Проект "Огород на подоконнике"
проект по теме

Хробостова Оксана Михайловна

Проект  по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»

эмблема РУЧКИ

Исследовательско - познавательный проект 

«Огород на подоконнике»

                                                                                                           Разработчик:

Хробостова .О . М

                                                                                             

 Воспитатель первой

квалификационной

 категории

                                                     Качканарский городской округ

Актуальность проекта:

           Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использован метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет удовлетворять детям потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Подоконник отличное место для разведения небольшого огорода. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и не требует материальных затрат, зато сколько удовольствия получает ребёнок. Этот уголок развивает любознательность и наблюдательность, помогает детям лучше познать жизнь растений.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации проекта:  краткосрочный.

Участники проекта: Дети, воспитатели и родители

Цель: Расширить знания детей о том, как создать огород на подоконнике и как ухаживать за ним

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2.Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной

   деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных

 исследований.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

  1. Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к

исследовательской деятельности.

  1. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать,

     анализировать,            

    сравнивать, обобщать, делать выводы и применять знания.

3.Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести

дискуссию.

4.Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие

способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

5. Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

•на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать

        собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту

        окружающего

мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Продукты проекта: фотоотчёты

        Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

      Предполагаемые результаты: из семян и луковиц можно вырастить растения. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп, петрушку, горох, редиску, цветы, тыкву и базилик и травку. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые их виды, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия воспитатель – дети – родители:

Дети:

  • Формирование разносторонних знаний о растениях.
  • Умение детей отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
  • Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители:

  • Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагог:

  • Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методов работы с детьми и родителями.

Проект состоит из трёх этапов:

  • 1 этап – подготовительный
  • 2 этап – исследовательский
  • 3 этап – заключительный

План работы с детьми и родителями

по реализации проекта «Огород на подоконнике»

        Мероприятия

                Цели

    Сроки реализации

Подготовительный этап

1.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

Подготовка художественного материала для реализации проекта.

        1 неделя

2. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».

         1 неделя

2. Беседы с детьми в рамках темы проекта:

«Что такое «Огород на подоконнике»

«Какие растения можно вырастить на подоконнике»

 «Все начинается с семечки»

«Условия, необходимые для роста растений»

«Витамины для детей» «Полезные продукты»

Расширить кругозор детей; закрепить и уточнить представления детей о выращивании растений, об условиях, необходимых для их роста (хорошая почва, влага, свет, тепло), об уходе за огородом (перекопка земли, полив растений, рыхление, удобрение, борьба с сорняками, сбор урожая).

   В течение всего

          проекта

3.Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода:

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

     1 неделя

Исследовательский этап

4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян и луковиц.

Воспитывать желание помогать взрослым.

     1 неделя

5. Дидактические и подвижные игры в рамках темы проекта:

 «Где растет? »

 «Что лишнее? »

 «Узнай на ощупь»

 «Узнай по запаху»

 «От какого овоща эта часть? »

 «Вершки и корешки»     «Что за овощ?»

Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о растениях, предметах и явлениях природы. Развивать память, внимание, наблюдательность, тактильные ощущения, обонятельные функции организма. Учить применять имеющиеся знания в новых условиях, обогатить словарь, способствовать воспитанию у детей умения играть вместе.

В течение проекта

6. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.

Учить ухаживать за растениями, получать удовольствие от результата своего труда.

В течении проекта

7. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, , отгадывание загадок, связанных с огородом, овощами. 

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами.

В течение проекта

8. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

В течение проекта

9.Чтение художественной литературы:

 РНС «Репка» и «Вершки и корешки»,

 Белорусской сказки «Пых»,

украинской сказки «Колосок»,

 чтение стихотворения  

Ю. Тувима «Овощи»

Познакомить детей с творчеством

В течении проекта

Заключительный этап

10. Фото отчёт      

Подведение итогов, обработка и оформление материалов проекта  

Как созреет огород

План экспериментальной деятельности

по реализации проекта «Огород на подоконнике»

Название мероприятия

Цель

  Материал, оборудование

«Какая земля»

Определить свойства земли:  вес, черного цвета, сыпется

Земля в контейнерах

«Вода и растения»

Выявить насколько вода необходима для роста растений

2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливают совсем)

«Солнце и растения»

Определить влияет ли солнце на жизнь растений

2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

«Человек и растения»

Выявить нуждаются ли растения  в уходе человека за ними.

2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Список литературы:

1. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». Ярославль. Академия развития. 2000.

2. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

4. Мухаметшина И. М. Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников с растениями / И. М. Мухаметшина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 62-66.

5. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». СПБ: Детство-Пресс, 2008.

6. Нищева Н.В. «Оснащение педагогического процесса в ДОУ. Фрукты. Овощи».

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.

8. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.

9. Шипунова В.А. «Овощной зоопарк» Издательский дом «Карапуз» 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....