура.

Фигура 9

  • 0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (33) Волна, море. (41) Вопросительный знак. (4) Змея. (37) Лицо человека. (4) Хвост животного, хобот слона.

  • 1 балл (от 2 до 4,99%)

(4) Кот, кошка. (32) Кресло, стул. (36) Ложка, половник. (4) Мышь. (38) Насекомое, гусеница, червь. (1) Очки. (8) Птица: гусь, лебедь. (27) Ракушка. (58) Сверхъественные существа. (1) Трубка для курения. (28) Цветок.

Фигура 10

  • 0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (8) Гусь, утка. (64) Дерево, ель, сучья. (37) Лицо человека. (4) Лиса.

  • 1 балл(от 2% до 4,99%)

(63) Буратино. (37) Девочка. (8) Птица. (58) Сверхъестественные существа. (45) Цифры. (37) Человек, фигура.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99 % ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.

Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная — 0 баллов для ответов с частотой 5 % и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2 — 4,9 % случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.  Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торранс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков — 2 балла; объединение 3—5 рисунков — 5 баллов; объединение 6 — 10 рисунков — 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается. Один балл дается за:

  • каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
  • цвет, если он дополняет основную идею ответа;
  • специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);
  • тени, объем, цвет;
  • украшение, если оно имеет смысл само по себе;
  • каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
  • поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;
  • каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Проект по теме "Сохраним планету вместе"

Проект по теме : "Сохраним планету вместе"Прекрасен мир!Щедра своей красой природа!Нас каждый раз чарует время года:Зима- морозом, весна- листком,А лето – ягодой, а осень – колоском!Прозрачны реки, ле...

Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»

Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...

Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"

Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим  вместе»...

Экологический проект на тему "Сохраним планету вместе".

Занимаясь экологией, мы с вами преподаем в первую очередь школу жизни, которую должен постигнуть каждый ребенок. И только от нас завит какой фундамент мы заложим в души детей и какими глазами на мир б...

Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».

Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».   ГБОУ СОШ №1 детский сад «Умка» г. Нефтегорска...