Мастер-класс для педагогов "Остролв Почемучек".
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Краснеева Елена Викторовна

Проведение опытов с педагогами по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками в рамках окружной научно-практической конференции "Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и пути решения" в 2017 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

«Остров Почемучек»

Цель: распространение педагогического опыта по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, контейнеры с песком и водой,  пластиковые бутылки, стаканы с водой, воронка, широкий бинт, вата, плотные белые бумажные салфетки, бумажные цветы, виноград, пластилин, поднос, сода, лимонная кислота, гуашь, жидкое мыло, пластиковый стакан, макет «вулкана».

Мастер-класс:

Ведущий: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Во время образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", "Что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта, находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Сегодня  я приглашаю Вас отправиться в увлекательное путешествие остров Почемучек.

Знают взрослые и дети,
Остров есть на белом свете,
Где, на радуге качаясь,
В чудо-озере купаясь,
Почемучки там живут –

Очень много узнают!

- А вы хотите узнать, что же интересного на этом острове? Давайте пройдем по территории острова Почемучек и внимательно исследуем его.

Посмотрите - что нам встретилось на пути?

Озеро Чудес - в воде растут белые кувшинки и жёлтые кубышки. Очень интересно наблюдать за тем как распускаются эти прекрасные цветы. И я предлагаю Вам немного поэкспериментировать:

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в емкость. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Как вы думаете, почему это происходит?

Давайте заглянем в глубь озера. Что вы там увидели?

Слайд – в воде плавают водоросли и рыбы – лещи, караси, окуни. Давайте с вами понаблюдаем как рыбка, захватывая воздух, держится на поверхности воды. И за тем, как выпуская воздух, опускается на дно пруда. Это действие мы можем наблюдать в опыте с виноградом и газированной водой.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько  раз, пока вода не «выдохнется».

Как вы думаете, можно ли пить воду из озера? При каких условиях?

Давай те проведем эксперимент и поробуем самостоятельно очистить воду.

Опыт № 3.

Вам понадобятся: вода, в которую предварительно нужно положить песок или землю, пластиковая бутылка, воронка, широкий бинт, вата, плотные белые бумажные салфетки.

Способ проведения: в ворону кладем бинт, предварительно вложив в него кусок ваты. Он должен располагаться так, чтобы вода просачивалась только через фильтр. После того, как пропустили воду несколько раз, бинт убираем, заменяя бумажными салфетками. Фильтруем еще несколько раз, чтобы получить полностью прозрачную воду.

Продолжаем наше путешествие по Острову Почемучек. Что вы видите на берегу? Как вы думаете, чьи это следы? Какой вывод можно сделать?

Предлагаю вам провести опыты на мокром песке.

Опыт № 4

Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы, изготовленные из пластилина). Сначала сделать отпечаток следа утки, цапли, а потом ондатры, выдры, бобра.

Перед нами огромный луг, который усыпан разноцветными цветами, к которым подлетают пчелы.  Давайте понаблюдаем, как пчелы садятся на цветы и собирают нектар. Предлагаю еще немного поэкспериментировать.

Опыт № 5

На цветок из цветного картона приклеить магнит с обратной стороны, на картинки пчелки надеть скрепки. Пчелки будут магнититься к цветку.

А нас с вами на Острове Почемучек ожидает еще одно интересное зрелище – посмотрите, что это?

Вы хотите увидеть как происходит извержение вулкана?

Опыт № 6 (демонстрационный) «Извержение вулкана»

Оборудование и материалы: Поднос,
сода, лимонная кислота, гуашь, жидкое мыло, пластиковый стакан, макет «вулкана».

 Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем жидкое мыло, затем аккуратно добавляем         лимонную кислоту. Вулкан начинает извергать мыльную пену.

- Как вы думаете, почему происходит извержение «вулкана»?

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие на Остров Почемучек. Обсуждение экспериментов с педагогами.

Ведущий:

После проведения опытов у детей остаётся много вопросов

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему очищается вода?

3. Почему плавают рыбки?

4. Почему остались следы на песке?

5. Почему пчелы летят на цветы?

6. Почему происходит извержение вулкана?

На эти и многие другие вопросы Почемучек мы находим ответы, организуя  в образовательном процессе как непосредственно образовательную деятельность детей, так и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, создавая условия для наблюдения, проведения опытов и экспериментов,  изучения детской энциклопедической литературы.

Благодарю Вас за внимание и желаю творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

«Остров Почемучек»

Цель: распространение педагогического опыта по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, контейнеры с песком и водой,  пластиковые бутылки, стаканы с водой, воронка, широкий бинт, вата, плотные белые бумажные салфетки, бумажные цветы, виноград, пластилин, поднос, сода, лимонная кислота, гуашь, жидкое мыло, пластиковый стакан, макет «вулкана».

