Проект «Здоровые зубы – залог здоровья»
проект на тему

Хабибуллина Лариса Анатольевна

Проект «Здоровые зубы – залог здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovye_zuby_-_zalog_zdorovya.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 4                      c. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Проект

                          образовательная область «Физическое  развитие»

       раздел «Формирование начальных представлений

о здоровом   образе   жизни»

Тема: «Здоровые зубы - залог здоровья»

возрастная группа: средняя

                                                                            Выполнил:

                                                                            воспитатель

                                                                            Хабибуллина Л.А.

                                                                            категория высшая

                                                                            стаж в данной должности 23 года

г.Туймазы – 2016

Педагогический проект «Здоровые зубы – залог здоровья».

«Сто болезней входит

через рот».

    (Китайская пословица)

Место события:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 с. Кандры муниципального района  Туймазинский район Республики Башкортостан.

Вид проекта:  информационно - исследовательский

Длительность: долгосрочный (с II группы раннего возраста до подготовительной к школе группы) сентябрь 2013 г. – май 2018 г.

Участники  проекта:

 - дети (II группа раннего возраста, младший возраст, средний возраст);

 - воспитатель;

 - родители воспитанников.

Направление: образовательная область «Физическое развитие».

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие».

Проблема:

- имеющиеся стоматологические проблемы с  зубами у 6 (33%) детей в группе, в том числе и кариес (результаты медосмотра);

-нежелание детей регулярно чистить зубы (результаты анкетирования родителей);

-недостаток знаний у детей о зубах и правилах ухода за ними.

Актуальность.

В настоящее время уровень заболеваемости кариесом зубов у детей остается крайне высоким (Корчагина В.В., 2008; Беленова И. А., Шабанов Р. А., 2010; Кузьмина Д. А. с соавт., 2010; Резниченко А. В. с соавт., 2011). Совершенствование организации гигиенического воспитания является одним из приоритетных направлений, повышающих качество профилактики основных стоматологических заболеваний среди детского населения (Калининская А. А., 2009; Терехова Т. Н. с соавт., 2010; Slade G. D. et al., 2011; Barnett S. W. et al., 2011). В основе любой санитарно-просветительной работы лежат, агитация населения за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактики болезней путем воспитания и убеждения; пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний (Атанасова А. С., 2008; Кузьмина Э. М. с соавт., 2009; Чернявцева Е. В. с соавт., 2011). 

По данным ряда авторов, основным технологическим подходом к организации и проведению гигиенического воспитания среди дошкольников является игровая деятельность. При этом, разобщение родителей и детей для проведения занятий является очень важным: чрезмерное беспокойство родителей значительно влияет на эмоциональное состояние и поведение ребенка (Райт Дж. с соавт., 2008; Ильин Е. П., 2009; Павлова Т. В., 2010; Ким М. Г., 2012), что способствует повышению эффективности усвоения информации, полученной на «Уроках здоровья» (Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н„ 2006).

Вопросами организации профилактики стоматологических заболеваний среди детского населения в разное время занимались отечественные и зарубежные исследователи (Тушин Б. Г., 1995; Тумшевиц О. Н., 2002; Гарифуллина А. Ж., 2006; Кузьмина Э. М., 2009; Хощевская И. А., 2009 и др.).

Кариес зубов остается одним из самых распространенных заболеваний дошкольного возраста в России. Проблема сохранения зубов у детей не может быть без целенаправленного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов, культуры гигиены полости рта. Учить детей ухаживать за полостью рта никогда не поздно. Выработанная еще в детстве привычка поддерживать зубы в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем. Учеными доказано, что здоровье всего организма зависит от состояния зубов и десен. Здоровье зубов влияет на красоту улыбки и лица, дикцию и выразительность речи, желание общаться, защиту организма от инфекций, работу желудочно-кишечного тракта и т.д.

Новизна проекта   заключается в широком использовании  разнообразных методов и приёмов формирования  у детей бережного отношения к своему здоровью.

Цель: способствовать формированию у детей навыка ухода за полостью рта.

Задачи:

  1. Образовательные:

- учить детей правилам ухода за полостью рта;

- знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»;

 - знакомить детей  с  зубами, их назначением и функциями;

- формировать представления о причинах  повреждения зубов;

- формировать представления о полезной и вредной пище.

