Программа по организации театрализованной деятельности с воспитанниками стационарного отделения для детей 3-7 лет
рабочая программа (младшая группа) по теме

Сисейкина Елена Федоровна

Театрализованная  деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rabochaya.docx57.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Владимирской области

«Гороховецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»

                                                                                                                      «Утверждаю»

                                                                                Директор ГКУСО ВО «Гороховецкий

                                                                                  социально-реабилитационный центр

                                                                                      для несовершеннолетних «Семья»

                                                                                     ____________________О.Г.Рябовол

                                                                                     «___»_________________20___года

Программа

 

по организации театрализованной деятельности

с воспитанниками стационарного отделения

для детей 3-7 лет

                                                                                                       Сроки реализации программы:

  2017 год

Разработчик программы:

Е.Ф. Сисейкина

воспитатель стационарного отделения

г. Гороховец

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театрализованная  деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Программа описывает подготовку по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:

Актуальность программы :

Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще в  дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Направленность программы:

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной.

Новизна программы:

В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей не копировать чужое, а самим  создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную.

Программа развития детей дошкольного возраста составлена на основе авторской программы  «Театр – творчество - дети» Сорокиной Т.Ф.  Программы «Театрализованная деятельность дошкольников» Губановой Н.Ф., 2012

«Театр кукол и игрушек в ДОУ». (Сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель 2009.)

 Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности.

Цель программы. Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

Общие программные задачи:

1. Образовательные:

Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей ).

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок

2.Развивающие:

Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

Развивать память, внимание, воображение, фантазию;

Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

 Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

3. Воспитательные:

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

Воспитание аккуратности, старательности.

Воспитание коммуникативных способностей детей

Программа предполагает проведение двух занятий в месяц.  Продолжительность занятия: 20 мин, общее количество учебных занятий в год- 20.  

Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:

 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ». Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается  организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги.  Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.

     4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

 Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный  отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

Занятия проводятся по следующей схеме:

- введение в тему;

- создание эмоционального настроения;

-театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем  способа  действия, театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям);

-изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в январе, итоговый — в декабре.

Возраст детей и срок реализации программы

Данный вариант программы рассчитан на детей, начиная с трёхлетнего возраста.

Срок реализации программы – 1 год.

1 год обучения  – 20 часов в год.

Режим занятий

Занятия кружка проводятся 2 раза в месяц.

Длительность занятий составляет не более 20 мин.

Ожидаемый результат

Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие  развитие духовного потенциала и творческой активности.

Сформированность  умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.

Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика.

Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).

Развитие всех сторон речи, четкой, ясной  дикции.

К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:

Ребенок должен знать:

- назначение театра;

- деятельность работников театра;

- виды театров;

- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.

- знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Ребенок должен уметь:

- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

- воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать  деятельность других детей;

- контролировать внимание;

- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

-изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

- уметь составлять предложения с заданными словами.

- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Ребенок должен иметь представление:

-о сценическом движении;

-о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Ребенок должен владеть навыками:

- культурного поведения в театре;

-определения состояния персонажа по схематическим рисункам;

- подбора собственных выразительных жестов;

- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

- произнесения небольших монологов.

Необходимое оборудование.

Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.

ФОРМЫ РАБОТЫ

- Занятия.

- Игры- занятия.

- Игры- загадки.

- Занятия- путешествия.

- Игры- драматизации.

- Совместная деятельность педагога и воспитанников.

- Самостоятельная деятельность воспитанников.

- Игры, упражнения, этюды.

Работа с детьми:

 индивидуальная,

парная,

подгрупповая.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:

•        Занятия,

•        участие в концертах,

•        открытое занятие,

•        показ драматизаций для детей,

•        выставка театральных кукол.

Тематический план  по кружковой программе «Золотой ключик».

Месяц

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

Январь

На машине. Мишка-отгадчик. Качели.

Настольный театр игрушек.

Игра в прятки. Матрёшка и Катя. Лошадка. Грузовик.

