Методические разработки к оформиению проекта
методическая разработка на тему

Методические разработки к оформиению проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155) требует от воспитателя изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности.

Метод проектной деятельности позволяет решить одну из важнейших проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью проектной деятельности возможны моделирование интересных и значимых для каждого ребенка ситуаций, решение важных проблем, формулировки творческих заданий, не имеющих единых, заранее известных решений, тем самым побуждая и мотивируя воспитанников к активному участию в образовательной деятельности.

Выполняя проекты, дети осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, активность и инициативность, формируются умения планировать и принимать решения, двигаться к поставленной цели. Это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Развитие творческого воображения.

4. Развитие творческого мышления.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам:

  • по предметно-содержательной области:
  • монопроекты (в рамках одной области знаний или образовательной области);
  • межпредметные (на стыке различных образовательных областей).
  • по характеру доминирующей в проекте деятельности:
  • творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • исследовательско-творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, в виде газет или журналов, драматизации, детского дизайна);
  • информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы, оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, спектакль, сказка).
  • по количеству участников:
  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые;
  • коллективные;
  • массовые.
  • по продолжительности:
  • краткосрочные (1–3 дня);
  • средней продолжительности (неделя–месяц);
  • долгосрочные (от 3 месяцев).

Формы продуктов проектной деятельности:

  • web-сайт;
  • анализ аналитического опроса;
  • атлас;
  • лэпбук;
  • буктрейлер (по книгам);
  • бизнес-план;
  • видеофильм;
  • видеоклип;
  • выставка;
  • газета, журнал, книга;
  • коллекция;
  • макет;
  • модель;
  • мультимедийный продукт;
  • мультфильм;
  • сказка;
  • учебное, методическое пособие и т.д.

Виды презентаций продуктов:

  • деловая игра;
  • демонстрация видеофильма;
  • научный доклад;
  • спектакль;
  • ролевая игра;
  • телепередача;
  • спектакль;
  • мультимедиа и т.д.

Примерный план работы воспитателя над проектом:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный:

  • постановка исследовательской проблемы;
  • стимулирование интереса детей к изучению проблемы;
  • актуализация опыта детей по проблеме;
  • выдвижение гипотез и предложений по изучению проблемы.

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

Проблемно-деятельностный:

  • планирование НОД;
  • совместная деятельность в режимных моментах;
  • деятельность в среде;
  • взаимодействие с родителями.

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение ролей, амплуа, обязанностей.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

Творческий:

  • создание конечного продукта;
  • оформление продукта деятельности;
  • публичная презентация результатов проекта.

9. Подготовка к презентации.
10. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности


«Паспорт проекта»:

  • Название проекта.
  • Вид проекта, тип проекта (продолжительность).
  • Участники (возрастная группа детей).
  • Цель, задачи.
  • Автор проекта.
  • Актуальность.
  • Предполагаемый результат.
  • Этапы:
  • подготовительный;
  • практический;
  • итоговый (презентационный).
  • Информационные источники, литература.
  • Приложение (материалы, которые прошли в рамках работы над проектом: конспекты совместной деятельности с детьми, анкеты для родителей, консультации для родителей и др.).

Семейный проект

Этапы работы (деятельности) над проектом:

  • обсуждение и утверждение тем проектов на родительском собрании;
  • консультации воспитателей для родителей:
  • «Этапы работы над проектом»;
  • «Презентация проекта».
  • Виды семейных проектов:
  • свободные темы;
  • темы семейных проектов в рамках долгосрочного группового проектов.

Способы разработки проектов

«Системная паутинка»

Познавательное развитие 
ведущая деятельность – познавательно-исследовательская,
формы:

Речевое развитие 
ведущая деятельность - коммуникативная,
 формы:

Физическое развитие 
ведущая деятельность -двигательная,
 формы
:

Социально-коммуникативное развитие 
ведущая деятельность - игровая,
формы:

Художественно-эстетическое развитие
ведущая деятельность - продуктивная,
формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами 
формы:

«Модель трех вопросов»

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Содержание, то что дети уже знают.

План (тема проекта).

Источники новых знаний, т. е. средства.

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Именно этот прием – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: ПРОЕКТ "ПОМОЩНИКИ"

Цель:1 Путем творческого подражания младших детей старшим формировать правильное социальное поведение2. Сформировать позитивное общение у старших дошкольников, в ходе которого заложить нормы и правила...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ "КОЛОБОК"

ГБОУ 762 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»Руководитель проекта : ИВАЩЕНКО Л.П. АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНК...

методическая разработка по внедрению проекта "Елочка живи"

Цели проекта: 1. формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста; развивать творческие способности детей.2. Привлечь внимание воспитанников и родителе...

Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительный проект: "В гостях у Нептуна"

Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительный проект: "В гостях у Нептуна"...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта «Дети и музей». Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.

            В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отр...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...