2.Развивающие:

- развивать умение заботиться о своем здоровье, устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы – значит, они у меня будут крепкими и здоровыми»).

3.Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к здоровью через представления о правилах ухода за полостью рта;

- воспитывать положительное отношение к посещению врача стоматолога;

- воспитывать потребность у детей и родителей употреблять  в пищу полезные продукты.

Гипотеза:

Если  мы будем соблюдать правила гигиены ротовой полости и питания, то сохраним зубы здоровыми, а здоровые зубы – залог долголетия.

Предполагаемый результат:

- первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности;

- собранная информация  по проблеме;

- сформированные знания детей о зубах и правилах ухода за ними;

- снижение процента заболеваемости у детей кариесом;

- бережное и внимательное отношение родителей к здоровью своего ребенка.

Этапы реализации проекта:

I этап:  подготовительный;

II этап:  основной;

III этап:  заключительный.

Моя задача довести до родителей смысл китайской пословицы «Сто болезней входит через рот».

На подготовительном этапе реализации проекта подобрала информацию по теме, составила план работы (Приложение 1), изучила законодательную базу, методическую  литературу:

- программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы  - М., 2015;

- Ф.Н.Фазлыева «Мой край-Башкортостан» - Уфа, 2003; (из раздела «Жизнь людей» понятие профессии (врач, стоматолог и др.));

- Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы» - М., 2004;

- Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» - М. 2009;

-  С.М. Мартынова «Здоровье ребенка в ваших руках» -  М.,1991;

-  М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» - М., 1997г.;

- Т.Г. Карапетова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» - Волгоград, 2009;

- журнал «Стоматология», статья «О профилактике кариеса у детей», В.М.Елизарова – М., 2006.

Приобрела  художественную  литературу.

Свою работу начала во II группе раннего возраста, продолжаю в средней  группе, буду работать над этой темой до выпуска детей в школу. Методом анкетирования родителей выявила: различное отношение к стоматологическому здоровью своих детей, недостаточный уровень знаний о гигиене полости рта и профилактике кариеса. Готовность к сотрудничеству с  ДОУ оказалась высокой.

Детей было 18, из них у 6 (что составляет 33%), был кариес  у Карины,  Ильнара,  Раиля, Азаля,  Таисии,  Виктории. Регулярные медосмотры являются нормой, но я заметила, врач написал в справке кариес и все забыли.

Результаты стоматологических заболеваний детей

на начальном этапе проекта

Подготовила информацию для родителей: «Что такое кариес?», «Профилактика кариеса». Заметила интерес родителей. На родительском собрании обсудили с врачом-стоматологом «Что такое кариес, его последствия?».

II этап:  основной.

 У моих маленьких воспитанников, конечно же, не было в этом возрасте никаких потребностей в здоровом образе жизни. Но в игровой форме начала работать над профилактикой кариеса. Показала, например,  какие зубки  у крокодиленка  и как правильно их чистить. Приняли приглашение Гузель Гайсиновны, нашей медсестры и она каждой подгруппе детей рассказала о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта. В игровой форме организовала чистку зубов зубной щеткой персонажам (умывальнику из стихов К.Чуковского «Мойдодыр», Шарику-солнышко, который у нас остался после праздника, кукле Маше). Применяла пальчиковые игры: «У того кто кашу ест, вырастут все зубки», «Зубик раз. Зубик два» и другие.

В помощь родителям  подготовила консультации: «Как научить ребенка чистить зубы», «Двенадцать мифов о чистке зубов» (Приложение 2,3).

Также дала домашнее задание для семей «Учимся чистить зубы» (июль, август, сентябрь 2014года).

Каждая семья завели блокнотики и отмечали число, месяц, утро, вечер.

-если утром ребенок почистил зубы, рисовали - солнышко.

-если вечером ребенок чистил зубы, рисовали - луну.

Совместно с папами, мамами, провели фотовыставку: «Как мы чистим зубы дома».

Родители Коадэ Максима и Зариповой Азалии связали (атрибуты для дидактических игр: «Грустный и веселый зуб», «Полезно - вредно») фрукты, овощи и неполезные продукты.

Мама Никишиной Софьи изготовила из фанеры дидактическую игру: «Зубо-неболейка». Дети с удовольствием играют с ними.

