План по самообразованию "Элементарное музицирование, речь, движение"
материал (средняя группа) на тему

Каргальская Надежда Константиновна

Самообразование "Элементарное музицирование, речь, движение" для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_na_2017-18uch_god.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

музыкального руководителя

-первой квалификационной категории

Каргальской Надежды Константиновны

на 2017-2018 учебный год

Тема: «Элементарное музицирование, музыка, речь, движение»

«Кем бы ни стал в дальнейшем

ребенок – музыкантом или врачом,

ученым или рабочим, задача

педагогов – воспитывать в нем

творческое начало, творческое мышление»

К. Орф

Актруальность:

Элементарное музицирование с каждым годом набирает всё больше оборотов и вызывает интерес у педагогов всего мира.

Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста.  

Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

В основе методике Карла Орфа лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”. По мнению Орфа, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на начальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника. Т.Э.Тютюнникова разработала программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. В основе программы лежит идея творческого музицирования как коллективной деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация).

Таким образом, элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах и т д.

Цель:

Привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования и развитие системы музыкальности в целом. Сохранение и укрепление здоровья детей средствами элементарного музицирования.

Задачи:

-Всестороннее развитие музыкальных способностей детей среднего возраста:

Развитие простейшего ритма (звучащие жесты), слуховых и телесных ощущений (в умеренном темпе), формирований телесных ощущений выразительных средств через движение и игру: музыкальных тембров (быстро-медленно), контрасной динамике (громко-тихо), звуковысотности (высоко-низко), ладов (мажор-минор), формирование метроритмической пульсации, умение выделение акцента (сильной доли) и т.д.

-Обучение простейшим элементам музыкального языка.

-Создание предпосылки к формированию творческого мышления.

-Пробуждение потребности к музицированию.

-Знакомство с отдельными произведениями классической музыки на практике (соучастие в исполнении-детский оркестр).

-Знакомство с «Орфовским набором музыкальных инструментов»

(приёмами игры и звукоизвлечением)

-Знакомство с новыми музыкальными терминами.

Осуществить поставленные задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности детей: эффективного развития метро-ритмического чувства, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, развитие коммуникативных качеств.

Система элементарного музицирования очень гибкая, очень универсальная, а главное даёт возможность музыкальному руководителю раскрыться творчески, творить, сочинять и мыслить креативно.

План работы на 2017-18 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литера-

туры

Сентябрь-май

-Мет. пособие «Бим, бам, бом» Сто секретов музыки для детей

В1 и 2 «Игры звуками» Т.Э. Тютюнниковой.

-«Учусь творить. Элементарное музицирование, импровизация: музыка, речь, движение» Т.Э. Тютюнниковой.

-«Доноткино» Т.Э.Тютюнниковой.

-«Музыкальное воспитание дошкольников» 1994г О.П.Радынова.

-Программа «Тутти»

А.И. Бурениной и Т.Э.Тютюнниковой

-«Крошечная музыка» Хрестоматия по слушанию музыки для дошкольников.

Т.Э. Тютюнниковой.

-«Природа и музыка», «Настроение, чувства в музыке» О.П. Радынова

-«Учим петь детей 4-5» Песни и упражнения для развития голоса С.И Мерзлякова

-«Праздник каждый день»

И.Каплунова и И.Новоскольцева

-«Музыкальная палитра №5 2011г. (звучащие жесты)

Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми, родителями и педагогами.

Работа с детьми

Сентябрь

Инструменты:

Бубны, колокольчики, маракасы, самодельные «шумелки».

Игра: «Бегаем врассыпную и играем, садимся и молчим» (2ч форма)

Игра: «Гуляем, находим пару и играем»

Игра: «Играем и молчим»(2ч форма)

Звучащие жесты:

Игра-приветствие: «Имя-простое и ласковое»

Игра: «Тюшки-тютюшки»

Игра-импровизация: «Сыграй как я», «Сыграй сам»

Речевое музицирование:

Игра-приветствие «Здравствуйте»

Игра: «Едут, едут две лошадки»

Пение:

«Вот какие ладушки» (пение с движением)

Закличка с движениями: «Петушок»

Игра с голосом: «Музыкальные узоры»

Движение и активное слушание:

Игра: «Гномы и великаны»

Игра: «Говорящий барабан»

Октябрь

Инструменты:

Ложки, деревянные палочки, колокольчики, бубенцы, маракасы.

Игра: «У бабушки Натальи»

Игра: «Динь-дон» (громко-тихо)

Разучивания музыкального оркестра «Ложкари»

Звучащие жесты:

Игра: «Сыграй как я»

Игра-импровизация: «Сыграй сам»

Игра: «Тихие и громкие ладошки»

Игра-приветствие: «Малыши-розовые щёчки»

Речевое музицирование:

Игра «Тук, тук, деревянный это стук»

Пение:

Игра: «Звериный разговор»

Игра с голосом: «Музыкальные узоры»

Игра: «Катушка с нитками»

Движение и активное слушание:

Игра: «Медведь, зайчик и лисичка»

Выступление музыкального оркестра на празднике Осени.

Ноябрь

Инструменты:

Металлофоны, колокольчики.

Игра –импровизация: «Капли, капли»

Игра-импровизация: «К нам …. пришла, колокольчик принесла»

Звучащие жесты:

Игра «Тутти-фрутти»

Игра: «Марш-топ, вальс-шлёп, полька-хлоп»

Игра: «Маленькие и большие комары»

Речевое музицирование:

Озвучивание стихотворения:

«Теремок»

Пение:

Распевание: «Низкий голос»

«Высокий голос»

«Средний голос»

Движение и активное слушание:

Игра-танец: «Вот какие кубики»

Игра: «Танцуй и замирай»

Декабрь

Инструменты:

Бубенцы, маракасы,

бубны и деревянные палочки.

