«Художественно-эстетическое развитие» по теме: «Природа и музыка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тетерина Ирина Николаевна

Музыкальное занятие по развитию музыкального воприятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_muzyka_-_kopiya.docx25.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое развитие» по теме:

«Природа и музыка»

Направления: «Художественно-эстетическое развитие. Музыка.

Речевое развитие»

Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию                        

           дошкольников;

           создать условия для развития  музыкального творчества.

Задачи:

Образовательные: 

-  Углублять представление об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподрожания некоторым явлениям природы (капель, плеск воды, песнь птицы), выражения настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года.

-  Раскрывать возможности отдельных выразительных средств в создании образа.

-  Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки.

-  Научить различать выразительные средства разных искусств, находить черты сходства и различия настроений, образов.

Воспитательные:

-   Воспитывать чувство патриотизма, любви к родной природы и стране;

Развивающие:

- Развивать самостоятельность,  инициативу, творческие и импровизационные способности у детей.  

- Развивать певческие навыки, умение петь индивидуально, в ансамбле и хоре;

-   Развивать коммуникативные качества детей посредством танцев, игр, забав.

-   Побуждать передавать образы природы в танцевальном творчестве созвучно музыкальному образу и  в оркестре с ДМИ.

-  Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.

Оборудование:    мультимедийная установка, записи              

                              Произведений Н.Римского-Корсакова,  Г. Свиридова, П.И.

                              Чайковского, М.мусоргского.

                              Картины природы  зимой, весной, лета, осени.  

Ход занятия:

Дети входят в зал и все вместе здороваются с музыкальным руководителем.

Приветствие:

Музыкальным руководителем: здравствуйте, ребята.  Сегодня мы с вами отправляемся в музей изобразительного искусства им. А.Сю. Пушкина. Отправляемся в путь.

Под «Марш» Д. Кабалевского  высоким шагом дети зигзагом идут по залу. На проекторе государственный музей изобразительного искусства  им. А.С. Пушкина.

Музыкальным руководителем:  вот мы и пришли в музей. При входе в музей мы должны поздороваться с сотрудниками музея.  А сотрудниками музея будут наши гости.  Я предлагаю вам:

Упражнение 1.

1 вариант- произнося слово «Здравствуйте» при по ступенном движении голоса вверх.

2 вариант -  произнося слово «Здравствуйте» при поступенном движении голоса вниз.

3 вариант -  произнося слово «Здравствуйте» при  скачке голоса вверх.

4 вариант -  произнося слово «Здравствуйте» при  скачке голоса вниз.

Музыкальный руководитель и дети пропевают  приветствие с движением звуков вверх- вниз, скачкообразно.

Музыкально- ритмические движения

 

Музыкальный руководитель: с сотрудниками музея мы с вами поздоровались, теперь отправляемся по залам. Входим в зал русских художников.

Дети под музыку («Прогулка», сюита «Картинки с выставки»М. Мусоргского)  в хаотичном движении , натянув носки,  двигаются от картины к картине импровизированного зала музея.

Слушание

Музыкальный руководитель: мы вошли с вами в зал русских художников.  Посмотрите, пожалуйста, какие пейзажи вы видите?

Дети: …………………….

Музыкальный руководитель: давайте обратим внимание на зимние пейзажи  (Саврасов А.К. . «Зима»,  Бакшеев В.Н. «Зимний пейзаж», «Иней») и послушаем произведение Георгия Свиридова. Но как называется произведение и о чем в нем говориться вы расскажите мне сами.

Звучит произведение «Тройка» из сюиты «Метель» Г. Свиридова.

Дети: ……………….( рассказывают дети)

Музыкальный руководитель: предлагаю вам  разделиться на две команды. Первая – слушает инструменты симфонического оркестра и выбирает из предложенных на картинках инструментов услышанные.

Вторая – слушает динамику звука (тихо- громко),  темп (быстро- медленно).

Дети делятся на команды. Музыкальный руководитель предлагает ещё раз прослушать «Тройку» Г. Свиридова и выполнить задание.

После прослущивания музыкальный руководитель подробно разбирает результаты детей в командах.

Музыкальный руководитель: теперь давайте посмотрим представленные картины и подумаем: какая картина больше подходит к музыке Г. Свиридова «Тройка».

Дети: ……………..

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом, 
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы...

Дети под музыку («Прогулка», сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргского)  в  хаотичном движении , натянув носки,  двигаются от картины к картине импровизированного зала музея.

