Главные вкладки

    Инновационные формы организации образовательного процесса с детьми раннего возраста в адаптационный период
    занимательные факты на тему

    В период адаптации для детей раннего возраста мы решили использовать инновационный материал "Кинетическкий песок, или волшебныйы песок", который благоприятно влияет на развитие мышления, памяти, внимания малыша. Этто инструмент, который сослужит добрую службу для психологического благополучия ребенка в период раннего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pesok.docx23.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отдел образования, молодежной и социальной политики администрации города Шумерля

    Городская августовская педагогическая конференция

    Инновационные формы организации образовательного процесса с детьми раннего возраста в адаптационный период

    Докладчик:

     Болотина С.В., воспитатель

     МБДОУ «Детский сад №19

     «Родничок» г. Шумерля

    г. Шумерля

    25 августа 2017 года

    В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления содержания дошкольного образования. Одним из базовых ценностей ФГОС является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Положения ФГОС ДО делают акцент на создание более благоприятных для ребенка психолого-педогогических условий, где особое внимание уделяется партнёрству педагога и ребенка и взаимодействие педагога с родителями. В этот период особенно важно организовать среду, обеспечивающую психологическое, эмоциональное благополучие детей, создать возможности для проявления малой двигательной активности, общения, совместной деятельности взрослых и детей.  Ребёнок по природе своей таков, что ждёт от своего нового окружения в период адаптации, надёжности и безопасности, поэтому установление близких отношений и надёжной привязанности  является условием качественного образования, особенно для детей раннего возраста.

    В настоящее время перед педагогами стоит задача приспособить образовательный процесс, к особенностям развития детей учитывая их возрастные и психофизические возможности  и потребности, тем самым создавая  условия для адаптации  детей раннего возраста.

    Рассмотрев и изучив психолого-педагогические аспекты инновационных форм организации  образовательного процесса с детьми от 1,5-3 лет в адаптационный период на современном этапе, мы сделали акцент на игру с песком. Игры с песком позволяют обеспечить социальную успешность, охрану, сохранение и укрепление здоровья детей в период адаптации в ДОУ, что неотъемлемо скажется на формировании личностных качеств будущего субъекта, что является необходимым условием для успешной  адаптации ребёнка в современном мире.

    Игру с песком, как психотерапевтический метод работы с детьми, впервые описал английский детский психотерапевт М. Ловенфельд (1929г.), где главной задачей являлось помощь детям в «выражении невыразимого». Терапевтический эффект игры с песком был замечен швейцарским психологом и философом  К.Г.Юнгом. Он утверждал, что процесс игры с песком высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

    Уже в настоящее время, в практику входит кинетический песок или, как его называют «Волшебный песок», «Живой песок» был изобретен в Швейцарии в 2013 году, а затем и в России. «Кинетический песок» - это инновационный материал, который напоминает морской, влажный песок. Он приятен на ощупь не оставляет следов на руках, он мягкий, пушистый и «течет» сквозь пальцы, оставляя при  этом руки чистыми и сухими. Он способен принять любую форму, и лишь единственное прикосновение превращает его в обычную песчаную массу.

    При партнёрстве педагога с ребёнком в ходе инновационных форм работы с кинетическим песком, в процессе творческих игр, воспитатель помогает ребенку:

    • преодолеть стрессовое состояние;
    • желание ребенка узнать что-то новое, играя самостоятельно;
    • развитию тактильной  чувствительности, как основы развития ручного интеллекта,                  
    • развитию  познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь, и моторика).

    Ребёнок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется негативный фон настроения на положительный, малыш раскрепощается, стабилизируется эмоциональное состояние у ребёнка  формируются навыки позитивной коммуникации, развиваются творческие потенциальные возможности.

    Игры с кинетическим песком с детьми раннего возраста целесообразно проводить утром и в течение всего образовательного процесса в период адаптации 10-15 мин. В форме:

    • фронтально-групповой организации (выполняют одно задание 8-10 человек),
    • групповых игр (2-3 ребёнка)
    • индивидуальных игр.

    Для того чтобы облегчить период привыкания ребенка в ДОУ, необходимо осознанное партнёрство педагога с родителями воспитанников. Кинетический песок может стать незаменимым средством для создания образовательного пространства для детско-родительского взаимодействия. Помочь родителям приобрести опыт психологической поддержки ребёнка в период адаптации через игры с кинетическим песком.

    Для этой цели мы организовали «Клуб молодой семьи», где обсуждаем следующие вопросы: изготовление кинетического песка  в домашних условиях, условия хранения и срок службы песка, как правильно знакомить малыша с «Волшебным песком».

    В период адаптации дети совместно с родителями знакомились с «Волшебным песком», пропускали песок сквозь пальцы, чтобы прочувствовать его. «Готовили печенье», используя разнообразные формы. «Разрезали хлеб, масло, колбасу», овладевали навыками резания стекой. Играли в «Прятки», прятали игрушки в песок, а затем находили их совместно с родителями. Рисовали на песке, пальчиками, либо бросовым материалом, палочками. Играли в игру «Угадай-ка», лепили из песка фигурки и  угадывали, что это. Строили горы, башни сравнивали, чья выше.

    В результате организации и использовании игр с кинетическим песком с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ мы пришли к выводу, что дети 1,5-3 лет быстрее и комфортнее адаптируются к новым условиям. Происходит развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук и речи. Развивается мышление, память,  внимание, застенчивые дети раскрываются. Это инструмент, который сослужит добрую службу для психологического благополучия ребёнка в период раннего возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

    Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

    Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

    В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

    Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

    Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

    Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....

    Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

    Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

    Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

    Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

    Статья «Инновационные формы организации образовательного процесса с детьми раннего возраста в период адаптации»

    В настоящее время ведется качественное обновление содержания дошкольного образования. Одной из основных задач  является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физичес...