Игра-импровизация: «Разговор двух инструментов»

Разучивание музыкального оркестра.

Звучащие жесты:

Игра: «Хлоп-пауза»

«Шлёп-пауза»

Игра: «Сыграй как я»

Игра: «Сыграй сам»

Речевое музицирование:

Игра «Тук, тук, деревянный это стук»

Пение:

Приветствие: «Началось занятие»

Распевание: «Мы поём»

Игра с голосом «Музыкальные узоры»

Движение и активное слушание:

Танец-импровизация: «Снежинки и снеговики»

Январь

Инструменты:

Работа над музыкальным оркестром.

Звучащие жесты:

Игра «Озвучь своё имя-простое и ласковое»

Игра: «Хлопни как я»

Речевое музицирование:

Озвучивание стихотворения «Зима»

Пение:

Приветствие: «Началось занятие»

Игра с голосом: «Музыкальные узоры»

Движение и активное слушание:

Танец-импровизация: «Делай как я» по показу ребёнка.

Выступление музыкального оркестра на Новогоднем утреннике.

Февраль

Инструменты:

Треугольники и колокольчики.

Разучивание музыкального оркестра «Хрустальный оркестр»

Игра-импровизация: «К нам … пришла, треугольник принесла»

Звучащие жесты:

Игр по показу: «Пудель и птичка»

Игра-импровизация: «Пудель и птичка»

Речевое музицирование:

Озвучивание стихотворения «Снежный оркестр»

Пение:

Игра с голосом: «Музыкальные узоры»

Распевание: «Да, да, да, наступили холода»

Движение и активное слушание:

Игра: «Солдаты и ребята»

Танец импровизация с султанчиками: «Мы снежинки»

Март

Инструменты:

Барабаны, бубны, металлофон, бубенцы, колокольчики, треугольники, палочки.

Игра: «Угадай-ка что звучит»

Игра: «Весёлый жук»(2ч)

Звучащие жесты:

Игра: «Марш-топ, вальс-шлёп, полька-хлоп»

Игра: «Большие и маленькие комары»

Речевое музицирование:

Игра: «Комары и мошки»

Озвучивание стихотворения

«Капель» Ю.Поляковой

 Пение:

Закличка: «Андрей воробей» (видеоролик)

Движение и активное слушание:

Игра: «Бабочки и птички»

Танец импровизация с цветами.

Выступление музыкального  оркестра на утреннике посвящённому 8 марту.

Апрель

Инструменты:

Металлофон и бубенцы.

Игра-импровизация: «Весенняя капель»

Звучащие жесты:

Игра: «Повтори за соседом»

Игра: «Тутти-фрутти»

Речевое музицирование:

Озвучивание стихотворения: «Апрель» С.Маршак

Пение:

Пение с движением: «Вот как солнышко встаёт»

Игра с голосом: «Катушка с нитками»

Движение и активное слушание:

Танец импровизация-с пампонами.

(Танцуй на музыку, замирай на паузу)

Май

Инструменты:

Все инструменты пройденные за год.

Звучащие жесты:

(Повторение игр по желанию детей)

Речевое музицирование:

Костюмированное озвучивание сказки «Курочка ряба»

Пение:

Распевание заклички: «Андрей воробей» (видеоролик)

Движение и активное слушание:

Игра: «Бабочки и мальчики»

Танец-импровизация с воздушными шарами.

*музыкальный материал может варьироваться в течении учебного года по усмотрению музыкального руководителя.

Работа с родителями

Сентябрь-май

-Проведение конкурса для детей и родителей: «Музыкальный инструмент-своими руками».

-Организация мини-музея «Самодельные музыкальные игрушки».

-Оформления информационного стенда в группе.

-Индивидуальные беседы с родителями

-Посещение праздников и развлечений.

-Посещение родителей музыкальных занятий.

-Посещение мини-музея.

Февраль

Подготовка открытого занятия

по теме самообразования.

Проведение открытого занятия

Самореализация

Сентябрь-май

Подготовка мастер класса для педагогов.

Проведение мастер класса: «Обучение приёмам игры на хохломских ложках»

Подготовка мастер класса для педагогов.

Проведение мастер класса «Развитие чувства ритма» через игру»

Подготовка мастер-класса для педагогов.

Проведение мастер-класса «Сюжетно- -образные игры»

Прохождение курса повышения квалификации  «Введение в Орф-педагогику» (24 часа) Т.Э.Тютюнниковой.

Прохождение вебинаров по теме самообразования.

«Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать» ее, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия».

Т.Тютюнникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по правилам дорожного движения в младшей и средней группы

Работа направленна на обучение детей правилам дорожного движения. Ориентированна на детей младшей и средней группы....

Перспективный план работы по правилам дорожного движения в старшей и подготовительной группы

Работа помогает педагогу в целенаправленном обучении детей правилам дорожного движения. Ориентированна на детей старшего и подготовительного к школе возраста....

Перспективный план работы по правилам дорожного движения в старшей группе

Перспективный план работы по правилам дорожного движения в старшей группесентябрьЗанятияКонструирование: «Транспорт»Цель: учить создавать из строительного или бросового материала знакомые ...

Мастер-класс: «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Цель: Овладение эффективными методамии приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитател...

Кинезиология в детской речи. Движение и речь.

laquo; Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.В последнее время количество детей с нарушениями речи...