Мастер-класс:

Ведущий: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Во время образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", "Что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта, находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Сегодня  я приглашаю Вас отправиться в увлекательное путешествие остров Почемучек.

Знают взрослые и дети,
Остров есть на белом свете,
Где, на радуге качаясь,
В чудо-озере купаясь,
Почемучки там живут –

Очень много узнают!

- А вы хотите узнать, что же интересного на этом острове? Давайте пройдем по территории острова Почемучек и внимательно исследуем его.

Посмотрите - что нам встретилось на пути?

Озеро Чудес - в воде растут белые кувшинки и жёлтые кубышки. Очень интересно наблюдать за тем как распускаются эти прекрасные цветы. И я предлагаю Вам немного поэкспериментировать:

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в емкость. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Как вы думаете, почему это происходит?

Давайте заглянем в глубь озера. Что вы там увидели?

Слайд – в воде плавают водоросли и рыбы – лещи, караси, окуни. Давайте с вами понаблюдаем как рыбка, захватывая воздух, держится на поверхности воды. И за тем, как выпуская воздух, опускается на дно пруда. Это действие мы можем наблюдать в опыте с виноградом и газированной водой.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько  раз, пока вода не «выдохнется».

Как вы думаете, можно ли пить воду из озера? При каких условиях?

Давай те проведем эксперимент и поробуем самостоятельно очистить воду.

Опыт № 3.

Вам понадобятся: вода, в которую предварительно нужно положить песок или землю, пластиковая бутылка, воронка, широкий бинт, вата, плотные белые бумажные салфетки.

Способ проведения: в ворону кладем бинт, предварительно вложив в него кусок ваты. Он должен располагаться так, чтобы вода просачивалась только через фильтр. После того, как пропустили воду несколько раз, бинт убираем, заменяя бумажными салфетками. Фильтруем еще несколько раз, чтобы получить полностью прозрачную воду.

Продолжаем наше путешествие по Острову Почемучек. Что вы видите на берегу? Как вы думаете, чьи это следы? Какой вывод можно сделать?

Предлагаю вам провести опыты на мокром песке.

Опыт № 4

Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы, изготовленные из пластилина). Сначала сделать отпечаток следа утки, цапли, а потом ондатры, выдры, бобра.

Перед нами огромный луг, который усыпан разноцветными цветами, к которым подлетают пчелы.  Давайте понаблюдаем, как пчелы садятся на цветы и собирают нектар. Предлагаю еще немного поэкспериментировать.

Опыт № 5

На цветок из цветного картона приклеить магнит с обратной стороны, на картинки пчелки надеть скрепки. Пчелки будут магнититься к цветку.

А нас с вами на Острове Почемучек ожидает еще одно интересное зрелище – посмотрите, что это?

Вы хотите увидеть как происходит извержение вулкана?

Опыт № 6 (демонстрационный) «Извержение вулкана»

Оборудование и материалы: Поднос,
сода, лимонная кислота, гуашь, жидкое мыло, пластиковый стакан, макет «вулкана».

 Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем жидкое мыло, затем аккуратно добавляем         лимонную кислоту. Вулкан начинает извергать мыльную пену.

- Как вы думаете, почему происходит извержение «вулкана»?

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие на Остров Почемучек. Обсуждение экспериментов с педагогами.

Ведущий:

После проведения опытов у детей остаётся много вопросов

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему очищается вода?

3. Почему плавают рыбки?

4. Почему остались следы на песке?

5. Почему пчелы летят на цветы?

6. Почему происходит извержение вулкана?

На эти и многие другие вопросы Почемучек мы находим ответы, организуя  в образовательном процессе как непосредственно образовательную деятельность детей, так и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, создавая условия для наблюдения, проведения опытов и экспериментов,  изучения детской энциклопедической литературы.

Благодарю Вас за внимание и желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер – класс для родителей по экологическому воспитанию детей на тему: «Путешествие почемучек» (средняя группа).

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно...

МАСТЕР-КЛАСС «РАЗВИВАЕМ ПОЧЕМУЧЕК»

Представление педагогам применения событийного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста....

Отчет о проведение мастер-класса для родителей «Мастерская деда Мороза» 10 группа «Почемучка»

В преддверие Нового года в средней группе №10 «Почемучка» прошел мастер-класс «Мастерская деда Мороза». Цель данного мероприятия – помочь родителям в организации совместн...