Мастер-класс «Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий в работе над дыханием юного вокалиста»
методическая разработка по теме

Марышева Ольга Васильевна

Мастер - класс развитию вокальных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlyon_master.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологии в работе над дыханием юного вокалиста»

Цель мастер-класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию правильного дыхания юного вокалиста через взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класс в работе над дыханием юного вокалиста  через взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий;

- представить участникам мастер-класса методы и приемы в работе над дыханием ребенка в процессе развития его вокальных способностей.

- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе методов и приемов  работы над дыханием юного вокалиста.

Проблема: С помощью каких упражнений можно научить ребёнка правильно дышать и при этом петь. Укрепляя иммунитет создавать территорию творчества, в которой ребёнок пребывает в хорошем настроении и дышит полной грудью.

Актуальность:  Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

        По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенных в 2012 году, доля здоровых детей в целом снизилась до 32%. Вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии – их теперь 16% . Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей.

Моя задача, как музыкального руководителя – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Для успешного достижения поставленных целей и задач мною подобран и адаптирован  музыкальный материал. Это  вокальные игры,  распевки, скороговорки, упражнения на дыхание без звука и со звуком, песни с движением. Ещё И.В.Гёте говорил, что «искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение». Результатами своей работы считаю успешные выступления воспитанников детского сада на городских вокальных конкурсах и концертах. Высокие результаты при диагностировании детей, положительные отзывы коллег и родителей.

На своих музыкальных занятиях я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  2. ВОКАЛОТЕРАПИЯ
  3. РИТМОТЕРАПИЯ
  4. ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ
  5. УЛЫБКОТЕРАПИЯ

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

           Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Пример: «Музыкально-поэтические гостинные»

ВОКАЛОТЕРАПИЯ – метод, где вокальное творчество детей является одним из ярких и наиболлее активных проявлений музыкотерапии.

         Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

ГОЛОС – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

В процессе пения – развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, очень часто от этого зависит работоспособность человека.

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

          А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

         Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их "пропевания") то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек,

мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин),

матки и яичников (у женщин);

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ, ЭХ – стимулируют выброс из организма

отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

РИТМОТЕРАПИЯ – метод, который помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях вокалом можно применять музыкально – ритмические упражнения.

     Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.

    Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

ФОЛЬКЛОРНАЯ  ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ - метод,  включающий в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

         Все – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально - творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей.

        Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

УЛЫБКОТЕРАПИЯ

        Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

          Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей. Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии- вот три основных кита вокального искусства, на которых строится образовательный процесс на моих музыкальных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Мастер - класс "Сохрани свое здоровье" с использованием здоровьесберегающих технологий.

Данное методическое пособие направлено на формирование у детей дошкольного возраста привычек к здоровому образу жизни.Представлен литературный материал поданной теме....

Мастер-класс по теме "Релаксация как метод здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Мастер-класс по теме "Релаксация как метод здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками", готовила для районного конкурса...

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи:• Формирование элементарных представлений о здор...

Презентация "Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»"

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи:• Формирование элементарных представлений о здор...

Семинар по вопросам преемственности в работе детского сада и школы для воспитателей и учителей начальных классов Лицея №7. Мастер - класс на тему: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи детей 6-7 лет».

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:обучить детей приёмам сохранения здоровья:восстановления сил...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»...