Настольный театр игрушек.

0,5

0,25

0,5

0,75

1

1

Февраль

Дуют ветры в феврале.

Игра-инсценировка.

Знакомые сказки.

Настольно-плоскостной театр.

0,25

0,25

0.75

0,75

1

1

Март

Театр двух актёров.

Настольный театр конусной игрушки.

Маша и медведь.

Настольный театр конусной игрушки.

0,5

0,25

0,5

0,75

1

1

Апрель

Встреча кошки с собакой. Пляска с Машей.

Настольный театр картинок

Ёж и лиса.

Настольный театр картинок

0,25

0,25

0,75

0,75

1

1

Июнь

Театр двух актёров. Мама гуляет. Две мышки.

Игра-драматизация с куклами бибабо.

Сказка про утят.

Настольный театр игрушек

0,5

0,10

0,5

0,90


1

1

Июль

Путешествие в страну Игралию.

Театрализованное развлечение с куклами бибабо.

Кошка и её котята.

Игра-инсценировка.

0,25

0,10

0,75

0,90

1

1

Август

Волшебный цветок.

Развлечение с куклами бибабо.

Выходи на зелёный лужок.

Театрализованная игра

0,25

0,25

0,75

0,75

1

1

Октябрь

Мимика

Страна воображения.

0,5

0,5

         0,5

0,75

1

1

Ноябрь

Наше настроение.

Играем в театр.

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

Декабрь

Лесная сказка

Три медведя.

0,5

0,5

0,5

0,75

1

1

Всего занятий

20

Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности.

Месяц

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

Январь

1

Сценки:

На машине. Мишка-отгадчик. Качели.

Формировать навыки кукловождения резиновой и пластмассовой игрушки.

Игры на знакомство.

Игра «Кто это?»

Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Резиновые и пластмассовые игрушки.

Январь

2

Сценки:

«Игра в прятки», «Лошадка», «Грузовик»

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию;

Использовать разнообразные  игрушки – фабричные и самодельные.

Беседа,

отгадывание загадок.

Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя»

Фабричные и самодельные игрушки.

Февраль

1

Игра-инсценировка «Дуют ветры в феврале»

Рассказать об армии; вовлекать в ролевую игру, побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимики, эмоциях, учить координации движений.

Беседа, инсценировка, пальчиковая гимнастика

Музыкальные записи,

игрушки-солдатики; костюмы (моряка, танкиста, лётчика).

Февраль

2

Игра - инсценировка

«Знакомая сказка»

Обучать  детей приёмам кукловождения настольно – плоскостного театра

Знакомство с содержанием сказки. Показ настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Настольный театр, иллюстрации к сказке.

Март

1

Игра

«Театр двух актёров»

Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность;

обучать приёмам вождения кукол  конусного  театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;

развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук;

воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.

Дыхательное упражнение «Аромат леса».

Речевая разминка.

(произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро

Отгадывание загадок «Весеннее дерево».

Пальчиковая гимнастика  «Болото».

 

Фигуры настольного театра конусной игрушки.

Март

2

Игра – драматизация «Маша и медведь»

Совершенствовать импровизационные особенности детей; формировать положительное отношение к играм – драматизациям; поощрять желание детей участвовать в играх по собственному  желанию.

Создание игровой мотивации. Ведения диалога детьми во время показа и рассказывания сказки «Маша и медведь».

Ряженье в костюмы.

Отгадывание загадок.

Маски героев по сказке, костюмы.

Апрель

1

Этюды:

«Встреча кошки с собакой»,

«Пляска с Машей»

Обучать приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе)

Игра «Угадай, кто потерял». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки».

Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло».

Импровизация «Продолжи сказку».

Изготовление кукол для театрального этюда.

 Упражнение в ведении куклы (темп, ритм движений, плавность, резкость).

Фланелеграф, картинки различных сказочных персонажей.

