Перспективное планирование НОД и совместной деятельности воспитателя с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сотова Наталья Васильевна

Перспективное планирование НОД  и совместной деятельности воспитателя с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_p.p.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование НОД  и совместной деятельности воспитателя с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе на 2016-2017 учебный год

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

«Овощи с огорода»

Развивать умения детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировки русской народной сказки «Репка».

Октябрь

«Комнатное растение бальзамин»

Расширять представления детей о комнатных растениях, познакомить с растением – бальзамин. Развивать умение узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Ноябрь

«В гостях у бабушки»

Продолжать знакомить с домашними животными, их детёнышами. Дать элементарные знания об уходе за домашними животными, как правильно с ними обращаться. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

Декабрь

«Подкормим птиц зимой»

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушки для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

Январь

«В январе, в январе, много снега во дворе»

Уточнить знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

Февраль

«У меня живёт котёнок»

Продолжать знакомить с домашними животными. Формировать умение правильно общаться с животными. Учить делиться впечатлениями.

Март

«Уход за комнатными растениями»

Расширять представления о комнатных растениях (о фикусе). Закреплять умение поливать растения из лейки, ухаживать за ними. Учить протирать листья влажной тряпочкой.

Апрель

«Прогулка по весеннему лесу»

Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать представления о простейших связях в природе.

Май

«Сравнение одуванчика и тюльпана»

Дать детям первоначальные знания о первоцветах (одуванчике и тюльпане) Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана. Закреплять умения правильно называть основные части растения. Вызвать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение.

Перспективное планирование работы воспитателя с детьми.

Сентябрь

Задачи:

Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветреных дней); изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору).

Познакомить с основными видами овощей и фруктов.

Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное) .

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Наблюдения и опыты.

Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом).

Наблюдение в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи его спрятали) .

Наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом) .

Наблюдение за осенними цветами (бархатцы, астры).

Наблюдение за кленом и березой (учить сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).

Экологические игры.

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

Подвижные игры.

«Воробышки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши».

Беседы.

«Расскажем кукле Маше какие бывают овощи».

Чтение худ. литературы.

Русская народная сказка «Репка», заучивание потешки «Огуречик, огуречик… », чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина.                        

Труд в природе.                                                                                                                                   

Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал,

листья.

Октябрь

Задачи:

Продолжать формировать представление детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе – листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад, все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели).

Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (дерево, рыбка).

Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Продолжаем наблюдать за неживой природой (дождливых дней больше, стало холоднее – надо одеваться теплее).

Наблюдение за ветром. Провести опыт: вынести на улицу вертушку и обсудить, почему она вертится, почему качаются деревья.

Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

Поручения

Найти самый большой и самый маленький листок на участке. Рассмотреть и сравнить их.

Экологические игры.

«Где спрятался котёнок», «Лото» (овощи, фрукты), «Найди, о чем рассказу».

Чтение худ. литературы.

Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу», Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше».

Беседы.

«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде».

Работа с родителями.

Привлечь родителей к организации выставки «Веселый огород».

(родители готовят поделки из овощей и фруктов).

Ноябрь

Задачи:

Формировать представление об изменениях в живой и неживой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменение в одежде, все листья опали, звери в лесу готовятся к зиме) .

Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения. Закрепить название частей растения.

Воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю).

Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпается. Снег от тепла тает (объяснить детям, что ладошка теплая.)

Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Лед от тепла тает так же, как снег. Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

Экологические игры.

«Овощи и фрукты», «Найди такой же», «Угадай, что в руке».

Чтение худ. литературы.

А. Блок «Зайчик»; В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живёшь?»; В. Бианки «Холодно в лесу зимой»; Э. Шим «Кто как идет»; А. Фет «Лист сухой валится»; А. Аким «Осинка»; А. Майков «Осень». Загадки о животных.

Беседы.

«Что изменилось в нашей одежде», беседы о жизни животных в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

Труд в природе.

Протирать крупные листья комнатных растений, поливать, подкармливать растения, рыхлить почву.

Декабрь

Задачи:

Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад, солнце светит, но не греет).

Формировать представление о потребности заботится о птицах зимой. (развесить кормушки и кормить птиц) .

Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Наблюдение за снегопадом, за свойствами снега (снег от тепла тает, бывает липким и рассыпчатым).

Опыт: набрать в баночку снега и поставить в теплое место. От тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание, что вода грязная; когда снег бывает липким, а когда рассыпчатым.

Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки для птиц и ежедневно корм. Рассмотреть следы на снегу.

Экологические игры. выносить

«Кто во что одет», «Сложи картинку» (изображение птиц: воробья, вороны, голубя, синички).

Чтение худ. литературы.

Л. Аким. «Первый снег», З. Александрова «Зимняя песенка», «Снежок», И. Токмакова «Как на горке снег, снег», О. Высоцкая «Снежный кролик», А. Барто «Снег».

Беседы.

«Как мы играем зимой», «Как мы помогаем птичкам».

Работа с родителями.

Привлечь родителей к участию в международной акции «Кормушка для пичужки». Оформить для родителей папку-передвижку «Как привить ребенку любовь к природе».

Труд в природе.

Расчистка дорожек от снега вместе с воспитателем на прогулке. Поливка комнатных растений. Подкормить птиц.

Январь

Задачи:

Закрепить представления детей о зимних явлениях в живой и неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега.

Формировать представление детей о потребностях растений в земле.

Закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.

Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает (опыт).

Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед, что общего и чем отличаются.

Вместе с детьми продолжать подкармливать птиц.

Экологические игры.