Дети останавливаются у картин Бяльницкий «В начале весны», Варварова «Весеннее солнце уже рядом».

Музыкальный руководитель: мы пришли с вами в зал, где царит какое время года?

Дети: ……………..

Музыкальный руководитель: в музыке есть звуки длинные и короткие.  Движение быстрое и медленное, настроение веселое и грустное. Давайте послушаем, что же происходит с природой весной.

Звучит  «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель: скажите пожалуйста, это произведение акапельное или с сопровождением симфонического оркестра?

Дети: ……………..

Музыкальный руководитель: это хоровое пение или сольное?

Дети: ……………..

Музыкальный руководитель: какую картину вы выберите для этого произведения? Почему?

Дети: ……………..

Музыкальный руководитель: давайте разберем: каких звуков больше длинных или коротких? Похожа музыка на марш, танец, колыбельную? Какое настроение несет музыка? Какие инструменты создают веселое настроение?

Дети: ……………..

Дети под музыку («Прогулка», сюита «Картинки с выставки»М. Мусоргского)  в  хаотичном движении , натянув носки,  двигаются от картины к картине импровизированного зала музея.

Дети останавливаются у картин Виноградов «Жаркий день», Волков «Поле ромашек», Левитан «Июньский день», Дмитрий Кустодиев «Мир бабочек».

Музыкальный руководитель: мы пришли с вами в зал, где царит какое время года?

Дети: ……………..

Музыкальный руководитель: давайте повнимательней рассмотрим картины. Какие краски бросаются в глаза на картине? Глядя на эти картины что ещё вы можете представить или ощутить?

Дети: ……………..

Игра на ДМИ

Музыкальный руководитель: я предлагая вам послушать произведение П.И. Чайковского.

Звучит «Па-де-труа»  из балета «Лебединое озеро»  П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: какое по характеру это произведение?

Дети: ……………..

Музыкальный руководитель: простучите  восьмые  ладошками, а шестнадцатые показывают мелкими движениями пальцев.

Дети простукивают восьмые ладошками, а шестнадцатые показывают мелкими движениями пальцев.

Затем музыкальный руководитель предлагает детям организовать симфонический оркестр, где он будет дирижёром.  На фланелеграфе выкладывается ритмический рисунок из цветочков. Дети делятся на 4 группы (бабочки, шмели, жуки, кузнечики). Поочередно группы проигрывают выложенный на фланелеграфе ритмический рисунок.

Музыкально-ритмические движения

Музыкальный руководитель: теперь давайте рассмотрим картины и представим игру бабочек в салки.

Дети приглашаются на ковер в четыре угла зала.

Музыкальный руководитель проводит игру.

Музыкальный руководитель берет на себя роль «ветра». На четверти бабочки прыгают на месте, на шестнадцатые перебегают в противоположный угол, по указанию ветра.  

На подобной игре формируется четкое понимание коллективной игры и значение дирижера для хора и оркестра, отрабатывается длинна музыкальных фраз через движение.  

Дети под музыку («Прогулка», сюита «Картинки с выставки»М. Мусоргского)  в  хаотичном движении , натянув носки,  двигаются от картины к картине импровизированного зала музея.

Музыкальный руководитель: мы пришли с вами в зал, где царит какое время года?

Дети: ……………..

Музыкальный руководитель: давайте повнимательней рассмотрим картины. Какие краски бросаются в глаза на картине? Глядя на эти картины что ещё вы можете представить?

Дети: ……………..

Музыкальный руководитель: я предлагая вам послушать произведение Г. Свиридова ……..(«Весна-осень»),  но как называется это произведение вы скажите сами.

Звучит «Весна-осень» сюиты «Метель» Г. Свиридова.

Музыкальный руководитель: как вы думаете какие времена года вы услышали в произведении? Какие инструменты симфонического оркестра исполняют весну, а какие осень?

Пение

Сегодня мы с вами видели картины всех времен года. Какие это времена года?

Дети: ……………..

Исполнятся песня «Моя Россия» муз. Струве.

Заключение

На этом наше посещение музея закончено. Сегодня вы слушали музыкальные произведения, слушали стихи, смотрели картины русских художников.

Вопрос: связаны ли между собой музыка, живопись и внутреннее состояние человека?

Дети: ……………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста; «Классическая музыка в детском саду"

Цель проекта: Создание единого общекультурного пространства для содействия развитию творческой личности ребенка....

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...