Апрель

2

Сценка

«Ёж и лиса»

Разыгрывать несложные сценки по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест)

Драматизация сказки

«Ёж и лиса»

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.

Июнь

1

Этюды:

«Мама гуляет»,

«Две мышки».

Игра «Театр двух актёров».

Познакомить с техникой управления куклы бибабо.

 Учить разыгрывать мини-этюды.

Знакомство с театральной ширмой, с устройством куклы бибабо.

Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».

Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чики-чики-чикалочки».

Театральная ширма,

куклы бибабо.

Июнь

2

Театр игрушек

«Сказка про утят»

Приобщить детей к драматизации;

учить партнерскому взаимодействию.

Имитирование движения: бег,  ходьба.

Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Чтение  «Сказки про утят».

Распределение ролей с помощью загадок.

Резиновые игрушки настольного театра.

Июль

1

Театрализо -ванное развлечение

«Путешествие в страну Игралию»

Порадовать детей, вовлечь в игру; учить действовать в игре группой и по одному; учить выразительно двигаться под музыку в соответствии с текстом.

Игры, чтение потешек, стихов, рассматривание иллюстраций,

дыхательная гимнастика.

Маски зверей, музыкальное сопровождение.

Июль

2

Игра-инсценировка «Кошка и её котята».

Формировать умение показывать сказку на фланелеграфе; учить пересказывать содержание знакомой сказки; дать заряд положительных эмоций; побуждать к воплощению в игровой образ.

Подготовка и драматизация сказки

«Кошка и её котята».

Театр картинок,

музыкальное сопровождение.

Август

1

Развлечение с использованием театра кукол

«Волшебный цветок»

Порадовать детей  просмотром кукольного театра; закрепить представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть  сказку.

Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр сказки «Волшебный цветок»

Театральная ширма, куклы бибабо.

Август

2

Театрализован-ная игра

«Выходи на зелёный лужок»

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизации под музыку.

«Язык жестов».

Игра «Где мы были, мы не скажем».

Песня-игра «По лугу».

Песня-этюд «Ручейки»

Музыкальное сопровождение, корзинки, султанчики, накидки для ручейков.

Октябрь

1

Мимика

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной эмитации, учить импровизировать в рамках заданной ситуации.

Игра «Что я умею».

Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею»

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды  у зеркала.

Мяч, мягкие игрушки щенок и козлёнок.

Октябрь

2

Играем в театр.

Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций.

Игровое занятие построенное на театрализованных играх, способствующих развитию памяти, внимания, воображения.

«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

Музыкальное сопровождение

зеркало, цветик - семицветик.

Ноябрь

1

Лесная сказка.

Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета

Знакомство с содержанием  музыкальной сказки «Три медведя».

Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.

Фланелеграф,

иллюстрации к сказке.

Ноябрь

2

Лесные жители.

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по её сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

Игровые упражнения, передающие образы героев сказки (зайчики, лисички, медведи, подружки). Выбор костюмов к сказке.

Маски зверей, костюмы.

Декабрь

1

Музыка в сказке.

Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.

Разучивание музыкальных номеров

(хоровод подружек, песня Машеньки, общий танец).

Музыкальное сопровождение

Декабрь

2

Три медведя

Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности.

Подготовка и драматизация сказки

«Три медведя».

Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

Должен уметь:

— заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;

— разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

— использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов        Должен знать:

— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольный настольноплоскостной , конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске..

Должен иметь представление:

— о театре, театральной культуре;

— роли артистов, кукол;

— имеющихся правилах поведения в театре;

— азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций)

Уровни эмоционального и артистического развития детей.

Я считаю, что работа по театрализованной деятельности не была бы полной без учета, который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы. При этом речь идет об объективной уровневой оценке музыкального и артистического развития каждого ребенка в динамике. Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного года (конец сентября – начало октября) с его достижениями к концу учебного года (май). С этой целью я провожу обследование развития артистических и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.