«Кто во что одет», «Кто где живёт», «Где спряталась рыбка».

Чтение худ. литературы.

И. Токмакова «Где спит рыбка», Л. Екимцев «Чего хочет рыбка», В. Введенская «На лыжах».

Загадки о птицах, овощах.

Беседы.

«Зимние развлечения на улице», «Отличие живой ели от искусственной».

Работа с родителями.

Предложить родителям вместе с детьми изготовить игрушки на елку на территории детского сада своими руками.

Труд в природе.

Подкормить птиц на прогулке. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.

Февраль

Задачи:

Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги) .

Продолжать развивать умение сравнивать, выделять контрастные признаки различия и некоторого сходства.

Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче.

Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать, почувствовать, как она нагревается.

Наблюдение за сосульками (сравнение их по толщине, величине).

Опыт: внести сосульку в теплое помещение и посмотреть, как она будет таять.

Наблюдение за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становиться липким. Обратить внимание на первое щебетание птиц.

Экологические игры.

«В зимней столовой», «Птички», «Угадай растение по описанию» (бальзамин, фикус, фиалка).

Чтение худ, литературы.

А. Барто «Птичка», В. Жуковский «Птичка» (отрывок), А. Прокофьев «Снегири».

Беседы.

«Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой».

Труд в природе.

Подкормить птиц на прогулке. На прогулке вместе сгребаем снег. Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

Март

Задачи:                                                                                                      Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней больше, стало намного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед).

Развивать умение сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия.

Развивать интерес к жизни птиц

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Провести опыты с водой: закрасить воду разного цвета краской, залить формочки вынести на улицу. После прогулки рассмотреть, что вода замёрзла.

Продолжить наблюдение за солнцем: оно стало более ярким, теплым.

Опыт: сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказа, что такое тень. Понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы, разной величины.

Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем – утром бывает морозно, иногда падает снег, на дорожках скользко.

Наблюдение за воробьями: чирикают веселее, рассказать детям, что воробьи скоро будут вить гнездышки.

Экологические игры.

«Вороны», «Через ручеек», «Воробышки и кот», «Кто где живет», «Солнышко и дождик», «Угадай по описанию».

Чтение худ. литературы.

С. Я. Маршак «Весенняя песенка», А. Барто «Птичка», «Кто как кричит», В. Чарушин «Яшка».

Беседы.

«О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы – на прогулке и по иллюстрациям, «На что похожи облака», «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают, скучают) .

Труд в природе.

Совместно с воспитателем продолжать поливку комнатных растений и уход за ними. Посев рассады (томат). Посадка лука. Уборка участка от веточек. Продолжать подкармливать птиц.

Апрель

Задачи:

Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе, которые происходят в апреле месяце, закреплять основные представления о них.

Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляются первые цветы (подснежники, мать-и-мачеха), появляется первая травка, звери в лесу меняют окраску (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик).

Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать.

Закреплять знание детей о строении растений, их основных частей.

Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Наблюдения и опыты.

Продолжаем наблюдать за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталинки. Утром они покрыты льдом, а потом он тает.

Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет, спросить, почему он намокает.

Экологические игры.

«Угадай по описанию», подвижные игры: «К дереву беги», «Кто быстрее найдет березу, ель, яблоню».

Чтение худ. литературы.

Т. Александрова «На солнышке согрелась ель», Л. Толстой «Пришла весна», И. Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи). Загадки о деревьях.

Беседы.

«Какие растения живут у тебя дома», «Мамы и их детеныши».

Труд в природе.

Уборка мусора на участке. Посев рассады (капуста, астра, бархатцы, циния).

Май

Задачи:

Закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе: много теплых солнечных дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее.

Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост – травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, скворцы, оживились воробьи), проснулись после зимней спячки насекомые.

Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Совместная работа воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

Познакомить со свойствами солнечных лучей: высушивать все вокруг.

Опыт: намочить песок и наблюдать с детьми как он сохнет на солнце.

Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что они похожи.

Наблюдать за живой природой: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев: черемухой, вишней.

Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы (грачи, скворцы).

Экологические игры.

«Найди дерево по описанию», «Чья эта тень», «Собери цветок из частей», «Кто, где живет», «Что изменилось?».

Чтение худ. литературы.

З. Александрова «Одуванчик», С. Маршак «Радуга – дуга», И. Бунин «Ясным утром», К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках», С. Капутикян «Май». Загадки.

Беседы

«Какие песенки поет дождь» (послушать звуки дождя в комнате, на улице, под зонтом). «Как красиво всё вокруг!».

Труд в природе.

Полив цветов, рассады. Уборка участка от мусора, сбор камешков, сухих веток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе

Перспективное планирование составлено по программе "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой с учетом ФГТ и тематического планирования. использовала методическ...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному - речевому направлению в младшей группе на тему: «Наш друг светофор»

Цель: - познакомить детей с понятием «светофор»;   - уточнить, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый)...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по областям к рабочей программе "Мир Открытий" вторая младшая группа

Данное перспективное планирование разработано для второй младшей группы детского сада по программе "Мир открытий" и является ее дополнением....

Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе

В данном материале представлено перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе. В планирование включены беседы с детьми по экологии, наблюдения, экспе...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи детей в младшей группе детского сада «Описание зимней одежды».

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми  по развитию речи детей в младшей группе детского сада«Описание зимней одежды»....

Методическая разработка по организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно- речевому развитию в младшей группе на тему: «Наш друг светофор».

Данная работа – это обобщение опыта педагога по решению проблем речевого развития  и социального становления детей младшего школьного возраста  путем анализа ситуации, разработки предл...