 Своими руками родители воспитанников изготовили «Книжки – малышки».

Провели развлечение совместно с музыкальным руководителем Абдурашитовой Н.А. «Праздник здоровых зубов», где персонажи Зубок (педагог - психолог Алиса Ануровна) и Кариес (воспитатель Марина Александровна) воспитывали желание у детей заботиться о своем здоровье, а у родителей повышали роль и ответственность в формировании здоровьесберегающей компетентности  воспитанников. В конце развлечения были подарены каждому ребенку по зубной щетке.

В младшей группе научила детей после еды полоскать рот теплой водой, это стало нормой для детей.

В средней группе моя   профилактическая работа идет под девизом: «Я чищу зубы - значит, они у меня будут крепкими, здоровыми».

Работа проводится во время   организационной  образовательной деятельности.  2 ноября 2015 г. на открытое занятие  пригласила детского зубного врача - стоматолога из города Москвы Бельман Виталину Маратовну. Она с удовольствием познакомила детей с зубами, их назначением и функциями. Рассказала о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта.

В следующей ООД присутствовала Никишина Дилара Рузилевна, мама воспитанницы Софьи. Она вызвалась показать детям фотоальбом о том, как в их семье заботятся о здоровье зубов.

Ежедневное выполнение гигиенических процедур в одно и то же время, чтение  художественной литературы (Мойдодыр» К.Чуковский, «Королева зубная щетка» Н.Коростылев, «Зубки заболели» А. Ангилова, «Крепкие, крепкие зубки» Г.Зайцева и др.),   проведение дидактических игр («Вредно - полезно», «Овощи и фрукты» и др.), лепки, аппликации, рисования («Залечу зуб», «Веселый и грустный зуб») способствуют формированию навыков личной гигиены.

Интересно было наблюдать как дети, полученные знания применяют в сюжетно - ролевых играх («У зубного врача», «На прием к детскому стоматологу»).

 С детьми было проведено экспериментирование:

- Опыт с яйцом и гуашью «От чего появляются трещины в зубах».

Задача: показать причины появления трещин в зубах.

Вывод:  эмаль хоть и крепкая, но ее надо беречь от ударов и повреждений;

- Опыт с яйцом, зубной пастой и уксусной кислотой.

Задача: Способна ли зубная паста оказать влияние на прочность зубов, если яйцо погрузить в кислоту.

Вывод: Кислоты разрушают эмаль.  Зубная паста укрепляет зубную эмаль

Провела экскурсию в стоматологическую поликлинику. От посещения ее у детей остались положительные эмоции, а это значит, что визит к врачу не вызовет страха, и у ребенка останутся только приятные воспоминания.

Заключительный третий этап.

В  нашем детском саду прошла фотовыставка: «Спортивный фотоальбом моей семьи». Родители нашей группы приняли активное участие, к этой выставке приложили альбомы о здоровье:

- «Здоровые зубы – залог здоровья» (семья Багашевых);

- «Чтоб кусался зубок и смеялся роток» (семья Арсланова Аслана);

- «Зубки сладкоежки» (семья Арслановой Карины);

- «Чтоб кусался наш зубок, улыбался наш роток» (семья Ахмадиевых);

- «Мама, мама посмотри, зубки чистые мои» (семья Хазиевых);

- «Что такое стоматология» (семья Николаевых).

Совместно с  родителями детей оформили в фойе детского сада стенд «Чтобы быть здоровыми».

Также провела праздник «Здоровая улыбка», где воспитанники учили Кощея Бессмертного как сберечь зубы, здоровые зубы - залог здоровья.

В апреле 2016 года организовала в нашем детском саду благотворительную акцию «Помоги детям». Родители, педагоги и сотрудники детского сада принесли детям сиротам гигиенические средства (зубные пасты, зубные щетки, мыло, влажные салфетки, памперсы), игрушки, одежду и т.д. Все собранные вещи были переданы 20.04.2016г. центру защиты семьи материнства и детства "Ковчег" г.Туймазы.

Опыт работы образовательной области «Физическое развитие» раздела «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» на тему «Здоровые зубы - залог здоровья» распространила в РМО малокомплектных сельских ДОУ, проходившем в МБДОУ детском саду с. Кандры - Кутуй.  