 В процессе наблюдения и совместной деятельности с ребенком обращаю внимание на следующее:

- желание ребенка участвовать в игре, активность и инициативность;

- отношение к выбранной или порученной роли;

- развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);

- эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи);

- развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности;

- умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа (в движении и речи);

- способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).

Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности, обращаю внимание на те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.

Для того чтобы проверить уровень развития детей, я использую следующие задания.

1.Цель – развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.

Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира.

Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина проехала, легковая или грузовая? Кто прошел по коридору – ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек т т.д.? какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает?

2.Цель – развитие выразительности речи и дикции.

Задание: а)Произнести скороговорку – сначала медленно, потом с ускорением:

Над овражком у дорожки

Страшный стражник строит рожки.

Стражник в крепости сидит,

Стражник грозен и сердит.

б) Произнести  одно слово с разной интонацией:

- Киска, как тебя зовут?

- Мяу! (нежно)

- Сторожишь ты мышек тут?

- Мяу! (утвердительно)

- Киска, хочешь молока?

- Мяу! (с большим удовольствием)

- А в товарищи щенка?

- Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: испуганно, трусливо, возмущенно)

3.Цель – развитие выразительности и пластики движений.

Задание: а)Взять со стола карандаш так, как будто это:

Червяк,

Горячая печеная картошка,

Маленькая бусинка.

б) Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино, любопытная  сорока) смотрится в зеркало.

4.Цель – адекватное выражение эмоций.

Задание: Рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и девочки» Н.Сорокиной:

Девочки и мальчики (кланяются)

Хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики,

Прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут:

Топ, топ, топ!

Весело хохочут:

Ха, ха, ха!

5.Цель – развитие умения отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.

Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку;

как Винни-Пух нашел большой горшок с медом.

 

  Условия реализации

Техническое оснащение занятий

•        Магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий;

•        Куклы:

•        театр на фланелеграфе:

•        куклы-картинки;

•        фланелеграф;

•        рисунки для мини – декораций.

•        театр верховых кукол (куклы-Петрушки,):

•        куклы;

•        театральная ширма;

•        декорации к спектаклям.

•        Настольный театр:

•        куклы;

•        декорации к спектаклям.

•        Пальчиковый театр:

•        -   куклы;

•        -   декорации.

•        Театр масок:

•        специальные костюмы для детей;

•        декорации, бутафории к спектаклям;

•        маски;

•        Костюмы;

•        Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д.

•        Подборка игр;

•        Разработки занятий;

•        Сказки и т.п.

Список литературы

•        Акулова Т. А. Театрализованные игры.

•        Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012

•        Ковалец «Азбука Эмоций».

•        Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. Кукольные спектакли.    Эстрадные миниатюры. Волгоград:Учитель,2009. – 266 с.

•        Губанова Н.Ф. Программа «Театрализованная деятельность дошкольников» для детей 2-5 лет. Москва, «ВАКО» 2011

•        Крамаренко Т.И., Крамаренко Ю.Г.  Кукольный театр дошкольникам.

М, 1982.

•        Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

•        Сорокина Н.Д. Программа "Театр - Творчество - Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.

•        Захарова Т.Н. «Ролевые игры в детском саду». Конспекты занятий

с  детьми от 4 до 7 лет. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития ум...

программа по организации театрализованной деятельности

развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации.

Актуальность данного проекта заключается в том, что театрализованная деятельность помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизиру...

Программа по организации театрализованных игр "В гостях у сказки"

Вариативная часть рабочей программы на 2020 -2021 учебный год....

1.6 Наличие КПК по организации работы с воспитанниками разных категорий (одарённые дети, дети-инвалиды с ОВЗ), по организации работы с применением различных инновационных технологий в ДОО, ИКтехнологий

Наличие КПК по организации работы с воспитанниками разных категорий (одарённые дети, дети-инвалиды с ОВЗ), по организации работы с применением различных инновационных технологий в ДОО, ИКтехнологий...