Результат.

Работа с детьми и родителями по данной теме дает положительный результат. Стоматологические проблемы из 6 детей, остались только у Карины, у других детей нет кариеса.

Результаты стоматологических заболеваний детей

на заключительном этапе проекта

Работать над данной темой очень интересно, увлекательно. Мы узнали вместе с детьми много нового. А самое главное, ухаживая за зубами, мы продлеваем жизнь.

Наши дети хорошо знают, что включает   профилактика полости рта:

- покупать надо зубную пасту с зеленой полоской. Полоски  означают процентное содержание химии в зубной пасте (черная — 100% химии; синяя — 80% химии, 20% природного продукта; красная — 50% химии, 50% природного продукта; зеленая — 100% природного продукта);

- не забывать дважды в день чистить зубы;

- вовремя менять зубную щётку;

- посещать стоматолога  2 раза в год;

- кушать  полезные для здоровья зубов продукты: свежие овощи, фрукты, молочные продукты;

- не чередовать горячую и холодную пищу: зубная эмаль может потрескаться;

- кушать меньше сладкого;

- не грызть орехи, леденцы и другие твёрдые продукты.

В старшей группе, дети принесут зубную щетку, зубную пасту и моя задача формировать потребность в ЗОЖ, то есть в умении ежедневно чистить зубы. В подготовительной группе выпустить в школу детей с здоровыми зубами и средства познания (знания и умения) превратить в навык.

Литература

  1. Журнал «Стоматология», статья «О профилактике кариеса у детей», В.М.Елизарова – М., 2006.
  2. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы  - М., 2015;
  3. Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы» - М., 2004;
  4. Т.Г. Карапетова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград «Учитель» 2009 г.
  5. С.М. Мартынова «Здоровье ребенка в ваших руках» М. «Просвещение» 1991
  6. М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» Москва 1997.
  7. С.М. Мартынова «Здоровье ребенка в ваших руках» -  М.,1991;
  8. М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» - М., 1997;
  9. Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» - М. 2009;
  10. Ф.Н. Фазлыева «Мой край-Башкортостан» - Уфа, 2003; (из раздела «Жизнь людей» понятие профессии (врач, стоматолог и др.));

Приложение 1

        План работы

Этапы

Содержание работы

1-й этап

подготовительный

-выбор темы, обозначение проблемы;

-определение цели и задач проекта, его мотивация;

-выбор информации по теме, анкетирование родителей;

-консультации для родителей;

-родительское собрание;

2-й этап

основной

-осуществление взаимодействия между участниками проекта (консультации, пакеты домашних заданий для семей, изготовление «Книжек-малышек»);

-изготовление продуктов проекта;

-фотовыставка «Как мы чистим зубы дома»;

-проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта;

-проведение развлечения «Праздник здоровых зубов»;

-экскурсия в стоматологическую поликлинику.

3-й этап

заключительный

-фотовыставка «Спортивный фотоальбом моей семьи»;

-оформление стенда «Чтобы быть здоровыми»;

-проведение праздника «Здоровая улыбка»;

-проведение благотворительной акции «Помоги детям»;

-подготовка к защите проекта и презентация проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Здоровые зубы - залог здоровья"

Родители играют важную роль в сохранении зубов ребенка. Именно они начинают первый уход за полостью рта малыша. Очень важно поддерживать у малыша желание ухаживать за зубками....

Проект "Здоровые зубы - залог здоровья"

Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы...

Конспект проекта "Здоровые зубы - залог здоровья"

Гигиена зубов- правила сохранения зубов здоровыми....

Проект «Здоровые зубы – залог здоровья!»

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится тщательный уход за зубами и полость...

Презентация - Педагогический проект «Здоровые зубы – залог здоровья»

Презентация - Педагогический проект «Здоровые зубы – залог здоровья»Формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилакт...

Проект "Здоровые зубы- залог здоровья"

АктуальностьВоспитание здорового ребенка - приоритетная задача дошкольного учреждения.Согласно ФГОС ДО физическое развитие включает приобретение детьми опыта в становлении ценностей здорового образа ж...

ПРОЕКТ «Здоровые зубы – залог здоровья» (2024 г.)

Познавательно-исследовательский проект "Здоровые зубы - залог здоровья" для детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Цель: формирование позна...